Дизайн-проект по технологии


Цель и задачи проекта

Цели:

  • Изучение истории родного края, исторического
    костюма, возрождение Арзамасских ремесел;
  • Изготовление стилизованного костюма с
    использованием элементов вышивки народных
    умельцев Арзамасского края.

Задачи:

  1. Изучение истории костюма и вышивки, выбор
    модели с элементами народного костюма;
  2. Изготовление выкройки костюма;
  3. Подбор ткани и фурнитуры;
  4. Изготовление костюма.

Исследование


Здравствуй, славная, незабытая, знаменитая
старина,
Вся легендами перевитая Арзамасская сторона [9].

А. Плотников

Город Арзамас, в котором я живу, является
историческим и культурным центром Нижегородской
области. Он был основан в 1578 г. и представлял
собой пограничную крепость, которую заложил царь
Иван IV Грозный, когда шел третьим походом на
Казань.



Основанием города стал Алексеевский монастырь.
Среди мордовского населения он выполнял
миссионерскую функцию. С течением времени в
городе воздвинули 36 церквей, в том числе 4 мужских
и женских монастыря, в которых приумножались и
развивались местные ремесла.

Первые 100 лет город стоял деревянным на Тёше
реке. Речные воды были полноводными и чистыми,
где добывали жемчуг [5].

Арзамасские мастера славились своими
ремеслами, доводя до совершенства, превращали их
в подлинное произведение искусства. Около 200 лет
мастера выделывали в больших количествах кожу,
меха, валяную и кожаную обувь; долго держали в
руках торговлю льном и пряжей. Эти товары
постоянно пополняли не только нижегородский, но
и московский рынок.

С середины XVIII века Арзамас становиться в
системе Всероссийского рынка заметным
экономическим центром страны и
торгово-транспортным узлом государства. Этому
способствовало то, что в городе сходилось шесть
важнейших гужевых трактов – Московский,
Нижегородский, Симбирский, Саратовский,
Тамбовский и “большая дорога” на Макарьев.

Макарьевская ярмарка считалась самой крупной,
на которую стекались купцы и товары со всей
России.

Знаменитая арзамасская юфть “булгара”
(красная тонкая кожа).

Вывозилась в Англию, Францию, Германию. В это
время в городе насчитывалось 449 ремесленных
заведений, в том числе 79 скорняжных, 52 сапожных и
башмачных, 12 столярных, 4 золотых и серебряных дел
мастерских.

Рис 2

Блестящей страницей в истории ремесел
“золотого века” Арзамаса явилась золотая
вышивка
< Рисунок 2>. Лавры первенства в
золотошвейном искусстве держала Алексеевская
женская община, где “вышивание золотом было
доведено до совершенства”. Золотые изделия,
изготовленные в Арзамасе, были широко
распространены и в России, и за рубежом – в
Молдавии, Греции, Константинополе и Иерусалиме.

Рис 3

Так как в реке Тёше добывался жемчуг, это
способствовало развитию вышивки жемчугом и
драгоценными камнями: изумрудами, рубинами,
сапфирами, топазами < Рисунок 3>, которые
привозили с Урала. Заказчиками этих произведений
искусств являлись царские особы и их
приближенные.

Одним из видов рукоделия являлось плетение,
вязание поясов из золотых и серебряных нитей
< Рисунок 4>.

Рис 4

Во второй половине XIX века на Арзамасской земле
возникла редкая художественная обработка
металла – финифть < Рисунок 5>.

Рис 5

Наш город славился таким ремеслом, как деревянное
узорочье
– резьба по дереву. В
основном она использовалась для изготовления
икон, оформления домов и храмов [4].

Все эти виды ремесел оставили своё богатое
наследство нам современникам.

Никого не оставляет равнодушным величие
куполов церквей и монастырей…

Руководством нашего города разработана и
воплощается в жизнь программа “Арзамасские
купола”
. Уникальная программа “Арзамасские
купола”
действует 2 года. Она уже изменила
облик нашей малой родины.

Вхождение города в “Золотое кольцо России”
ещё в проекте, а вот “Золотое кольцо Арзамаса” -
почти реальность.

Небольшой уголок вселенной” с каждым годом
мой город красивей.

Верю, включат его непременно в “Золотое кольцо
России…

Проводя исследования, я узнала много
интересного, нового для меня, обогатилась
духовно. В итоге я сделала вывод, что арзамасские
ремесла возрождаются в наше время. Сегодня так же
актуальна вышивка золотом, камнями (или
имитирующими их стразами): изумрудами, рубинами,
топазами, сапфирами и др., также жемчугом. В моде
сейчас нежный как крылья бабочек – атлас,
шуршащая тафта, тяжелая парча… окрашенные в
цвета драгоценных камней эти изысканные ткани,
просто поражают воображение! Однако внезапная
тяга тенденций моды к роскоши, ко всему
старинному, забытому – сейчас находит своё
отражение не только в нарядных вечерних платьях,
но и в классической одежде. Ведь строгий
классический брючный костюм, украшенный
вышивкой, также подходит для выхода в свет, или
расшитый жемчугом, бисером или каменьями
(стразами) делают ставку на блеск и роскошь!

Этот по – настоящему звездный стиль предлагает
соответствующие аксессуары: элегантные манишки,
пояса, перчатки, филигранные босоножки на
шпильке и много – много страз. Также головные
уборы: шапки, “малахаи”, шляпки, ещё более
подчеркивают роскошь и старину. Ведь это так
красиво!!! (Приложение 1).

“И была она вся, с головы до ног, усыпана
серебром и златом”,- говорится в сказках о
нарядах прекрасных цариц и царевен, сударях и
сударынях. Ну, а вечерние туалеты сегодняшних
красавиц ещё и переливаются шелками и стразами…

Выбор лучшей идеи

(Приложение 2)

Костюм, состоящий из пиджака, и шапки, блузки и
брюк, прилегающего силуэта, выполнен в
современно – фольклорном стиле.

Пиджак



из ткани бордового цвета с вышивкой,
на подкладке, удлиненный, облегающий фигуру, с
застёжкой на пуговицы, с цельновыкроенным
воротником в виде “стойки”, с рельефами и
закругленными бортами. Рукав с объемной
головкой, со складками по окату, зауженный к низу.
По горловине, бортам и низу пиджака отделан
искусственным мехом. Дополнением является
вышивка жемчугом.

Шапка

из ткани бордового цвета на
подкладке из 6 клиньев, отделана искусственным
мехом, вышивкой стразами и стеклярусом.

Брюки

выполнены из ткани
черного цвета, облегающие фигуру, с
заниженной талией, прямые по всей длине. Впереди
застёжка на “молнию”.

Блузка

прилегающего силуэта из черной
трикотажной ткани, с рельефами. Воротник “стойка” с застежкой на пуговицы и
петли из круглой резинки, с углубленной проймой и
фигурным вырезом на спинке. По линии бедер
выполнен отрезной волан с разрезами спереди.
Дополнением к костюму является манишка и пояс, с
застежкой на пуговицы петли из круглой резинки, и
расшитые стразами, стеклярусом и жемчугом.

Выбор костюма ещё раз подчеркивает исконно –
русские корни моей души, и заставляет гордиться
своим наследием. Этот наряд настолько изыскан и
раскошен, что способен составить конкуренцию
любому костюму от кутюр!

Важно, чтоб мой наряд сверкал, переливался,
блестел, и тогда все получится как в сказке!!!
< Рисунок 1>.

Рис 1

Подбор ткани и фурнитуры

Ткань “Тафта”

Для своей модели я выбрала
шелковую ткань с вышивкой “Тафта”, насыщенного
бардового цвета с блестящей поверхностью,
состоящую из синтетических волокон. Это ткань
обладает воздухопроницаемостью, впитывает
влагу, устойчива к свету, хорошо поддаётся ВТО,
при намокании не даёт усадки, сминается,
осыпается, при стирке не меняет степень окраски,
по структуре плотная. Эта ткань хорошо сохраняет
форму, не поддается деформации, таким образом, я
буду чувствовать себя уверенно в этом костюме.

Ткань “Масло-трикотаж”

Ткань
“Масло-трикотаж” из синтетических волокон
черного цвета. Это ткань обладает
воздухопроницаемостью, плохо впитывает влагу,
устойчива к свету, хорошо поддаётся ВТО с
ограниченным температурным режимом, при
намокании не даёт усадки, не осыпается, не
сминается, при стирке не меняет степень окраски.
Эта ткань отлично тянется, а значит, не стеснит
свободу движений.

Ткань “Анжелика”

Ткань черного цвета из
синтетических волокон. Обладает не высокими
гигиеническими свойствами, при намокании не
меняет цвет и не дает усадку, осыпается, мало
сминается, хорошо драпируется, отлично поддается
ВТО и замечательно сохраняет форму.

Подкладочная ткань

Ткань бордово -
кирпичного цвета, состоящая из синтетических
волокон. Обладает невысокими гигиеническими
свойствами, осыпается, при намокании не теряет
цвет и не дает усадки, сминается.

Искусственный мех

Искусственный мех
бежевого цвета с длинным ворсом, состоящий из
синтетических волокон на трикотажной основе, не
сминается, при намокании не дает усадки, не
меняет степень окраски, не поддается ВТО, при
раскрое надо учитывать направление ворса.

Дублерин

Дублерин используется для
устойчивости и придания формы ткани деталям
изделия. Вырабатывается из смеси х/б и
капронового волокна, не дает усадки, имеет
высокие показатели гигроскопичности, воздухо –
и паропроницаемостью. На одну из сторон
дублерина точечным распылением наносится клей.
Дублерин накладывают на изнаночную сторону
детали и приклеивают горячим утюгом через
влажный проутюжельник.

Синтепон

Нетканый материал из
синтетических волокон белого цвета. Применяется
как утеплитель, а также как материал, придающий
объемную форму изделию.

Плечики

Плечики выполнены из нетканого
материала – паралона. Используются для придания
формы и объёма в области плеч.

Тесьма — “молния”

Тесьма – “молния”
черного цвета, длиной 20 см, пластмассовая в
количестве 1 шт.

Тесьма окантовочная

Тесьма черного цвета
из ткани атлас, выкроенная под углом 45°, шириной
1,5 см. Используется для отделки изделий.

Нитки

Армированные №45, подбираются в цвет
ткани, в количестве 3 катушки и одна катушка ниток
- “идеал” № 50 также в цвет ткани.

Резинка шляпная

Шляпная резинка черного
цвета, имеет диаметр 1,5 мм.

Стразы

Это отделочная фурнитура желтого,
красного, синего и зеленого цветов, выполненная
из пластмассы.

Стеклярус

Отделочная фурнитура,
выполненная из стекла в форме палочек.

Пуговицы

Металлические (диаметром 1,5 см)
шарообразной формы и пластмассовые (диаметром 0,8
см) черные и белые пуговицы на ножке [6].

Проработка идеи

Для того чтобы изготовить костюм, я
использовала следующие инструменты,
приспособления и оборудование: ручные иглы,
английские булавки, ножницы, наперсток, утюг.
Бытовая швейная машина с электрическим приводом
“Чайка”, краеобметочная швейная машина (Приложение 3).



Конструирование

Для своей модели я сняла мерки, и полученные
данные занесла в таблицу выполнила расчет
конструкции и изготовила выкройку (Приложение
4). Провела моделирование выкройки, выполнила
раскрой и сшила изделие в соответствии с
технологической последовательностью (Приложение
5).

Экономический анализ

Стоимость моего костюма составила 1825 руб.
побывав в магазинах я не нашла подобного изделия,
с которым можно было сравнить, тогда я обратилась
в салон – магазин “Forward” с просьбой оценить мой
костюм.

Оценив моё изделие, директор магазина, была в
восторге от увиденного, она предложила купить
его, назвав приличную сумму в 10.000 рублей… Но я
отказалась, т. к. мне эта вещь дорога самой. Таким
образом, изделие, сшитое самой, обошлось гораздо
дешевле, если бы я его приобрела в магазине,
значит моя проектная работа — экономически
целесообразна.

Экологическое обоснование

Изготовление одежды является экологически
чистым производством. Стразы к костюму
пришивались, а не приклеивались, значит,
химических реактивов использовано не было. В
моем изделии применялись искусственный мех,
искусственный жемчуг, что заменило истребление
флоры и фауны. Отходы ткани были использованы для
набивки мягких игрушек, изготовления сувениров и
поделок. Из этого сделала вывод, что природе и
окружающей среде я вреда не нанесла!

Уход за изделием:

Стирка должна
производиться вручную, при t° не более 60°С в
короткий промежуток времени. После стирки
изделие не выжимается. ВТО производить при
температуре 150?С. Изделие не должно подвергаться
химической чистке.

Самоанализ

В связи с информатизацией общества и быстрым
темпом жизни, человек все меньше и меньше
обращается к своей индивидуальности. Меньше
читает, меньше рисует, меньше занимается ручным
трудом, ведь сейчас идет сплошная автоматизация.
Значит, забываются наши традиции, происходит
утрата культурных ценностей, и забываются
ремесла.

Современная молодежь отдаёт дань западному
стилю одежды, тем самым, теряя богатство русской
души!!! А мне, как представителю будущего
поколения, хотелось бы возродить исконно –
русские устои, прикоснуться к святыне нашего
наследия и создать такой костюм, который бы
объединял в себе современность и элементы
русского фольклора.

После долгих и упорных трудов моя модель
воплотилась в жизнь! В своем костюме я
использовала необычные элементы кроя,
оригинальный вид вышивки стразами с применением
фрагментов старинных русских рисунков. Я
довольна полученным результатом, и с гордостью
могу заявить:

Мой тонкий труд, без лишних швов, как видно не
напрасен.

Как Арзамасская земля — он истинно прекрасен.

Реклама

Земля, моя Арзамасия -
Зеркало русской души!
Богатством Россию украсила
Нам веру о благе внушив…

Во благо твои, Арзамасия,
Блестят нам вокруг купола.
Ремеслами разными знатная,
В искусстве свой свет пролила.

Сударыням, сударям преданным
Таланты свои отдала
И, может, об этом не ведая,
Шедевр волшебства родила!

Волшебный наряд от сударушки,
Как дар арзамасской земли,
В наследство другим поколениям
Мы с верой в добро принесли.

Смотрите, любуйтесь и радуйтесь
Нарядной моей старине!
А я поклонюсь рукотворнецкой
Родной своей стороне!

Список используемой литературы

  1. Вальщиков Н. М. Оборудование швейного
    производства 2-е издание М., “Легкая индустрия”
    1977 г. (стр. 161-177).
  2. Галынкер И. И., Сафронова И. В. Технология
    производства одежды М., “Легкая индустрия” 1977 г.
  3. Егорова Р. И., Монастырская В. П. Учись шить 2-е
    издание М., Просвещение 1989 г.
  4. Ефремов П.. Арзамасские мастера. – Н.Новгород:
    Волго – Вятское кн. изд.-во, 1992.
  5. Зимова Г. А., Гордеевцев И. А. Город Арзамас.-
    Нижний новгород: Издательство “ШТРИХ”, 1999.
  6. Мальцева Е. П. Материаловедение швейного
    производства М., Легпромбытиздат 1986 г.
  7. Мельникова Л. В., Короткова М., Земганно Н. П.
    Обработка ткани Учебное пособие для учащихся 9-10
    классов М., Просвещение 1986 г.
  8. Орлова Л. В. Азбука моды М. Просвещение 1989 г.
  9. Плотников А.. Стихи об Арзамасе; Арзамас: АГПИ,
    2000.
  10. Разберг Б. “Экономика” М. 1994 г.



Следующий: