Доклад по теме Технология разработки условий реализации профессионального модуля

Образование — это индустрия,
направленная в будущее. (С.П.Капица)

Развитие научно — технического прогресса и
переход экономики страны на рыночные механизмы
дает ясно понять, что выпускники образовательных
учреждений, не имея достаточной
профессиональной квалификации и опыта
практической деятельности, испытывают особые
трудности в адаптации к рынку труда.

Становится очевидно, что назрела необходимость
коренных преобразований системы подготовки
кадров, что объясняется рядом причин:

- высокий уровень квалификации и
профессионализм стали важным фактором
социальной защищённости работников, их
профессионального самосохранения;

- профессиональное образование стало фактором
повышения конкурентоспособности работника на
рынке труда, что обеспечивается постоянным
профессиональным ростом и профессиональным
самосовершенствованием;

- динамизм современных производственных
технологий, новые виды занятости, сокращение
времени трудовых контактов, вероятность
безработицы обусловили необходимость
подготовки специалистов нового типа, способных
легко адаптироваться к изменяющемуся миру
профессий;

- нечёткий рынок труда, колебание спроса и
предложения на профессии, профессиональная
миграция требует большей универсализации
профессиональных функций специалистов.
Востребованными становятся профессионально -
мобильные работники.

Профессионализм и компетентность — это те
качества, от которых сегодня зависят трудовые и
жизненные успехи.

Именно поэтому, профессиональное образование
должно в большей степени ориентироваться на
удовлетворение потребностей рынка труда,
конкретных запросах работодателей, привлекая их
к разработке стандартов профессионального
образования (ПО). Причем помощь работодателей
заключается в разработке основных видов
деятельности (функций), компетенций будущего
специалиста, то есть требований к результатам
освоения основной профессиональной
образовательной программы (ОПОП), а инженерно -
педагогический коллектив разрабатывает
требования к структуре и требования к условиям
реализации ОПОП.

Новое поколение стандартов разрабатывается на
модульно-компетентностной основе, которая
является результатом более глубокой
технологической проработки компетентностного
подхода применительно к системе
профессионального образования, т.е. формой его
реализации, максимально удобной для
использования в системе НПО и СПО.

Ключевым принципом модульно-компетентностного
подхода выступает ориентация на цели, значимые
для сферы труда.

При разработке ФГОС в первую очередь проводят
функциональный анализ — описание трудовой
деятельности через ее функции и результаты, что
позволяет оперативно учитывать изменения в
технологии и организации труда на региональных
рынках труда, куда попадут выпускники
образовательного учреждения.

Функциональный анализ начинается с
установления требований работодателей к
стандартам деятельности в рамках конкретной
профессиональной области (профессии) с целью
выявления реальных и перспективных требований
отрасли к различным категориям работников.

Анализ потребностей в умениях является
начальным этапом длительного цикла разработки и
реализации профессиональных стандартов, затем
образовательных стандартов, затем модульных
программ, основанных на компетенциях, который
завершается оценкой преподавания модулей.

После выявления функций, т.е. реальных действий,
выполняемых работником определенной профессии
различных уровней квалификации, и тех
компетенций, которые необходимы для выполнения
этой профессиональной деятельности,
составляется функциональная карта, которая
является основой разработки как стандартов
третьего поколения, так и, в конечном счете, -
программ обучения.

Основа каждого модуля — это блок
профессиональных дисциплин. По каждому модулю
предусмотрена практика и оценивание, а в
перспективе и сертификация.

Такой подход к построению содержания
образования позволяет оптимально сочетать
теоретическую и практическую составляющие
обучения, интегрируя их.

Оценка образовательных результатов в рамках
модульно-компетентностного подхода также
обладает своими особенностями. Во-первых, оценка
производится независимо по каждому модулю.
Во-вторых, базируется на критериях, которые
заранее определяются и формулируются в терминах
результатов деятельности модуля.

ФГОС по своей структуре регламентирует:

- требования к результатам освоения ОПОП,
которые включают в себя общие и профессиональные
компетенции;

- требования к структуре ОПОП на основе
модульно — компетентностного подхода при
освоении профессиональных компетенций по видам
профессиональной деятельности;

- требования к условиям реализации ОПОП.

Остановимся на последних требованиях более
подробно.

Итак, требования к условиям реализации
основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП) включают в себя:

1. Общие требования к условиям реализации
основных профессиональных образовательных
программ;

2. Требования к организации учебной и
производственной практик;

3. Требования к кадровому обеспечению
образовательного процесса;

4. Требования к учебно — методическому и
информационному обеспечению образовательного
процесса;

5. Требования к финансовому обеспечению
образовательного процесса;

6. Требования к материально — техническому
обеспечению образовательного процесса;

7. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских.

В рамках подготовки к реализации основной
профессиональной образовательной программы
(ОПОП) в нашем учреждении была проведена
реорганизация, заключающаяся в преобразовании
«Профессионального лицея №66″ в «Нижнекамский
индустриальный техникум» с интеграцией
базисных учебных планов НПО — СПО и переходом в
автономное учреждение, а также создание
экспериментальной площадки под руководством
директора ГАОУ СПО «НИТ» Шаихова Р.Р. по
разработке ФГОС по профессиям 240123.05 Оператор в
производстве шин и 240123.06 Оператор процессов
вулканизации.



Как показал проведённый анализ, переход к
компетентностной модели предусматривает
участие работодателей как в разработке
образовательной программы, так и в контроле её
качества. Поэтому творческой группой, которую
возглавила преподаватель обществознания
кандидат исторических наук Владимирова Л.М., были
установлены партнёрские отношения с цехами ОАО
«Нижнекамскшина». Представителям базового
предприятия было предложено принять участие в
сборе материала, отражающего необходимые
требования к профессии, должностным
обязанностям, профессиональным компетенциям.
Были получены сведения по современному
оборудованию, технологическим процессам
производства, которые были включены в содержание
междисциплинарных курсов.

Сегодня в нашем техникуме создаются все
условия для обучающихся с учётом их
способностей, склонностей, потребностей и
возможностей.

Практико — ориентированная подготовка
обучающихся, включающая в себя учебную и
производственную практику, зависит от
особенностей рабочих профессий. Для эффективной
адаптации обучающихся к условиям производства,
материально — техническая база, соответствующая
санитарным и противопожарным нормам,
обеспечивает проведение всех видов лабораторных
работ и практических занятий, в том числе с
использованием ПК.

Реализация ОПОП способствует улучшению
материально — технической базы
образовательного учреждения: были осуществлены
модернизация и ремонт учебных кабинетов и
мастерских, проведено обновление учебно -
лабораторного и учебно — производственного
оборудования: а именно, закуплены ноутбуки для
организации мобильного компьютерного класса,
интерактивные доски, лицензионное программное и
методическое обеспечение. На безвозмездной
основе предприятиями ОАО «Нижнекамский
механический завод» и ОАО «Нижнекамскшина»
переданы и установлены в мастерских техникума
несколько станков. Для обучающихся,
преподавателей и мастеров производственного
обучения приобретается необходимая учебная и
справочная литература. Идёт постоянное
пополнение методической литературой медиатеки
техникума. Каждый обучающийся обеспечен
доступом к сети Интернет, техникум имеет свой
сайт.

Количественный и качественный состав
инженерно-педагогического коллектива техникума
даёт возможность обеспечения реализации
образовательных программ профессионального
образования. Это педагогические кадры, имеющие
среднее профессиональное или высшее
образование, первую или высшую квалификационную
категорию.

В рамках реализации образовательных программ
профессионального образования преподаватели и
мастера производственного обучения прошли курсы
повышения квалификации.

В настоящий момент коллектив техникума
работает над решением следующих задач:

- обеспечение высокого качества
образовательного процесса на основе
совершенствования его содержания и структуры;

- развитие кадрового потенциала через
повышение квалификации, переподготовки и
участия в многообразных формах научно-методической
работы;

- организация инновационной, проектной
деятельности как способа реализации творческого
потенциала инженерно-педагогических работников
и обучающихся;

- изучение и внедрение наиболее эффективных
технологий обучения и воспитания в целях
повышения качества профподготовки;

- повышение статуса воспитания в процессе
образования, совершенствование духовно-нравственного,
патриотического, гражданского и физического
воспитания;

- комплексное учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФГОС.

Работа в режиме экспериментальной площадки
показала, что одним из наиболее важных аспектов
является разработка алгоритма деятельности
инженерно-педагогического коллектива в условиях
эксперимента, нацеленного на востребованности, в
конечном итоге, подготавливаемых нами кадров на
рынке труда.

Опыт, полученный ГАОУ СПО «НИТ» при разработке
ФГОС — это не только исследовательская и научно-методическая
работа коллектива, но и подготовка к работе по
новому поколению стандартов, что явно облегчит
работу по их внедрению в учебный процесс.

Ведь гибкость модульных образовательных
программ профессионального образования,
основанных на компетенциях, позволяет
образовательному учреждению:

- оперативно обновлять или заменять конкретные
модули при изменении требований к специалисту
вследствие изменений в технологиях и
организации труда, учитывая социально -
экономические тенденции развития республики,
обеспечивая качество подготовки специалистов на
конкурентоспособном уровне;

- чётко формулировать требования к результатам
освоения профессиональных модулей, а именно, к
компетенциям, приобретаемому практическому
опыту, знаниям и умениям;

- обеспечивать эффективную самостоятельную
работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны
преподавателей и мастеров производственного
обучения;

- обеспечивать обучающимся возможность
участвовать в формировании индивидуальной
образовательной программы;

- предусматривать широкое использование
интерактивных форм, таких как дискуссии, деловые
и ролевые игры, семинары в диалоговом режиме,
тренинги, творческие проекты, компьютерные
симуляции (причём удельный вес таких занятий
также определяется новым стандартом);

- создавать условия для всестороннего развития
личности;

- предусматривать встречи с представителями
работодателей, государственных и общественных
организаций;

- привлекать специалистов для проведения
различных мероприятий профессиональной
направленности;

- обеспечить стабильный спрос на выпускников
образовательного учреждения.

Подводя итог, можно сказать, что девизом к
стандартам ФГОС могут служить слова Герберта
Спенсера «Великая цель образования — это не
знания, а действия».




Следующий: