Домашнее задание — одно из средств самостоятельных занятий


В нашей стране неуклонно расширяется сеть
спортсооружений, увеличивается количество
квалифицированных специалистов,
всевозрастающими темпами идет подготовка
общественных кадров (тренеров и
инструкторов-общественников, общественных
судей). Однако вовлечение учащихся только в
специально организованные секции, группы
недостаточно для охвата абсолютного большинства
школьников систематическими занятиями
физическими упражнениями. Известно, что дети,
ведущие малоподвижный образ жизни, хуже
усваивают учебный материал. Снижение
двигательной активности в сочетании с
нерациональным образом жизни приводит к
появлению избыточной массы тела, ухудшению
здоровья, снижению умственной и физической
работоспособности. Чтобы повлиять на уровень
двигательной активности школьников одним из
простейших и эффективных выходов из
создавшегося положения является обучение
школьников самостоятельным занятиям. В данном
случае дети могут самостоятельно выбирать время
и продолжительность занятий, форму их
организации, использовать упражнения,
соответствующие их интересам. Целью
самостоятельных занятий физической культурой
является овладение знаниями, умениями, навыками
организации и проведения занятий для улучшения
здоровья, ведения здорового образа жизни.
Поэтому большое значение приобретает обучение
учащихся умению заниматься физическими
упражнениями самостоятельно. Этим и обусловлено
выделение в программе по физической культуре
раздела “ Навыки и умения самостоятельных
занятий ”, способствующего активизации работы
по внедрению физической культуры и спорта в быт
школьников, повышению двигательной активности
учащихся.

Одна из основных задач физического воспитания
в школе – формирование у школьников потребности
в личном физическом совершенствовании.
Достижение этой цели возможно лишь при решении
ряда промежуточных задач: воспитания у
школьников устойчивого интереса к физической
культуре, формирования у них навыков и умений
самостоятельных занятий, содействия внедрению
занятий физической культурой в режим дня. Первой
ступенью на этом пути является
заинтересовывание ребят. Младших школьников
мало волнует, как отразятся его сегодняшние
упражнения на его завтрашнем самочувствии. Для
них главное – получать сиюминутное получение
удовольствия.

Уже с младшего школьного возраста учащиеся
должны получать определенные задания для
самостоятельных занятий, начиная с введения в
режим дня утренней гимнастики, физкультпауз и
физкультминуток во время приготовления уроков.
От класса к классу к учащимся должны
предъявляться всевозрастающие требования в
отношении умения самостоятельно выполнять,
подбирать, контролировать, оценивать свои
действия.

Подготовка учащихся к самостоятельным
занятиям должна начинаться с четкого
инструктирования школьников о цели и задачах
самостоятельных занятий, постепенного
вооружения знаниями о системе самотренировок. С
первых же занятий нужно требовать от учащихся
соблюдения дозировки времени и нагрузки.
Обязательным компонентом обучения является
систематическая проверка даваемых школьникам
заданий и выработка у ребят простейших приемов
самоконтроля за реакцией своего организма на
нагрузку. Без этого невозможно эффективно
заниматься самостоятельно. Как и любая другая
деятельность, связанная с обучением и
воспитанием, обучение навыкам и умениям
самостоятельных занятий требует
индивидуального подхода к учащимся в процессе
организации самостоятельной работы. Она должна
заключаться, прежде всего, в помощи со стороны,
причем ребята послабее должны получать большую
помощь. Прежде всего, у школьников надо пробудить
интерес к самому процессу занятий физкультурой.
Поэтому уроки следует проводить так, чтобы они
оставляли в сознании подростков глубокий след,
приносили удовлетворение и были эмоционально
притягательными.



В соответствии с “Положением о физическом
воспитании в общеобразовательной школе” одним
из важных средств решения задач физического
воспитания являются домашние задания. При
правильной организации домашние задания
являются одним из способов приобщения ребят к
систематическим занятиям физическими
упражнениями и внедрения физической культуры в
быт учащихся.

Главная задача домашних заданий – укрепление
здоровья, повышение уровня физического развития
и двигательной подготовленности. Упражнения,
которые предназначаются для выполнения в
домашних условиях, должны быть знакомы
школьникам, несложны по координации. Один из
важнейших принципов – индивидуализация
домашних заданий, хотя задания на дом могут быть
и общими для всего класса или групповыми,
например: успевающим и отстающим ученикам,
девочкам и мальчикам. Учителю нужно внимательно
отнестись к вопросам дозировки домашних заданий.
Особое внимание обращать на учащихся, перенесших
заболевания. В соответствии с заключениями врача
следует временно освобождать от выполнения
домашних заданий.



Методика сообщения домашних заданий должна
быть направлена на то, чтобы учащиеся имели
четкое представление о содержании задаваемых на
дом упражнений, дозировке, условиях,
обеспечивающих безопасность их выполнения,
знали, как контролировать и оценивать
предлагаемые упражнения с точки зрения
соблюдения правильной техники, в какой
последовательности повторять. Для достижения
этой цели учитель должен придерживаться
следующих рекомендаций: если упражнения
домашних заданий сравнительно несложные, можно
ограничиться объяснением и показом. В том случае,
когда упражнения более сложные, желательно
заранее подготовить карточки с описанием на дом,
а при наличии учебного пособия сослаться на
соответствующую страницу и номер задания.
Предлагать учащимся домашние задания можно в
зависимости от сложности, конкретного
содержания урока, возраста и т. п. в любой части
урока. Условно домашние задания можно разбить на
две группы. Первая группа – это упражнения,
направленные на повышение уровня физической
подготовленности школьников, для развития
основных мышечных групп. Вторая группа является
подводящими, подготовительными к определенному
двигательному навыку. Например, комплексы
утренней гимнастики целеобразнее задавать в
водной части урока; упражнения связанные с
развитием двигательных навыков, качеств в
основной части, когда ученики работают над
развитием этих качеств. Упражнения, направленные
на овладение техникой двигательных навыков,
можно задавать и в заключительной части, тогда
это будет также способствовать и сосредоточению
внимания ребят, постепенному снижению нагрузки,
а также лучше запомнятся школьникам. Давая
задания на дом, необходимо указывать сроки их
проверки.

Проверка домашних заданий — это существенный и
действующий “канал”, связывающий домашнюю
работу и работу на уроке, помогающий объединить
их в единый учебно-воспитательный процесс. В
практике встречаются различные способы проверки
домашних заданий:

  • фронтальная проверка, так можно проверять
    несложные упражнения утренней гимнастики,
    некоторые акробатические элементы и упражнения 1
    группы домашних заданий;
  • выборочная проверка, когда проверяется
    выполнение домашних заданий отдельными
    учащимися, ее можно проводить по ходу урока, не
    останавливая учебного процесса, или специально
    обратить внимание всех ребят на ошибки и
    положительные стороны при выполнении упражнений
    домашних заданий отдельными учащимися;
  • проверка в парах, при этом каждый ученик
    оценивает выполнение упражнения у своего
    товарища;
  • коллективная проверка – выполнение домашнего
    задания одним из учащихся или каждым учеником
    оценивает весь класс;
  • проверка домашних заданий ответственным за это
    школьником, например физоргом или старшим в
    отделении.

Контрольные выполнения упражнений 1 группы
домашних заданий следует проводить один раз в
месяц. Результаты испытаний, отражающие сдвиги в
двигательной подготовленности ребят, желательно
заносить в сводную таблицу, что, несомненно,
будет активизировать работу по домашним
заданиям.

В 1-6-х классах для контроля за выполнением
домашних заданий необходимо привлекать
родителей. Для чего на родительском собрании
следует познакомить их с требованиями,
предъявляемыми к самостоятельной работе их
детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие
санитарно- гигиенические условия и условия
безопасности необходимо соблюдать при
выполнении домашних заданий. Следует
проинформировать о том, что домашние задания
лучше всего делать в перерывах между
приготовлениями уроков по другим предметам.



В нашей школе домашние задания даются всем
учащимся, начиная с 1 по 11-й класс. Особенно
актуальны домашние задания на каникулы, которые
проверяются уже на 2-3-х уроках после начала
занятий, определяя исходный уровень подготовки
каждого ученика. Затем перед каждым учеником
ставится задача – повысить показатели
двигательной подготовленности, не допустить
снижения их уровня. Домашние задания не требуют
много времени и места для их выполнения, они
просты и не нуждаются в специальном оборудовании
и инвентаре. В то же время они дают хорошие
результаты для поддержания физической формы.
Наблюдения за изменением результатов,
показываемых учащимися при выполнении домашних
заданий, школьники осуществляют сами, следя за
динамикой роста своих показателей от класса к
классу, сравнивают результаты. От учителя они
получают консультации и рекомендации по любому
интересующему их вопросу. При проверке
выявляются не только результаты труда учащихся
на уроках, но и плоды самостоятельной работы
школьников при выполнении домашних заданий. Во
время выставления текущих оценок учитывается не
количество повторений того или иного упражнения,
а прирост результата в сравнении с показанным
результатом в предыдущем опросе — соревнований.
Это позволяет всем без исключения учащимся, даже
физически слабо развитым, получить хорошую
оценку. Кроме того, выставление оценки за
увеличение результата стимулирует ежедневные
занятия тем или иным упражнением дома.
Большинство учащихся дома совершенствуется в
подтягивании, упражнениях со скакалкой, сгибании
и разгибании рук в упоре лежа. Результаты
проверок домашних заданий показывают, что к
концу учебного года уровень двигательной
подготовленности учащихся значительно
увеличивается. Это способствует выполнению
учебных контрольных нормативов и успешной сдаче
выпускных экзаменов по предмету физическая
культура. Школьники творчески применяют
полученные знания, умения и навыки для
поддержания высокого уровня физической и
умственной работоспособности, состояния
здоровья на основе применения самостоятельных
занятий. Старшеклассники часто выбирают экзамен
по физической культуре, и выпускники школы
успешно сдают вступительные экзамены на
факультете физического воспитания Елабужского
государственного педагогического университета
и в школе милиции г. Елабуга Республики
Татарстан.

Опыт работы обобщен и представлен на заседании
районного методического объединения учителей
физической культуры школ района в виде открытого
урока в 10–11-х классах и доклада.


1 группа домашних заданий

.

При выполнении для развития силы следует:
повторять упражнения до утомления, но не до
предельных напряжений; выполнять упражнения в
удобном для себя темпе; не задерживать дыхание,
когда этого не требуют условия выполнения
упражнения.

1. В упоре лежа передвижение на прямых руках
влево вправо. Во время передвижения туловище
держать прямым, носки ног стараться с места не
сдвигать. Оценивая упражнение, учитель обращает
внимание на умение учащихся повторить
передвижение не менее двух раз вправо и влево, а
так же на качество исполнения (внешнюю легкость,
непринужденность, осанку при выполнении
упражнения).
2. Из стойки ноги вместе сделать наклон вперед,
коснуться руками пола и, переступая руками по
полу принять упор лежа, таким же способом
вернуться в и.п. При выполнении упражнения ноги в
коленях не сгибать. Для проверки качества
выполнения учитель может установить
количественный норматив, например максимальное
число повторений упражнения за 10 с.
3. Сгибание разгибание рук в упоре лежа. Тело при
этом держать выпрямленным.
4. Подтягивание в висе лежа. Для этого упражнения
можно положить палку или кусок трубы на сиденья
стульев или смастерить перекладину в дверном
проеме. Основной ошибкой при выполнении
упражнения является прогибание туловища при
подтягивании. В исходном положении руки должны
быть перпендикулярны полу.
5. В положении лежа спине руки с гантелями в
стороны, поднимание рук вперед.

  1. Приседания на двух ногах на всей ступне.
  2. Приседания на одной ноге. В начале можно
    разрешать выполнять упражнение, держась за
    что-нибудь рукой.
  3. Прыжки на обеих ногах вперед и назад.
  4. Прыжки, на скакалке вращая вперед или назад.
  5. Выпады вправо и влево.
  6. Прыжки со сменой прямых ног вперед. Можно
    рекомендовать учащимся выполнять прыжки под
    музыку, что значительно повысит эмоциональность
    занятия, будет способствовать выполнению
    большего объема работы и с более высокой
    интенсивностью.
  7. Прыжки из глубокого приседа, с отягощением.
  8. Поднимание прямых ног из седа, руки сзади.
  9. Наклоны с касанием пальцами рук пола.
  10. Маховые движения ноги вперед, назад и в сторону.
  11. Круговые движения туловища.
  12. Многоскоки.


2 группа домашних заданий.

  1. Кувырок вперед. Из упора присев перекат назад в
    положении группировки и перекатом вперед
    вернуться в и.п.
  2. Кувырок назад. Из седа на полу перекат назад,
    коснуться ногами пола за головой и поставить
    руки на опору как можно ближе к плечам пальцами к
    себе.
  3. Стойка на руках. Из упора присев толчком
    приподнять ноги, руки немного сгибаются. Из того
    же и.п., опираясь прямыми руками, приподнять
    согнутые ноги выше. Выполнять упражнение только
    со страховкой.
  4. Стойка на лопатках. Из седа на полу перекат
    назад, коснуться пола за головой и, задержавшись
    в этом положении, поставить руки локтями на
    опору, а ладонями упереться в поясницу.
  5. “Мост” из положения лежа. Лежа на спине, ноги
    согнуть, поставить ладони как можно ближе к
    плечам и, разгибая руки и ноги, прогнуться. При
    этом смотреть на руки и стараться их выпрямить.
    Обратить внимание школьников на необходимость
    разминки перед выполнением упражнения и
    тщательную подготовку мест занятия, чтобы
    исключить возможность проскальзывания ног.
  6. Лазанье по канату. Захват ногами веревочки или
    скакалки, сидя на стуле. Научиться быстро,
    захватывать веревочку, не глядя на нее.
  7. Имитация лазанья по канату в два, в три приема.
  8. Самостоятельные катания на лыжах и коньках.

Широкое внедрение домашних заданий
содействует выполнению задач, предусмотренных
программой по физической культуре. Кроме того,
при правильной организации домашние задания
являются одним из способов приобщения ребят к
систематическим занятиям физическими
упражнениями и внедрения физической культуры в
быт учащихся. Для школьников, отнесенных по
состоянию здоровья к подготовительной
медицинской группе, и много пропустивших из-за
болезни учащихся устанавливаются
индивидуальные нормы.




Следующий: