Дизайн школьного кабинета технологии


«Если ученик в школе не научится
творить,
то в жизни он будет только подражать»
В.О.Ключевский.

На окраине маленького городка Белогорска
Амурской области расположена наша школа № 5.
Школе 15 лет. Проектом предусмотрено два кабинета
мастерская по обработке ткани и кабинет
кулинарии, которые имеют отдельные входы из
рекреации. По просьбе учителей, строители
отделили часть коридора, и получилась
дополнительная территория, уголок отдыха.

Мастерская по обработке ткани.

Оформление учебных мастерских начинали
практически с нуля. Руководствовались при этом
тем, что школьная мастерская не только должна
соответствовать всем санитарно-гигиеническим
требованиям, иметь всё необходимое для
проведения занятий, но и обладать определённой
эмоциональной атмосферой.



В кабинете установлено 15 ученических столов,
раскройный стол, имеется примерочная. Для работы
используются 10 машин с электрическим приводом, 20
- с ручным, 2 — с ножным, имеется 2 оверлока. Место
для утюжильных работ оснащено гладильной доской,
регулируемой по высоте, утюгом.

Большое значение в оформлении швейной
мастерской имеет правильное цветовое решение.
Известно, что цвета по — разному воздействуют на
зрительно — нервный аппарат человека. Исходя из
этого, мы выбрали бежевые и светло-желтые
оттенки, создающие наиболее благоприятную
цветовую среду для работы учащихся. В помещении
швейной мастерской много комнатных цветов,
которые принесли школьницы при изучении темы
«Комнатное цветоводство». На передней стене,
над доской, помещён стенд с правилами техники
безопасности «Помни об этом всегда»,
выполненный в бежево- оранжевой цветовой гамме.
На противоположной стене стоят секционные шкафы
для хранения методической литературы, наглядных
пособий, дидактического и раздаточного
материала. На шкафах есть соответствующие
этикетки, но они не портят внешнего вида. Чтобы во
время занятий дети не отвлекались, выставочные
работы размещены здесь в открытых витринах.
Рационально используется проёмы между
вентиляционными шахтами: на полках размещены
цветы и коллективные работы.

Все экспозиции постоянно меняются,
обновляются. Есть среди них традиционные:
«Работы выпускников», «Бабушки — мастерицы»,
«Вот мы как умеем!», есть и информационные:
«Вышивка», «Лоскутная техника», «Аппликация»,
«Отделка платья», «Вязание», «Непопулярные
виды рукоделия» и другие. Все они разные, но
связывает их то, что они пропагандируют народное
творчество. Поэтому эти выставки имеют не только
педагогическое значение (они смогли, сможешь и
ты), но и патриотическое (мы сбережём народное
искусство)



Десять лет назад сами ученицы решили, что
каждый должен оставить о себе память в кабинете.
Постепенно это стало хорошей традицией. Это
важно для малышей, которые впервые приходят в
кабинет, и очень хотят всему научиться. Важно для
выпускников, которые гордятся своей работой.

Учебная мастерская в школе — это одновременно и
творческая лаборатория. В процессе изучения
технологии учащиеся не только изготавливают
различные изделия, но и проводят небольшие
исследования, школьные эксперименты. Члены
исследовательского кружка «Берегиня» уже пять
лет активно участвуют в научно — практических
конференциях. На базе кабинета проходит
заседание секции эстетического и декоративно-
прикладного направления. Наш кабинет очень
мобильный, он легко преобразуется в подиум для
демонстрации моделей собственного изготовления,
в сцену кукольного театра для спектакля
«Свадебный обряд» в коллективном творческом
проекте.

Мастерская- лаборатория — это особая часть
школьной воспитательной среды, дающая учащимся
возможность применить свои знания на деле. В
кабинете для детей созданы все условия чтобы
«создавать шедевры» и хвастаться ими, осознавая
свою успешность.

Кабинет кулинарии.

Кабинет кулинарии — это самый любимый кабинет
моих учениц. Оформление этого кабинета
существенно отличается. Это обусловлено
спецификой выполняемых работ. Стены отделаны
керамической плиткой синих тонов самой разной
цветовой гаммы. С учётом этого пришлось
подбирать оформление. На передней стене — панно с
декоративными тарелками в стиле «Гжель».
Кухонная мебель нейтрального серого цвета с
синими столешницами. Занавески белого цвета в
виде арки с фруктовым узором.

Наиболее удобным для проведения кулинарных
работ является бригадный метод. Разделение
учащихся на три бригады и объясняет особенности
дизайнерского решения. В кухне- лаборатории
выделены функциональные зоны: первичной и
тепловой обработки, зона для мытья посуды и
продуктов, зона дегустации. Зоны оснащены 3
плитами «Мечта» со встроенным духовым шкафом, 3
мойки, 3 разделочных стола, 3 обеденных стола, 3
сервировочных стола.

Разделочные столы, плиты и мойки располагаются
по одной линии, как рекомендует эргономика.

На полках разделочных столов размещён весь
комплект посуды на 6 персон. Остальное
оборудование, которое используется реже,
хранится в отдельных шкафах, встроенных между
вентиляционными шахтами.

Красочные плакаты по правилам безопасной
работы размещены в доступном для зрительного
восприятия месте.



Место для рабочего стола учителя определено
так, чтобы весь кабинет был под контролем. Здесь
же размещены шкафы, в которых хранится материал
нужный учителю. Чтобы не перегружать информацией
учениц, в кабинете нет постоянных стендов. Для
каждого урока используется необходимый планшет,
который закрепляется на магнитной доске.
Правильная сервировка стола продемонстрирована
на угловой полке. Здесь же оформляются выставки
детских работ: «Пасхальное яичко», «Дизайн
новогоднего стола», «Оригинальное оформление
салфетки», «Расписной пряник».

Много полезного и интересного узнают ученицы
на уроках кулинарии, но самое главное, что всё это
им пригодится в жизни, многим поможет выбрать
профессию. Уголок по профориентации оформлен в
рекреации.

В заключении хочется вспомнить о том, что для
некоторых школьников технология один из
немногих предметов, где они могут отличиться,
показать себя. Очень жаль, что наблюдается
тенденция к сокращению количества часов на
изучение предмета, ведь в жизни нужно многое
уметь, а этому надо научиться.

Если мои ученицы, заканчивая обучение,
прибегают в кабинет в гости, жалеют, что больше
нет уроков домоводства, то мой труд потрачен не
зря.

Приложение.




Следующий: