Дневник здоровья — форма общения семьи и школы

Проблема воспитания здорового поколения
приобретает в настоящее время большое значение.
С каждым годом увеличивается заболеваемость
среди детей.

Здоровье школьников во многом зависит от
организации учебного процесса и условий жизни
детей в школе. К сожалению, многие дети приходят
учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья.
Тем актуальнее предупредительные мероприятия,
направленные на повышение защитных сил детского
организма, на снижение интенсивности стрессовых
воздействий. В этих условиях учитель может
использовать “Дневник здоровья”.

“Дневник здоровья” позволит развить у младших
школьников мотивационные основы сохранения и
улучшения и своего физического и духовного
здоровья.

На страницах “Дневника здоровья” содержится
материал позволяющий привить навыки правильного
режима дня, рационального питания, негативного
отношения к вредным привычкам, гигиенические
навыки.

Содержание “ Дневника здоровья” может быть
использовано для индивидуальной и коллективной
работы в классе, так и самостоятельной работы
дома.

В дневнике указывают фамилию, имя, дату
рождения, основные антропометрические
показатели (вес, рост), группу крови, цвет волос,
глаз.

В “Дневник здоровья” включены следующие
основные темы:

  1. Понятие о здоровом и больном организме, хорошем
    и плохом самочувствии.
  2. Значение соблюдения режима дня и необходимости
    подвижного образа жизни, физических упражнений
    для укрепления здоровья.
  3. Особенности рационального питания детей;
    заболевания, связанные с неправильным питанием.
  4. Гигиенические навыки и их роль в профилактике
    заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
  5. Вредные привычки у детей (курение, алкоголь,
    токсикомания, наркомания), и их связь с
    возникновением заболеваний человека.
  6. Правила безопасности жизнедеятельности. Первая
    помощь в экстренных случаях.
  7. Экстремальные ситуации, определение
    потенциальной опасности, необходимость точных
    действий детей в экстремальных случаях.

Изучение этих тем начинается с первого класса
на доступном младшим школьникам уровне.
Постепенно с 1-го по 4-й класс учебный материал
углубляется и усложняется. “Дневник здоровья”
учащиеся начинают вести со второго класса и
продолжают в третьем и четвертом.

В работе с “Дневником здоровья” могут быть
использованы следующие приемы:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка сценок, спектаклей;
  • разучивание и исполнение песен, прослушивание
    песен и стихов;
  • выполнение подвижных игр и физических
    упражнений, упражнений на расслабление,
    аутогенные тренировки, концентрацию внимания,
    развитие воображения, точечный массаж,
    валеологический самоанализ;
  • рисование и раскрашивание рисунков;
  • составление и решение кроссвордов;
  • составление режима дня;
  • составление меню;
  • заполнение анкет, тестов;
  • придумывание значков, загадок;
  • составление пословиц.

Работа с “Дневником здоровья” поможет учителю
решить задачи:

  • исследовать и оценить состояние здоровья
    учащихся;
  • формировать установку на здоровый образ жизни;
  • сохранить и укрепить здоровье учащихся через
    приобщение к здоровому образу жизни;
  • научить учащихся воспринимать свою жизнь и
    здоровье как величайшую ценность дарованную нам.

Работа с “ Дневником здоровья” помогает
усвоить учебный материал, делает путешествие в
страну здоровья интересным и увлекательным, а
так же способствует развитию у школьников
процессов самонаблюдения, валеологического
анализа и самоанализа для коррекции
собственного образа жизни. Учителю при этом
отводится роль консультанта, а строителем своего
здоровья на всех этапах остается сам ученик.



В приложении предложены “Дневники здоровья”
для 2, 3, 4-х
классов.

Литература

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2000.
  2. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург,
    2001.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – С.-Петербург, 1995.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – С.-Петербург, 1995.
  5. Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. – С.-Петербург,
    1999.
  6. Зайцев Г.К. Уроки Знайки. – С.-Петербург, 1999.
  7. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и
    воспитание школьников. – М., 1984.
  8. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у
    школьников. – М., 1984.
  9. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.
    – М., 1989.
  10. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок. –
    Новосибирск, 2000
  11. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. – М., 1986.
  12. Попов С.В. Валеология в школе и дома. –
    С.-Петербург, 1998.
  13. Обухова Л.А., Лемяскина Л.А. Тридцать уроков
    здоровья для первоклассников. – М., 2001.
  14. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье
    школьника. – М., 1987.
  15. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и
    алкоголя. – М., 1985.



Следующий: