Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

Эпиграф.

Республика Башкортостан входит в
состав Российской федерации на добровольной и
равноправной основе. (Статья 5 Конституции РБ)

Образовательные цели:

  • создание у учащихся представления о причинах,
    ходе и характере вхождения Башкортостана в
    состав Русского государства;
  • формирование у учащихся понятий: ясак, военная
    повинность, феодальная раздробленность;
  • ознакомление учащихся с историческими
    личностями XVI в;
  • уяснение учащимися последствий добровольного
    вхождения Башкортостана в состав Русского
    государства.

Воспитательная цель:

  • закрепление навыка работы с историческими
    документами и текстом учебника, умения
    аргументировать свои выводы.

Развивающая цель:

  • формирование у учащихся способностей делать
    выводы о положительной роли вхождения
    Башкортостана в Русское государство.,
  • развитие у учащихся умения решать
    познавательные задачи при работе с текстом
    учебника и исторических документов,
    рецензировать ответы своих товарищей.
  • продолжить развитие умений анализировать
    исторические события, делать выводы, выделять
    причинно-следственные связи.

Тип урока:

комбинированный.

Основные термины и понятия:

Шежере, ясак,
феодальная раздробленность.

Основные даты и события:

первая половина XV
века
– феодальная раздробленность Золотой
Орды

2 октября 1552 г. –

взятие Казани

зима 1554 г. –

принятие русского подданства
западными и северо-западными башкирскими
племенами

1554-1556 гг. –

присоединение племен южной и
юго-восточной территории Башкортостана

1557 г. –

подписание в Москве акта о
добровольном вхождении Башкортостана в состав
Русского государства

60-90-е гг. XVI в –

присоединение территорий
Зауралья к Русскому государству

Оборудование:

  • карта “Республика Башкортостан”;
  • контурные карты “Республика Башкортостан”;
  • ксерокопии документов;
  • цветная бумага, канцелярские кнопки (скотч);
  • раздаточные карточки

Ход урока

I. Организационный

момент.

Приветствие, отмечаются отсутствующие на
уроке.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2007 год в Башкортостане — год празднования
450-летия добровольного вхождения Башкортостана в
состав русского государства. Вот без малого пол
тысячелетия Башкортостан и Россия живут единым
домом. На сегодня Башкортостан
многонациональная и поликонфессиональная
республика в составе Российской Федерации.

На уроке сегодня мы удостоены огромной чести
“докопаться” до истины вхождения Башкортостана
в состав Русского государства. Но для начала …

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Какую тему мы изучали на прошлом
уроке?

Ответы учащихся: …

“Башкортостан в составе
Золотой Орды”

Учитель:

Повторите записи в тетрадях,
домашнее задание и приступим к проверке.

1: письменно выполнить тестирование (Приложение 3) – 5-7 учащихся;

2: карточка “Объясните значение терминов” (Приложение 3) – 1 учащийся;

3: карточка “Дата событие” (Приложение
3) – 1 учащийся;

4: карточка “Расскажите о распаде Золотой
Орды”

5: изобразите на доске схему “Последствия
вхождения Башкортостана в состав Золотой Орды”

6. работа с классом (устно с места): Докажите, что
культура башкирских племен в 13-15 вв. активно
развивается. Приведите примеры.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы с вами выяснили, что Золотая Орда
распадается на 4 самостоятельных княжества. В
составе трех из них находился Башкортостан.
Назовите их (Ногайское, Казанское, Сибирское
ханство). Какова была внутриполитическая
ситуация в данное время на территории некогда
сильного государства? (политическая, феодальная
раздробленность, междоусобицы, борьба за власть).
Естественно, что это все отражалось на башкирах
– поборы, рост налогов и т.д. Что же делать
башкирам в сложившейся ситуации? Искать
поддержку. Но у кого? Ответ вы найдете в
сегодняшнем эпиграфе.

IV. Изучение нового материала.

Итак, на сегодняшнем уроке мы выясним каким же
образом происходил процесс добровольного
вхождения Башкортостана в состав Русского
государства (учитель на доске записывает со слов
учащихся, корректируя, план изучения темы)

План:

  1. Причины вхождения Башкортостана в состав
    Русского государства
  2. Характер акта вхождения
  3. Этапы вхождения
  4. условия вхождения
  5. Значение и последствия вхождения

Учитель:

Для начала необходимо вспомнить,
что происходило в двух государствах в это время:
в Русском государстве и Башкортостане.

Ведется работа с классом по темам прошлых
уроков, реализуя межпредметную связь истории
Башкортостана и истории России. Примерные
вопросы:

  1. Определите внутриполитическое развитие этих
    государств в XIV-XVI вв.
  2. А что можно сказать о направлениях и
    мероприятиях внешней политики Золотой Орды и
    Русского государства?
  3. Как происходило расширении территории Русского
    государства при правлении Ивана IV Грозного?
  4. Почему политикой Золотой Орды было недовольно
    местное население?

Слайд № 5 (Приложение №1),
запись содержимого в рабочие тетради

Учитель обобщает ответы учащихся:

Таким
образом, мы с вами можем сделать вывод в каком
тяжелом положении оказались башкирские племена
Башкирским племенам необходимо было найти
поддержку у сильного государства. Выбор племен
пал на Русское государство

Далее работа строится по плану изучения новой
темы.

1. Причины вхождения Башкортостана в состав
Русского государства

Беглое чтение учебника (страницы 58-59) и ответить
на вопрос: А почему именно Русское государство мы
сейчас с вами выясним?

Учитель обобщает ответы учащихся:

работает
со слайдом Слайд № 6 (Приложение
№1), запись содержимого слайда в рабочие
тетради.

2. Характер акта вхождения

Учитель:

“Раскройте смысл выражения
“характер вхождения”

Учитель (обобщает ответы учащихся):

Каким
был процесс присоединения Башкирии к Русскому
государству: мирным или военным, единовременным
или растянулся на некоторое время, добровольно
или принудительно. Чтобы ответить на этот вопрос
необходимо обратиться к документу № 1 “Шежере
башкирского племени Юрматы” на 63 странице
учебника и документу № 3 (Приложение
2).

Ответы учащихся: …

Учитель (обобщает ответы учащихся):

На
основании документов мы можем сделать вывод, что
характер вхождения Башкирии в состав Русского
государства является мирным и добровольным.
Слайд № 7 (Приложение №1),
запись содержимого слайда в рабочие тетради.

3. Этапы вхождения башкирских племен в состав
Русского государства

Беглое чтение пункта “Этапы присоединения”
параграфа 13.

Учитель:

Теперь нам с вами необходимо
выяснить пошагово процесс вхождения.

По ходу изучения материала учитель выделяет
полосками цветной бумаги на карте границы
присоединяемых территорий. Для этого можно
применить либо канцелярские кнопки, либо кусочки
скотча.

Учитель (обобщает ответы учащихся):

работа
со слайдом Слайды № 8, 9, 10, 11, 12 (Приложение
№1), запись содержимого слайдов в рабочие
тетради.

4. Условия вхождения Башкортостана в состав
Русского государства

Учитель:

Мы с вами выяснили когда вошли
территории башкирских племен в состав Русского
государства. А как они вошли? Для ответа на этот
вопрос обратимся к документу №2 “Шежере
башкирских племен Бурзян, Кыпсак, Усерган,
Тамьян” на странице 64. Прочитайте внимательно
документ и выделите условия вхождения
башкирских племен в состав Русского государства.

Ответы учащихся: …

Учитель (обобщает ответы учащихся):

работа
со слайдом Слайд № 13 (Приложение
№1), запись содержимого слайдов в рабочие
тетради.

Значение и последствия присоединения
Башкортостана к Русскому государству.

Учитель:

Любой исторический процесс имеет
своё значение и последствия. Давайте теперь
постараемся выделить свойственные для акта
вхождения Башкортостана. Для начала не будем
пользоваться учебником.

Ответы учащихся:


Учитель:

А теперь откройте пункт параграфа
“Последствия присоединения”. Что можно ещё
добавить к нашим выводам?

Ответы учащихся:


Учитель (обобщает ответы учащихся):

работа
со слайдом Слайд № 14 (Приложение
№1), запись содержимого слайда в рабочие
тетради.

V. Закрепление.

Учитель: по очереди к слайдам № 5,6,7,8,9,10,11,12,13, 14 (Приложение №1), задает
вопросы, а учащиеся на них отвечают.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VII. Комментирование домашнего задания.

Работа
со слайдом 15 (Приложение №1),
запись содержимого слайда в дневники.

Следующий: