Доклад Современные педагогические технологии на уроках английского языка

В последние годы всё чаще поднимается
вопрос о применении новых информационных
технологий в средней школе. Это не только новые
технические средства, но и новые формы и методы
преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам
является формирование и развитие
коммуникативной культуры школьников, обучение
практическому овладению иностранным языком.

Основными характеристиками
применения современных информационных
технологий являются возможность дифференциации
и индивидуализации обучения, а также возможность
развития познавательной творческой активности
учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы
создать условия практического овладения языком
для каждого учащегося, выбрать такие методы
обучения, которые позволили бы каждому ученику
проявить свою активность, своё творчество,
активизировать познавательную деятельность
учащегося в процессе обучения иностранным
языкам. Современные педагогические технологии
такие, как обучение в сотрудничестве, проектная
методика, использование новых информационных
технологий, Интернет-ресурсов помогают
реализовать личностно-ориентированный подход в
обучении, обеспечивают индивидуализацию и
дифференциацию обучения с учётом способностей
детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Возможности использования
Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть
Интернет создаёт условия для получения любой
необходимой учащимся и учителям информации,
находящейся в любой точке земного шара:
страноведческий материал, новости из жизни
молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую
литературу и т.д.

В настоящее время необходимо привести
методику преподавания английского языка в школе
в соответствие с развитием современных
информационных технологий. На уроках
английского языка с помощью Интернет можно
решать целый ряд дидактических задач:
формировать навыки и умения чтения, используя
материалы глобальной сети; совершенствовать
умения письменной речи школьников; пополнять
словарный запас учащихся; формировать у
школьников устойчивую мотивацию к изучению
английского языка. Учащиеся могут принимать
участие в тестировании, в викторинах, конкурсах,
олимпиадах, проводимых по сети Интернет,
переписываться со сверстниками из других стран,
участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Учащиеся могут получать информацию по проблеме,
над которой работают в данный момент в рамках
проекта. Это может быть совместная работа
российских школьников и их зарубежных
сверстников из одной или нескольких стран.

Основная цель изучения иностранного
языка в средней школе – формирование
коммуникативной компетенции, все остальные цели
(образовательная, воспитательная, развивающая)
реализуются в процессе осуществления этой
главной цели. Коммуникативный подход
подразумевает обучение общению и формирование
способности к межкультурному взаимодействию,
что является основой функционирования
Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла -
это международное многонациональное, кросс
культурное общество, чья жизнедеятельность
основана на электронном общении миллионов людей
во всем мире, говорящих одновременно – самый
гигантский по размерам и количеству участников
разговор, который когда-либо происходил.
Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы
создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде,
обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в
настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в
решение широкого круга значимых, реалистичных,
интересующих и достижимых задач, школьники
обучаются спонтанно и адекватно на них
реагировать, что стимулирует создание
оригинальных высказываний, а не шаблонную
манипуляцию языковыми формулами.

Как информационная система, Интернет
предлагает своим пользователям многообразие
информации и ресурсов. Базовый набор услуг может
включать в себя: электронную почту;
телеконференции; видеоконференции; возможность
публикации собственной информации, создание
собственной домашней странички и размещение ее
на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам:
справочные каталоги; поисковые системы,;
разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно
использованы на уроке.

Обучая подлинному языку, Интернет
помогает в формировании умений и навыков
разговорной речи, а также в обучении лексике и
грамматике, обеспечивая подлинную
заинтересованность и, следовательно,
эффективность.

Интерактивность не просто создает
реальные ситуации из жизни, но и заставляет
учащихся адекватно реагировать на них
посредством иностранного языка. И когда это
начинает получаться, можно говорить о языковой
компетенции. Пусть даже при наличии ошибок.
Главное умение спонтанно, гармонично
реагировать на высказывания других, выражая свои
чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь
на ходу, т.е. мы можем рассматривать
интерактивность как способ саморазвития через
Интернет: возможность наблюдать и копировать
использование языка, навыки, образцы поведения
партнеров; извлекать новые значения проблем во
время их совместного обсуждения.

При работе с компьютерными
технологиями меняется и роль педагога, основная
задача которого – поддерживать и направлять
развитие личности учащихся, их творческий поиск.
Отношения с учениками строятся на принципах
сотрудничества и совместного творчества. В этих
условиях неизбежен пересмотр сложившихся
сегодня организационных форм учебной работы:
увеличение самостоятельной индивидуальной и
групповой работы учащихся, отход от
традиционного урока с преобладанием
объяснительно-иллюстративного метода обучения,
увеличение объема практических и творческих
работ поискового и исследовательского характера

Общение в виртуальной реальности
осуществляется с помощью электронной почты,
которая для овладения межкультурной
компетенцией может использоваться следующим
образом:

1. Установление дружеской
переписки.

Международный обмен письмами можно
осуществлять в любом классе и на любом уровне
владения языком. Помимо целенаправленного
использования изучаемого языка, установления
дружеских контактов и изучая, таким образом,
культуру, электронная переписка имеет свои
преимущества по сравнению с бумажной: она
быстрее, удобнее и дешевле.

Анализируя опыт использования
электронной почты в процессе обучения
иностранным языкам, можно прийти к следующим
выводам:

1. Предпочтение отдается работе в
небольших группах, без жесткого контроля со
стороны преподавателя. Наилучшие результаты
достигаются за счет возможности обучающихся
самим выбрать тему для обсуждения, а не
беспрекословно следовать указаниям учителя и
большинству группы (в таком случае просто
образуется новая группа).

2. Электронная коммуникация -
прекрасная практика языка, где осуществляется
переход от формы к содержанию — в сторону
истинного общения и свободного полета мыслей.
Присутствие реальной публики обеспечивает
повышение качества письма – речь школьников
становится более выразительной, к обычным
повествовательному и описательному жанрам
прибавилась аргументация.

3. Изменяется процесс письма – больше
внимания уделяться редактированию работ и
исправлению ошибок, причем даже для составления
монологов учащиеся нередко обращаются за
мнением или советом к своим партнерам – такая
работа представляет собой воплощение принципа
интерактивности.

4. Использование e-mail повышает интерес к
самому процессу изучения языка.

Помимо формального языкового опыта,
приобретенного при помощи телекоммуникаций,
нельзя отрицать и развитие межкультурной
компетенции.

Более того, можно смело утверждать, что
на сегодняшний день использование ресурсов
интернет, в т.ч. e-mail – наиболее эффективный и
доступный способ овладения кросс-культурной
грамотностью в условиях реального общения.

Как уже отмечалось выше, для повышения
эффективности использование e- mail должно быть
целенаправленным. Набор заданий может быть
следующим: поместите объявление о поиске друзей
на разных сайтах по переписке; напишите
информацию о себе; вышлите несколько сообщений,
например, 2-3 в неделю; для того чтобы получить
ответ, задайте в конце сообщения интересующие
вас вопросы; примите не меньше трех ответов на
свои сообщения; предоставьте полный отчет о
проделанной работе: что вы сделали, что из этого
получилось, что нового вы узнали, как вы
оцениваете задание. Включите в отчет свои письма
и ответы на них.

2. Создание совместных учебных
проектов.

Учащиеся не просто делятся информацией с
партнерами с разных концов земного шара, а
совместно работают над каким-либо проектом:
выбирается тема, разрабатываются методы
исследования, создается свой стенд, куда и
помещаются полученные результаты. Тему проекта
можно выбрать из уже предложенных кем-то на
лист-сервере или поместить туда свою и ждать
ответных контактов.

Таким образом, используя
информационные ресурсы сети Интернет, можно,
интегрируя их в учебный процесс, более
эффективно решать целый ряд дидактических задач
на уроке английского языка:

а) формировать навыки и умения чтения,
непосредственно используя материалы сети разной
степени сложности;
б) совершенствовать умения аудирования на основе
аутентичных звуковых текстов сети Интернет,
также соответственно подготовленных учителем;
в) совершенствовать умения монологического и
диалогического высказывания на основе
проблемного обсуждения, представленных учителем
или кем-то из учащихся, материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи,
индивидуально или письменно составляя ответы
партнерам, участвуя в подготовке рефератов,
сочинений, других эпистолярных продуктов
совместной деятельности партнеров;
д) пополнять свой словарный запас, как активный,
так и пассивный, лексикой современного
английского языка, отражающего определенный
этап развития культуры народа, социального и
политического устройства общества;
е) знакомиться с культуроведческими знаниями,
включающими в себя речевой этикет, особенности
речевого поведения различных народов в условиях
общения, особенности культуры, традиций страны
изучаемого языка;
ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной
деятельности учащихся на уроке на основе
систематического использования «живых»
материалов, обсуждения не только вопросов к
текстам учебника, но и актуальных проблем,
интересующих всех и каждого

В данном виде сотрудничества
Интернета и урока часто используется проектная
форма учебной деятельности.

Проект предполагает самостоятельную
исследовательскую работу школьников, в процессе
которой ребята ищут способ решения некоторой
комплексной многоуровневой задачи.

Кибернетическое пространство содержит
огромный культурный и дидактический потенциал,
который уже используется в обучении во всем мире.
Однако для оптимального и эффективного
использования кибернетических сетевых ресурсов
в учебный целях требуется огромная
научно-исследовательская работа, результаты
которой позволят определить общие и частные
принципы работы, критерии отбора сетевых
ресурсов, сайтов и материалов, а также
существенно обновить арсенал методических
средств и приемов.

Следующий: