Добро и зло


Цели.

  • формирование представлений о взаимосвязи добра
    и зла в мире.
  • развитие представления о том, что добро, прежде
    всего находится внутри нас и зависит от
    духовно-нравственного содержания человека.
  • отработка методики ведения дискуссии и работы в
    группах.

Оборудование:

  • раздаточный материал (карточки, чистые листы
    бумаги);
  • стенд с листочками-анкетами: фамилия, имя
    ученика и место для выставления баллов;
  • на доске эпиграф «Тот кто делает добро другому,
    делает добро самому себе» Сенека и
    заключительная фраза «Чтобы поверить в добро,
    надо начать делать его» Л.Н.Толстой (фраза
    закрыта до конца урока), а так же критерии
    оценивания анкеты (см. в тексте).

Ход урока

На прошлых уроках мы говорили о личности, о
достоинствах и недостатках человека, о нормах
морали и совести. И часто использовали слова
«хорошо», «плохо», «добро» или «зло». Т.е. мы
оцениваем свои и чужие поступки и мысли. Однако,
оцениваем по-разному, как нам подсказывает
сердце и совесть. Т.е. каждый из нас имеет свое
понимание добра и зла. Этот вопрос и будем
обсуждать на уроке, который называется «добро и
зло». Прочитайте эпиграф и скажите, как вы
понимаете слова древнеримского мудреца Сенеки
(ответы учеников). Прежде чем мы будем делать
какие-либо выводы, давайте обсудим одну
старинную испанскую притчу. «Когда-то давно в
Испании жил очень богатый гранд. В тот день когда
у него родилась дочь, кто-то подкинул к воротам
замка младенца. Гранд решил оставить подкидыша у
себя и растить его вместе со своей дочерью, чтобы
в последствии юноша стал верным ее слугой. Дети
росли вместе, подружились, а когда выросли, то
влюбились в друг друга. Гранд узнав об этом,
прогнал юношу, так как он был беден и незнатен.
Дочь гранда сильно тосковала и часто убегала из
замка, чтобы побыть в одиночестве. Однажды ее
похитил враг гранда, чтобы обесчестив ее, унизить
семью.

Юноша пробрался в замок, где держали девушку. Но
стражники заметили и подняли тревогу. Убежать
было невозможно. Дочь гранда сказала: «Если ты
любишь меня, то убей, чтобы позор не коснулся
моего имени и имени моей семьи». Юноша достал
кинжал и убил ее. Себя убить он не успел, его
схватила стража. Юношу судили за убийство и
приговорили к смертной казни. Люди долго
обсуждали его поступок. Одни говорили, что он
убийца, преступник, злодей. Другие говорили, что
он герой, совершил благородный поступок». А как
вы могли бы оценить поступок юноши? (ответы
учеников)

Вывод: вы убедились сами, что один
и тот же поступок можно оценит по-разному. Наш
советчик и судья — наша совесть.



А сейчас мы будем работать в группах (деление
может быть произвольное, работают на листах
приготовленных в начале урока).

Первое задание. Определите одной
фразой, что такое добро или добрый человек. Для
работы 2 минуты.

Опрос групп, результаты пишутся на
доске «Добро — это:.».



Второе задание. Во все времена люди
осуждали зло, а что вы бы включили в понятие зла?
Для работы 2 минуты.

Опрос групп, результаты пишутся на
доске «Зло — это:».

Третье задание. Попробуйте нарисовать
символы добра и зла. Для работы 5 минут.



Опрос групп. На доске вывешиваются
рисунки, группы кратко комментируют, что они
изобразили и почему.

Работа в тетради.

Давайте запишем
определения, которые поучились в результате
нашей совместной работы. «Добро — это все
хорошее, положительное. Зло — все плохое,
отрицательное».

Древние мудрецы говорили, что каждый человек
состоит из двух частей: добра и зла, белого и
черного. Правая половина тела — добрая.
Неслучайно говорят наше дело правое,
справедливо. Верующие люди говорят, что за правым
плечом находится ангел-хранитель. И все приметы,
связанные с правой стороной, положительные:
правый глаз чешется — хорошего человека видеть,
правая рука — с хорошим человеком здороваться,
правая ступня — к хорошей дороге. А вот левая
сторона человека — темная, за левым плечом
скрывается черт-искуситель. И приметы не очень
приятные: левый глаз чешется — плакать, левая
рука — деньги отдавать, левая ступня — к плохой
дороге. И не случайно, когда мы задумываем
хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

А интересно, насколько в нас больше хорошего,
чем плохого. Очень трудно оценит самого себя.
Однако нас оценивают другие люди. И насколько в
нас хорошего, доброго нам сегодня скажут наши
друзья — одноклассники. На стенде размещены
листочки — анкеты с указанием фамилий учеников.
Вы должны оценить проявления доброты своих
одноклассников. Выберите любых 7 учеников,
которых вы хотели бы оценить. Поставьте баллы от +
2 до -2 соответствующие критериям: +2 — высшая
степень доброты, +1 — средняя степень, 0 — ничего
не могу сказать о доброте этого человека, -1 -
доброта проявляется редко, -2 — этого качества
нет. Для работы вам дается 7 минут. (По окончании
работы листочки раздаются ученикам для подсчета
баллов, максимум 14 баллов)

Кто же самый добрый в классе? (называется
несколько фамилий). Эти ребята всегда могут
прийти на помощь, поддержать. Если человек делает
добро, то оно к нему возвращается от других. А тот,
кто не делает добра другим людям, не видит
хорошего отношения к себе и считает, что добра
нет. Л.Н.Толстой сказал: «Чтобы поверить в добро,
надо начать делать его».

Домашнее задание. Напишите небольшую
сказку собственного сочинения про добро и зло.




Следующий: