Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время

«Последней цивилизацией человека
должна быть Сибирь»
Шпенглер «Закат Европы».

1. Актуальность

Государственными приоритетами в области
образования являются единство федерального
культурного и образовательного пространства,
защита и развитие национальных культур и
литератур, региональных культурных традиций и
особенностей в условиях многонационального
государства. Данные ориентиры позволяют
воспитать гражданина страны, мира,
интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого
общества, обладающего высокой политической и
демографической культурой, признающего
общечеловеческие ценности (семья, отечество,
труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей
других национальностей, приобщенного к культуре
предков. Бесспорно, только открыв для себя
местную национальную культуру, ее
закономерности и противоречия, ученик сможет
гармонично войти в российские, мировые
сообщества и стать востребованной обществом
личностью.

Сибирь, родной край – местность, отдаленная от
центра, сохранила, избежав дисгармонии
окружающей действительности, утверждающей хаос
в душах людей, национальную самобытность,
духовную культуру, природные богатства. Кроме
того, на берегах Енисея рождены талантливые люди,
связавшие личную и творческую судьбу с
Красноярским краем, в стремительном пульсе
которого им удалось уловить биение пульса
времени и страны. Великие Люди земли
Красноярской смотрели на родное, вечное,
прекрасное, сибирское влюбленными глазами,
по-хозяйски защищая его, познавая его
совершенство, и организовали таким образом
процесс «собирания камней».

Многообразны пути создания, открытия Сибири
как духовной сокровищницы, значение которой в
жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить.

2. Цель: создать условия для успешной и
качественной реализации
национально-регионального компонента.

Задачи:

а) Дать учащимся понятие о региональной
литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с
литературой через элективные курсы,
практическую деятельность, творческие методы
обучения и воспитания и т.д.

б) Способствовать формированию у учащихся
гражданско-патриотических качеств, расширению
кругозора, основ национального самосознания и
любви к отечеству; определить потенциал
межведомственного взаимодействия школьников
при опоре на особенности региональной культуры.

3. Проектная идея.

Опыт работы по изучению региональной
литературы, ресурсы края свидетельствуют о
широких возможностях разработки разнообразных
как по содержанию (изучение творчества отдельных
писателей, исторический аспект региональной
литературы, сибирская литература в контексте
общероссийской, фольклор Красноярского края,
нравственные проблемы в творчестве красноярских
авторов и т.д.), так и по форме: «рассредоточенно»,
когда тот или иной словесный материал будут
изучаться в рамках общелитературного контекста,
процесса (в 10 — 11-х кл.), через систему уроков,
когда будет выделено имя одного писателя
(например, В. П. Астафьева), творчество которого
будет подробно исследоваться, знакомство с
судьбами других сибирских поэтов и писателей
будет проходить обзорно, через активные формы
обучения, с опорой на приоритетные направления, в
рамках которых происходит освоение программного
материала в том или ином классе (см. программы по
русскому языку и литературе, 5 — 11-е классы); через
интегративные уроки, внеклассные мероприятия,
элективные курсы.. В основу реализации программы
элективных курсов может быть положен проектный
метод организации учебной деятельности
(создание музейной экспозиции, издание антологии
сибирской прозы, поэзии, выпуск альманаха,
создание фильмов, компьютерных презентаций о
творчестве писателей-сибиряков (метод сборников
и т.д.).

Являясь самостоятельным образовательным
предметом, данный курс органично войдет в
литературу, как учебную дисциплину, позволит
школьникам актуализировать, углублять,
систематизировать ЗУН, полученные на уроках, а
также интегрировать знания по гуманитарным
предметам, применяя их на качественно новом
уровне.

Учитель, определяя содержание и структуру
курса в соответствии с учетом особенностей,
интересов и уровня подготовленности учащихся,
получает возможность реализовать
личностно-диагностический подход к обучению,
включить школьников в
поисково-исследовательскую деятельность и, в
конечном счете, помочь им в определении своих
интересов внутри гуманитарного профиля
(филология, журналистика, научная работа,
создание собственных литературных произведений,
художественных полотен).

Появление данного проекта на основе изучения
региональной литературы представляется
целесообразным потому, что разработками в данной
области успешно занимаются ведущие ВУЗы города
(КГПУ, КГУ), ККИПК работников просвещения,
красноярский литературный музей, специалисты
могут оказать и оказывают существенную помощь в
организации данной работы и ее
программно-методическому обеспечению. Кроме
того, помощь и поддержку в реализации данного
проекта способны оказать красноярские
литературные периодические издания, художники,
композиторы города, талантливые выпускники
школы № 10.

Таким образом, каждый учащийся,
познакомившийся с национально-региональным
компонентом, становится сопричастным к жизни
родного края, входит в его историю и представляет
собой его будущее. Кроме того, процесс реализации
НРК дает учителю возможность сочетать
коллективную, групповую, индивидуальную формы
работы, использовать прогрессивные технологии
обучения, а учащимся определиться не только с
выбором профиля, но и дифференцировать область
своих гуманитарных интересов.

4. Участники.

Работу по реализации НРК будут вести по
заданным выше направлениям все члены кафедры
словесности и учащиеся с 5-го по 11-й класс при
сотрудничестве с библиотеками, музеями, ВУЗами г.
Красноярска, краевым Государственным Архивом, с
замечательными людьми Красноярского края:
поэтами Н. Ереминым, Р. Солнцевым, Э. Русаковым и
др., художниками: Орловой, А. Красновым и др.,
композиторами и певцами: В. Елисеевой, Луценко,
Трусовым, бардовскими объединениями, членами
географических сообществ, Краевым Советом
ветеранов, депутатами горсовета Казановой Т. И.

5. Принципы:

  • сотворчество детей и взрослых в совместном
    процессе освоения традиционной сибирской
    культуры;
  • формирование целостного представления
    учащихся о родном крае;
  • деятельностный подход.

6. Модули:

  • святые наши имена (о великих писателях и поэтах
    Сибири, Красноярска);
  • народная память (исторические этапы края, их
    оценка с точки зрения значительности для жизни
    России;
  • психология сибиряка (нравственный мир,
    ценности, традиции, обычаи);
  • человек и природа;
  • наследие (музейная деятельность).

7. Элективные курсы в момент реализации
проекта:

  • музееведение;
  • краеведение;
  • основы журналистики;
  • основы дизайна, флористики;
  • школа экскурсоводов;
  • библиотечное дело;
  • основы рекламного искусства;
  • школа молодого лектора;
  • школа массовиков-затейников;
  • основы проектной деятельности;
  • основы фотодела;
  • школа юного спасателя;
  • участие в НОУ.

Занятия проводятся в первую половину дня. Во
вторую половину дня дети под руководством
педагогов выполняют полученные задания на
улицах города, в музеях, архивах и т.д., а также
идет подготовка к массовым мероприятиям.

Работа в каждой группе организуется по
подгруппам:

  • поисково-собирательная (обобщение результатов
    проделанной работы, готовит походы и выходы);
  • фондовая (отвечает за учет и хранение фондов);
  • экспозиционная группа (работа над обновлением и
    расширение экспозиции);
  • экскурсионная группа разрабатывает обзорные,
    тематические, учебно-тематические экскурсии,
    организует подготовку экскурсоводов и лекторов,
    проводит лекции;
  • группа пропагандистов организует и проводит
    массовые мероприятия, тематические вечера,
    встречи с ветеранами и интересными людьми,
    праздничные торжественные мероприятия.

8. Возможные формы реализации проекта «Дом
— край — мир»:

  • гостиная, салон;
  • панорама достижений;
  • чтения;
  • конференции;
  • музей;
  • обзоры, выставки;
  • встречи с интересными людьми;
  • заочные экскурсии;
  • выезды, путешествия;
  • уроки в Интернете;
  • работа с текстами краеведческого характера;
  • фестиваль;
  • смотр;
  • ассамблея;
  • мастер-класс (обучение своим методам работы);
  • лаборатории по изучению творчества и жизни
    великих людей края;
  • альманахи, устные журналы;
  • кроссворды;
  • компьютерный центр по подготовке презентаций
    писателей-сибиряков;
  • документальный семинар-практикум;
  • классные часы;
  • работа в архиве по теме «Моя родословная»
    (истории династий в школе № 10);
  • встречи с интересными людьми-выпускниками
    школы № 10.

9. Итоговый период.

Данный период характеризуется тем, что
учащиеся, под руководством взрослых,
разрабатывают механизм взаимодействия разных
путей реализации регионального компонента в
урочный и внеурочный период. Составляется
примерный план дальнейшей совместной работы по
итогам анализа уже проделанной.

10. Предполагаемый результат.

По окончании срока реализации проекта «Дом —
край — мир» дети совместно с преподавателями
будут иметь модель многоуровневой организации
национально-регионального компонента в урочное
и внеурочное время.

Накопленный опыт позволит успешно реализовать
работу по созданию профильных классов в школе.
Разработанный механизм взаимодействия будет
способствовать расширению возможностей
школьного урока и поможет установить
сознательность действий учащихся на каждом
этапе урока, откроется возможность создания
картотеки старожилов, передвижных выставок,
исследовательской работы учащихся совместно с
ВУЗами, оформления альбомов семейных династий,
выпуска литературного альманаха творческих
работ учащихся школы № 10, компьютерных
презентаций и т.д.

Данный проект является лишь стартовой
площадкой по организации реализации
регионального компонента в школе № 10. Нельзя
понять Сибирь, зная только исторические события,
необходимо понимать мир в целостности. Для этого
нужно прикоснуться к прошлому, ценить настоящее
и простраивать будущее. Дальнейшее развитие
проекта будет выстраиваться в ОУ по следующим
компонентам:

  • учебный материал о жизни сибиряков (по
    произведениям сибирских писателей);
  • дискуссионно-диалоговый, позволяющий привлечь
    учащихся в совместные рассуждения о
    преемственности минувшей и нынешней Сибири;
  • исследовательский (создание базы данных);
  • общешкольный — проведение декады литературы:
    мероприятий, встреч, мастер-классов, выпуск
    альманаха, метод сборника;
  • районная презентация проекта «Дом — край —
    мир».

Следующий: