Дополнительное образование физкультурно-спортивного профиля

Дополнительное образование
физкультурно-спортивного профиля
осуществляется в динамично развивающемся
образовательном пространстве, включающем в себя
множество разнообразных туристско-спортивных
клубов и объединений детей и взрослых по
интересам и видам туризма. В них объективно
задается множество отношений и не только
осуществляются специальные развивающие
технологии освоения опыта самостоятельной
познавательной деятельности, опыта освоения
туристско-спортивного и исполнительского
мастерства, творчества, эмоционально-ценностных
и межличностных отношений обучающихся
(воспитанников), но и возможности для социального
и профессионального самоопределения,
самореализации детей старшего школьного
возраста.

Как педагог дополнительного образования я
являюсь руководителем детского объединения
«Богатырь» в учреждении дополнительного
образования детей Доме детского и юношеского
туризма и экскурсий (юных туристов). На занятиях
туристско-спортивного профиля (играх, походах,
соревнованиях, состязаниях, конкурсах,
туристских прогулках) происходит овладение
воспитанниками различными образовательными,
информационными, продуктивными технологиями. На
занятиях осуществляется самостоятельное,
осмысленное освоение заинтересованным ребенком,
подростком социального опыта познавательной,
исполнительской, творческой деятельности и
личностно-значимых отношений.

Постоянно расширяющееся внешнее (внешкольное)
образовательное пространство способствует
формированию внутренней
образовательно-воспитательной среды (интересов
и склонностей) самих обучающихся. Дополнительное
туристское образование это своеобразная
образовательно-воспитательная и
производственная среда, в которой
осуществляется «штучная выделка»
(производство) романтически увлеченных активной
деятельностью в сфере физической культуры,
спорта и туризма каким-то конкретным делом
школьников, с учетом их индивидуальных
способностей, мотивов, интересов и ценностных
ориентации.

Занятия в объединении осуществляются по
дополнительной образовательной программе
«Физическое развитие обучающихся».
Образовательная программа физического развития
обучающихся расширяет возможности
дополнительного образования туристского
профиля и является важным дополнением в
подготовке старшеклассников к освоению
содержания образования других образовательных
программ физкультурно-спортивной
направленности. Программа усиливает
компенсаторные и адаптационные функции занятия
спортом, определяет установку на продолжение
образования, приобретения опыта
самоорганизации, самоконтроля и продуктивной
творческой и социокультурной деятельности.
Программа модифицированная, развивающая,
вариативная, простроена по принципу
систематичности и последовательности,
посредством которого у подростков
вырабатывается и развивается выносливость,
физическая стойкость и заинтересованность в
укреплении собственного здоровья.

Условием приема для обучения в объединении
является наличие допуска-справки от врача о
состоянии здоровья, так как местом реализации
образовательной программы является спортивный
зал, оборудованный специальным оборудованием.
Отличительная особенность такой программы
физического развития обучающихся от других
аналогичных заключается в том, что обучение
сочетает в себе теоретические и практические
занятия в спортивном и тренажерном зале.
Теоретический материал излагается в форме бесед.
Основное время уделяю практическим занятиям,
которые проводятся при демонстрации приемов
выполнения упражнений, способов и соответствуют
принципам систематичности, последовательности,
учета индивидуальных особенностей, учета
ведущей деятельности, здоровъесообразности.



Среди методов обучения особое внимание в
процессе работы уделяю словесным методам,
наглядным, практическим. Эти занятия позволяют
ребятам быстрее адаптироваться к нагрузкам при
занятии туризмом, приобщают к, здоровому образу
жизни, воспитывают коллективизм и обладают
огромным потенциалом для развития и
совершенствования физических и духовных
качеств.

Работа на спортивных тренажерах и работа с
тяжестями предполагает определенный навык,
поэтому перед началом самостоятельной работы мы
ввели обязательный подготовительно-
адаптационный период занятий с воспитанниками.
Этот период включает в себя обязательное
освоение техники безопасности по подготовке
тренажеров к работе, по работе на тренажерах,
правильности выполнения упражнений,
индивидуальный подбор нагрузки, умения
самостраховаться и подстраховывать товарищей во
время выполнения упражнений. В этот период
осваивается базовый комплекс упражнений,
направленный на общефизическое укрепление
здоровья ученика. В этот период занятия
проводятся при обязательном контроле
преподавателя. Только после этого ребята
допускаются к самостоятельной тренировке на
снарядах и тренажерах в минигруппах по базовому
комплексу упражнений, который направлен на
общефизическое укрепление здоровья.

К ожидаемым результатам программы можно
отнести воспитание, развитие личности
обучающихся, а также результаты, отражающие
освоение обучающимися специальных
физкультурно-спортивных знаний по программе. В
процессе занятий у воспитанников интенсивнее
развивается привычка здорового образа жизни,
вырабатывается способность быстро переходить от
мышления к действию, заранее обдумывая ход своей
работы, планировать ее, формируется и
развивается точность и ловкость движений,
формируется творческий потенциал личности,
физкультурно-спортивные умения и способы
действий: поведенческие, опознавательные,
преобразовательные.

Проверка результатов освоения образовательной
программы происходит в рамках итоговой
аттестации обучающихся. Помимо проведения
итоговой аттестации обучающихся проводится
педагогическая диагностика результата.
Диагностика в начале обучения определяет
уровень знаний и мотивы обучения по программе,
проходит в форме беседы; текущая — проводится на
каждом занятии, промежуточная — проводится по
окончании изучения отдельных тем, итоговая -
проводится в конце учебного года.

Итогом реализации дополнительной
образовательной программы в объединении
«Богатырь» является участие обучающихся в
спортивных походах, сплавах, соревнованиях
различного уровня, продолжение образования в
учреждениях дополнительного образования по
образовательным программам
физкультурно-спортивной направленности. Одной
из концептуальных основ такой работы со
школьниками является сохранение и укрепление
здоровья детей в процессе обучения. Вовлечение
детей в спортивно — туристскую деятельность
целенаправленно обеспечивает формирование
положительного отношения к спорту, природе,
социальным факторам жизни, приобретение навыков
самостоятельной деятельности, прививает
первичные эколого-туристские навыки и умения,
углубляет и расширять эколого-краеведческие
знания, развивает включение анализаторов
(зрение, слух, воображение) средствами
разнообразных форм работы, воспитывает бережное
отношение к природе.




Следующий: