Дом, в котором мы живем. 6-й класс

Цель: способствовать формированию у учащихся осознания связи жизни
человека с местом его жилой среды.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (объявление темы, цели урока).
  2. Изучение темы урока.
  3. Закрепление полученных знаний.
  4. Итог урока.

Вопросы:

  1. Эволюция жилья.
  2. Роль дома в жизни человека.
  3. Мой дом – моя семья.

Эпиграфы к уроку:

  • Мой дом – моя крепость.
  • «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.
  • Родительский дом – наша пристань в течение всей жизни, наш самый
    надежный тыл.

Ход урока

I. Организационный момент (объявление темы, цели урока).

(Слайд 1)

II. Изучение темы урока.

С древнейших времен человек заботился о том, чтоб защитить себя от непогоды,
от хищников. Такую защиту он находил в своем жилище.

И кто не слышал поговорки «Мой дом – моя крепость»? (Слайд 2) Воображение
сразу рисует средневековый замок. За прочными массивными стенами которого можно
укрыться от врага.

Человек не мог обойтись без жилища. Но те дома, в которых мы живем сейчас, не
сразу стали такими. С изменением образа жизни людей изменялось и их жилище.

Жилище князей и бояр – хоромы – состояли из нескольких соединенных
между собой переходами строений. В центре хором располагался терем, где
размещалось отапливаемое помещение. Крестьяне жили в небольших домах. В южных
районах это были полуземлянки (Слайд 3) – жилища, пол которых был ниже
уровня почвы, с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей. Позже на
смену полуземлянок в южных районах пришли каркасные избы с обмазанными глиной
стенами
(Слайд 4). В северных районах – срубная изба (Слайд 5) –
рубленый бревенчатый жилой дом. Избы возводили как крестьяне, так и горожане.
Потолка в избе не было, поэтому крышу делали особо прочной, покрывая плотным
слоем соломы.

Много места в жилом помещении занимала печь. Появилась она достаточно рано,
поскольку без ее помощи невозможно было обойтись. Первоначально это был открытый
очаг, превратившийся в закрытый, принявший форму печи. Избы топились
«по-черному»
.

(Вопрос детям.) Дым выходил в жилое помещение. Поскольку не было потолков,
дым концентрировался выше людского роста и не «ел» глаза.

Хочется особо остановиться на том, что «черный» способ отопления не являлся
признаком отсталости славян. «Черное» отопление в сравнении с «белым» имеет не
только недостатки, но и преимущества. Пространство под крышей (куда поднимался
дым) использовали для просушки и дезинфекции вещей, для копчения продуктов. Для
таких домов характерен сухой, теплый и свежий (проветривание дыма) воздух.



На смену «черным» домам пришли «белые» дома (Слайд 6). Печи с дымоходами
появлялись в первую очередь у богатых людей.

Было немаловажным то, где строился дом (Слайд 7).

Наши предки свято чтили обряды, проводимые при выборе места для постройки
дома, при заселении домов.

Работа с документом. (Приложение 1)

  • Какие обряды проводились и существуют до сих пор?

Человек не может обойтись без жилища. Дом для человека – его крепость.

Когда же дом превращается в крепость?

Может быть, когда квартира прячется за бронированной дверью? Кстати, сейчас
такая дверь – дело не лишнее. Или когда ваш дом обнесен высоким забором?

  • Когда вы можете назвать свой дом крепостью, и что это для вас значит?

Среди учащихся 7, 10 классов был проведен опрос – «Что для меня значит мой
дом» (Слайд 8).

В опросе приняли участие 40 человек. Результаты были следующими:

Мой дом – это моя любимая семья 63%
Дом для меня – это чистота, порядок,
уют
13%
Дом – место, где можно поесть,
поспать, поиграть в компьютер
12%
Дом – это помещение, где я живу 7%
Дом – это место, где заставляют
работать
5%

Надежной крепостью для человека дом становится тогда, когда в него хочется
возвращаться даже с самой любимой работы, после самого приятного путешествия,
после встреч с очень интересными людьми. И не только потому, что дома стоят твой
телевизор, холодильник с едой и кровать. Но, прежде всего, потому, что тебя там
ждут, тебе рады, и ты сам ждешь и радуешься встрече со своими близкими.
Родительский дом – наша пристань в течение всей жизни, самый надежный тыл.

III. Закрепление полученных знаний.

Как сказал Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Слайд 9)

Запишите, какой должна быть, по вашему мнению, настоящая семья (строим дом).
(Приложение 2)

Объяснить значение пословиц, поговорок и крылатых выражений о доме (лото).
(Приложение 3)

(Приложение 4)

IV. Итог урока.

Каждый учащийся проговаривает и заканчивает фразу: «Мой дом для меня – это …»

Литература и использованные источники:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца
    XVI века. Учебник для 6 кл. М.: Просвещение, 2006.
  2. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 кл. М.: Русское слово,
    2004.
  3. Пословицы и поговорки. Сборник. М.: 1995.
  4. http://content.foto.mail.ru
  5. http://www.verni.ru
  6. http://i019.radikal.ru
  7. http://www.artlib.ru
  8. http://www.petropolis-a.ru



Следующий: