Дополнительная образовательная программа Вокальная студия

Пояснительная записка.

В системе комплексного
художественно-эстетического воспитания
вокально-хоровое пение занимает важное место и
является одним из самых доступных,
распространенных, активных и полезных видов
исполнительской деятельности. Оно имеет ряд
особенностей, способствующих эстетическому
развитию обучающихся, благодаря своей
коллективной природе и качеству музыкального
«инструмента» — голоса. Коллективность
выступает как главный фактор воспитательного
аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с
детства — наиболее массовая форма охраны голоса,
тренировки голосового аппарата, а значит,
здоровья ребенка.

Данная дополнительная образовательная
программа вокально-хоровой студии является
модифицированным вариантом типовой программы
для детских хоровых и вокальных коллективов
общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования. Она направлена на
формирование целостного отношения к музыке как
виду искусства, на комплексное развитие личности
и творческое самовыражение обучающихся.
Программа предусматривает непрерывность и
преемственность обучения и воспитания (от 7-18
лет), сочетания разнообразных форм деятельности,
воспитательных и образовательных мероприятий,
логическое использование традиционного и
современного музыкального материала,
инновационных и здоровье сберегающих
технологий. Программа отличается
демократичностью (работа со всеми желающими), а
также дифференцированностью музыкального
образования (углубленная работа с музыкально
одаренными детьми).

Программа очень тесно связана, а также является
логическим продолжением школьного курса
предмета «Музыка» на всех его этапах обучения, а
также прослеживаются связи в образовательных
областях предметов литературы, истории, коми
языка и литературы (что находит отклик в
репертуаре коллективов), физкультуры (т.к.
решается задача физического развития
обучающихся). После завершения обучения по
данной программе выпускники могут продолжить
обучение в учебных заведениях музыкального
профессионального образования.

Также в основу данной программы положены
многие аспекты (принципы и методы
вокально-хоровой работы) ведущих
музыкантов-хоровиков в области детского
хорового исполнительства: В. Попова, Г. Струве, Д.
Огороднова, П. Емельянова, Вл. Соколова и др.

Цели и задачи

Целью данной программы является реализация
общей цели массового музыкального образования и
воспитания — формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры
обучающихся (согласно «Концепции
художественного образования в Российской
Федерации»).

Задачи специального развития:

  • формирование навыков певческой установки,
    разностороннее развитие вокально-хорового
    слуха, накопление музыкально-хоровых
    представлений;
  • развитие музыкальной памяти, координации
    деятельности голосового аппарата с основными
    свойствами певческого голоса: звонкость,
    полетность, мягкость;
  • формирование навыков певческой
    эмоциональности, выразительности, певческого
    дыхания, вокальной артикуляции, расширение
    диапазона голоса;
  • приобретение навыка пения а-капелла,
    многоголосного пения;
  • владение техникой современного
    исполнительства, сольного и ансамблевого
    вокального музицирования;
  • укрепление здоровья обучающихся путем
    применения здоровье сберегающих технологий.

Задачи формирования личностных качеств:

  • воспитание чувств коллективизма,
    ответственности, дисциплинированности,
    потребность и готовность к эстетической
    деятельности;
  • развитие творческой инициативы,
    коммуникативных способностей, элементов
    самоуправления;
  • воспитание интереса и любви к национальной
    музыке, привитие художественного вкуса;
  • реализация творческих возможностей музыкально
    одаренных детей на основе коллективного и
    сольного вокального музицирования;
  • расширение музыкального кругозора обучающихся;
  • профилактическая работа асоциального
    поведения обучающихся.

Характеристика программы

Тип - дополнительная образовательная
программа;

Вид - модифицированная;

Направленность -
художественно-эстетическая;

  • По цели обучения — развивающая художественную
    одаренность;
  • По масштабу действия — учрежденческая;
  • По возрастному признаку — разновозрастная;
  • По уровню освоения — общекультурная;

Вокальная студия организуется при средней
общеобразовательной школе или Доме детского
творчества для детей начальной и средней школы.
Возраст обучающихся от 7 до 18 лет.

Комплектование проходит по возрастному
признаку и уровню подготовленности учащихся.

Занятия в вокальной студии являются более
углубленным и расширенным продолжением работы,
начатой в хоровом коллективе. Данный принцип
студийности предполагает:

  • наличие 3-х ступеней обучения и преемственность
    между ними;
  • сочетание учебной, исполнительской и
    воспитательной работы с вокалистами;
  • активная концертная деятельность;
  • вокально-хоровой отряд в летний период (на базе
    детской оздоровительной площадки), участие в
    профильных оздоровительных лагерях.

Обучение предполагает 3-х ступенчатую систему:


Ступень Группа Возраст обучающихся Количество обучающихся Продолжительность обучения
на данной ступени
I ступень младшая 7-11 лет 13-15 от 1-4 лет
II ступень средняя 11-14 лет 13-15 от 1-3 лет
III ступень старшая 14-18 лет 10-15 от 1-4 лет

Режим занятий:

- младшая группа - 3 часа в неделю (по 40 мин.) всего 96 часов
в год
- средняя группа - 3 часа в неделю (по 40 мин.) всего 96 часов
в год
- старшая группа - 5 часов в неделю (2 раза по 40 мин) всего 160
часов в год.

Приложение 1.

I ступень
(учебно-тематический план, содержание программы,
программные требования к уровню подготовки,
примерный репертуар, этапы педагогического
контроля).

Приложение 2.

II ступень
(учебно-тематический план, содержание программы,
программные требования к уровню подготовки,
примерный репертуар, этапы педагогического
контроля).

Приложение 3.

III ступень
(учебно-тематический план, содержание программы,
программные требования к уровню подготовки,
примерный репертуар, этапы педагогического
контроля).

Вокальные занятия проводятся на базе
оборудованного кабинета музыки. Для занятий в
кабинете имеется музыкальная аудио и видео
аппаратура (музыкальный центр, проигрыватель,
телевизор, видеомагнитофон, микрофоны),
музыкальный инструментарий (фортепиано, детские
музыкальные инструменты, синтезаторы).
Концертные и репетиционные занятия проводятся
на сцене.

Помещение для занятий регулярно
проветривается, проводится влажная уборка,
соблюдается температурный режим (согласно
«СанПин 2.4.4.1251-03″ от 1.04.03). Обучающиеся
ознакомлены с памятками о
санитарно-гигиенических правилах во время
занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • владеть необходимым запасом специфических
    вокально-хоровых навыков согласно содержанию
    программы;
  • вовлечение значительного числа учащихся
    желающих заниматься данным видом музыкальной
    деятельности, приобщение их к духовным
    ценностям, получение практических навыков для
    самостоятельного музицирования;
  • укрепление вокально-хорового коллектива как
    творческой единицы для участия в последующей
    концертной деятельности на местном, районном и
    республиканском уровнях;
  • просветительская деятельность коллективов в
    сельском социуме (пропаганда музыкального
    искусства, освещение творческой деятельности в
    СМИ, благотворительная концертная деятельность);
  • участие в профильных лагерях и тематических
    сменах с целью развития творческого потенциала и
    оздоровления обучающихся;
  • создание условий для получения дальнейшего
    музыкального образования выпускников, желающих
    поступить в соответствующие учебные заведения;
  • предполагаемая модель выпускника: проявление
    высокой эстетической и музыкально-певческой
    культуры, умение применять полученные знания,
    умения и навыки на практике, расширенный
    музыкальный кругозор.
  • Итоги обучения предполагается подвести в
    разнообразных формах:

    • творческий отчет (сольный концерт коллективов)
      - публичный показ достигнутых результатов в
      вокально-хоровой деятельности;
    • выставка-демонстрация творческих работ
      обучающихся (художественных, литературных…),
      фото летописи коллектива.

    Методическое обеспечение дополнительной
    образовательной программы.

    Курс обучения вокальному пению опирается на
    следующие принципы:

    • систематичность;
    • преемственность между вокальными группами;
    • демократичность (занятия со всеми желающими
      музицировать независимо от условия развития
      музыкальных способностей) и
      дифференцированность (занятия с
      музыкально-одаренными детьми);
    • принцип учета индивидуальных и возрастных
      особенностей;
    • принцип комплексного способа воздействия на
      личность ребенка (применение различных видов и
      форм музыкальной деятельности на вокальных
      занятиях);
    • принцип связи исполнительской деятельности
      детей с окружающей жизнью с учетом применения
      новейших технологий и разработок в области
      музыкального воспитания.

    В работе предполагается использование
    разнообразных методов и приемов как
    традиционных (словесные, наглядные, практические
    …), так и новаторских (разнообразные «модели»
    занятий, применение здоровьесберегающих
    технологий, мониторинг и диагностика
    способностей, цифровых компьютерных технологий,
    система нетрадиционных творческих заданий,
    тренинги, практикумы и т.д.).

    Формы занятий:

    • общие занятия (ведется теоретическая работа,
      закрепление пройденного материала,
      воспитательные беседы);
    • групповые (ведется практическая работа над
      хоровыми партиями);
    • по подгруппам (ведется практическая работа над
      упражнениями, репертуаром);
    • индивидуальные (ведется работа с солистами);
    • сводные занятия (ведется репетиционная работа в
      концертном варианте над репертуаром, программой,
      обсуждаются организационные моменты).

    Примерная структура вокального занятия:

    • организационное начало — установка на занятие,
      постановка задач (3 мин);
    • распевания (5-10 мин);
    • работа над формированием вокально-хоровых
      навыков, пение учебно-тренировочного материала
      для постановки голоса (5 мин);
    • работа над песенным материалом, репертуаром (25
      мин);
    • заключение, итог (2 мин).

    Особенностью работы с данными вокальными
    коллективами является обучение пению без знания
    детьми нотной грамоты, опираясь на слуховое
    восприятие. Поэтому для эффективности работы
    широко используются следующие приемы:

    • графическое изображение мелодии и ритма;
    • многофункциональность дирижерского жеста;
    • опора на интонационную природу звука;
    • художественно-синкретический метод практики и
      другие.

    Подбор репертуара происходит с учетом
    следующих аспектов:

    • художественная ценность произведения;
    • воспитательное значение;
    • возрастные и певческие возможности коллектива;
    • разнообразие жанровой и музыкальной
      стилистики, связь с современными эстрадными
      направлениями;
    • логика компановки концертных выступлений.

    Концертные репетиционные занятия проводятся
    на сцене. С участниками студии предусмотрены
    занятия по сценическому движению с хореографом.
    Ведется планомерная работа с солистами и
    ансамблем. В начале года планируется концертная
    деятельность коллектива, участие в мероприятиях,
    в конце года — отчетный показ работы перед
    публикой. На различных ступенях обучения
    проводятся «срезы» музыкальных навыков,
    диагностика способностей. Каждое музыкальное
    произведение режиссируется, продумывается
    исполнительский план. Каждая программа также
    режиссируется с учетом восприятия ее
    слушателями, имеет тему и должна быть динамичной,
    яркой, разнообразной, со своей кульминацией,
    продуманным финалом. Занятия проходят живо,
    интересно, эмоционально, сменяя различные виды
    деятельности (пение, слушание,
    музыкально-ритмические движения, музицирование,
    творческие задания).

    Предусматривается моделирование и пошив
    концертных костюмов для участников.

    Наряду с образовательной программой в
    вокальных группах реализуется и воспитательная
    программа: экскурсионные поездки, тематические
    вечера, беседы, творческие встречи, коллективное
    посещение театральных спектаклей, туристические
    походы, оформляются фотоальбомы и накапливается
    видеоматериал о деятельности коллектива.

    По желанию участники вокальной студии посещают
    дополнительные занятия по хореографии,
    театральный кружок, осваивают игру на
    музыкальных инструментах (фортепиано, баян,
    гитара).

    Деятельность вокальной студии тесно связано с
    работой детского хорового коллектива, а также с
    различными учреждениями культуры и образования.

    Репертуарные сборники.

  • «Антология советской детской песни» (вып. 3,4
    «Москва», 1989 г.)
  • Бандина А., Попов В. «Школа хорового пения».
    «Москва», 1981 г.
  • Гомонова Е. «Веселые картинки». «Москва», 2000 г.
  • Дубравин Я. «Страна детства». «Советский
    композитор», 1987 г.
  • Крылатов Е. «Прекрасное далеко». «Советский
    композитор», 1988 г.
  • «Музыка моего народа», Сыктывкар, 1981 г.
  • Поплянова Е. «Игровые каноны». М. «Владос», 2002
    г.
  • Поплянова Е. «А мы на уроке играем». М.: «Новая
    школа», 1994 г.
  • «Произведения для детского хора. Хрестоматия».
    «Москва», 1983 г.
  • Песенные сборники «Розовый слон»
  • «Рисунки на асфальте»
    «Наша школьная страна» М. «Современная
    музыка», 2002 г.

  • Песенные сборники «Буратино» (вып. 4,5) сост. В.
    Модель. Л. «Советский композитор», 1989 г.
  • «Ошка мошка — радуга», Сыктывкар, 1993 г.
  • Струве Г. «Ступеньки музыкальной грамотности».
    Санкт-Петербург, 1999
  • «Хрестоматия русской народной песни»,
    «Москва», 1985 г.
  • «Хрестоматия. Музыка в школе. 5-8 класс»,
    «Мирос», 1993 г.
  • «Хрестоматия к урокам музыки», М:
    «Просвещение», 2001 г.
  • Чичков Ю. «Избранные песни для детей»,
    «Советский композитор», 1988.
  • Шаинский В. «Избранные песни», «Советский
    композитор», 1987 г.
  • «Танцуют дети», Сыктывкар, «Коми книжное
    издательство», 1992 г.
  • Е. А. Гомонова. «Музыкальный фейерверк». 2005 г.
  • В. Коровицын. «Радуйся солнцу», «Академия
    развития». 2006 г.
  • Литература для учителя.

  • Алиев Ю. Б. «Настольная книга школьного учителя
    - музыканта». «Владос», 2000 г.
  • Бандина А., Попов В. «Школа хорового пения»,
    «Музыка», 1981 г.
  • Емельянов В. «Фонопедический метод обучения
    пению», 1988 г.
  • Менабени А. «Методика обучения сольному
    пению». М. «Просвещение», 1987 г.
  • Огороднов Д. «Музыкально-певческое воспитание
    детей». К. «Украина», 1989 г.
  • Струве Г. «Школьный хор». М. «Просвещение», 1985
    г.
  • Юдина Е. «Первые уроки музыки и творчества», М.
    «Аквариум», 1999 г.
  • Периодические издания (журналы):
    1. «Музыка в школе»
    2. «Искусство в школе»
    3. «Музыкальная палитра» 1986-2012 г.
  • Следующий: