Дизайн и декоративно-прикладное творчество


Развитие художественно-творческих
способностей – далеко не новый предмет
исследования. Проблема человеческих
способностей вызывала огромный интерес людей во
все времена. Однако в прошлом, у общества не
возникало особой, потребности в овладении
творчества людей. Таланты появлялись как бы сами
собой, стихийно создавались шедевры литературы и
искусства: делали научные открытия,
изобретатели, удовлетворяя тем самым
потребности развивающейся человеческой
культуры. В наше время ситуация коренным образом
изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического
прогресса становится все разнообразнее и
сложнее. И она требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым
условиям, творческого подхода к решению больших
и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля
умственного труда почти во всех профессиях
постоянно растет, а вся большая часть
исполнительской деятельности перекладывается
на машины, то становится очевидным, что
творческие способности человека следует
признать самой существенной частью его
интеллекта, и задачу их развития – одной из
важнейших задач в воспитании современного
человека. Ведь все культурные ценности,
накопленные человечеством – результат
творческой деятельности людей. И то, насколько
продвинется вперед человеческое общество в
будущем, будет определяться творческим
потенциалом подрастающего поколения.

Под творчеством понимается деятельность по
созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих
общественное значение. Вопрос о развитии
творческих способностей учащихся в теории и
практике обучения стоит особенно актуально, так
как исследования последнего времени выявили у
школьников значительно больше, чем
предполагалось ранее, возможности усваивать как
в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существует две
точки зрения на творчество:

1. Всякое мышление является творческим.

2. Творчество определяется как деятельность
человека
, созидающая новые материальные и
духовные ценности, обладающая общественной
значимостью. Данный критерий применим к оценке
труда выдающихся ученых, художников, которые
создают общественно значимые продукты. Но
элементы творчества проявляются и у детей в
труде, учебной деятельности, где имеет место
проявление активности, самостоятельности мысли,
инициатива, оригинальность суждений, творческое
воображение. Процесс обучения может протекать с
различным приложением сил, познавательной
активности и самостоятельности учащихся. В одних
случаях он носит характер познавательной, в
других – поисковый, творческий. Именно характер
учебного процесса влияет на его конечный
результат-уровень приобретенных знаний, умений и
навыков.

Технология – это образовательная область,
включенная в базисный учебный план
общеобразовательных учреждений России. Изучение
области “Технология” базируется на научной
основе широкого спектра наук, включает, наряду с
традиционными, распространенными, новые
эффективные и перспективные технологии. Новая
интегрированная область “Технология”
предполагает наличие различных блоков модулей.
Проектный метод обучения предполагает не только
“разбудить” дремлющие творческие задатки
личности, но и создать условия для их развития.

Декоративно-прикладное творчество находится
во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами
творчества, в первую очередь, с техническим и
художественным. На уроках технологии
результатом взаимодействия технического и
художественного творчества являются
промышленные образцы,
художественно-конструкторские решения внешнего
вида изделий, образцов интерьера, оформление
проектных работ, что принято называть дизайном.

Говоря о дизайне, мы, прежде всего, имеем в виду
создание моды. Постоянное стремление человека к
новизне, к изменению всех форм проявления
культуры, заставляло людей искать новые формы и
конструкции. С древних времен с этим связана
деятельность дизайнера-модельера. Правда, раньше
художников, причастных к созданию костюма, так не
называли. Это были мастера по кружеву, вышивке;
ремесленники, работающие над рисунками тканей;
портные и т.д., что является неотъемлемой частью
декоративно-прикладного творчества. В
перспективном развитии дизайна мы подразумеваем
перспективное развитие декоративно-прикладного
искусства.

На уроках технологии в проектных работах
рассматривается множество видов
декоративно-прикладного творчества и новые
формы дизайна. Например, в разделе моделирования
можно предложит работу с нестандартными
материалами.

Анализ исследований, посвященный проблеме
развития творческих способностей, позволяет
сделать вывод о неразрывности понятий дизайна и
декоративно-прикладного творчества в структуре
учебно-познавательного процесса “Технология”.

Тема:

Созидатели красоты

Цель:

  • дать учащимся представление о моделировании и
    новых формах дизайна одежды;
  • совершенствовать умение работы с
    нестандартными материалами;
  • развивать творческое мышление;
  • воспитывать чувство прекрасного, развивать
    эстетический вкус.

Оборудование:

мультимедиа проектор,
компьютер, мелодия “ППК”; модели из
нестандартных материалов.

Ход мероприятия

Ведущая 1: Вопрос “Кем быть?”
неизбежно встаёт перед каждым из нас. Выбор
профессии – сложный и ответственный шаг. Можно
стать артистом, но, не имея таланта не гореть, а
тлеть на этом поприще. А можно быть артистом,
талантливейшим артистом в любой сфере
производства. Нужно любить свою профессию,
отдавать её сердце и душу. Профессия модельера,
если не главнейшая, то одна из главных в мире.
Ведь от того, как нас оденут, зависит не только
наше настроение, но и самочувствие. Кто-то из
великих сказал: “Модельеру, как и врачу, дана
власть над настроениями людей. От их труда
зависит работоспособность и здоровье…”

Ведущая 2: Ещё древние мудрецы утверждали,
что одна из характерных способностей, которая
делает человека человеком, это стремление хорошо
выглядеть, хорошо одеваться. В средних веках во
время показа моды объявлялось перемирие в
войнах.

Сегодня крупнейшие центры МОДЫ Запада за семью
замками хранят секреты силуэтов ведущего сезона.

Ведущая1: Как рождается мода? Только не
задавайте этот вопрос художнику- модельеру.
Раскройте свежую газету, посмотрите
телевизионную передачу, узнайте о технических и
научных новинках, вслушайтесь в ритм современной
музыки, пойдите в театр, на стадион, просто
пройдите по улицам города, иными словами
постарайтесь почувствовать пульс сегодняшней
жизни. Поэт воссоздает мир в стихах, художник — в
полотнах, модельер – в одежде. В этом трудность…
и счастье работы модельера.

Чтец: Всё началось в пещерный век,
И только-только состоялся человек.
Себя, увидев в зеркале воды,
Одна мадам пошла против судьбы.
Сказала мужу: “Исцарапана я вся!
Ну что за вид? Где бархатистость кожи?
Как хочешь – шубу отыщи,
Чтоб на богиню я была похожа!”
И вот с тех пор, века прошли и годы
Мы, женщины (мужчины впрочем, тоже) жертвы моды!
О, сколько трат и сколько драм,
Насмешек сколько и упрёков, со стороны элитных
дам.
А ныне подиум — Олимп он и Парнас.
Его все Золушки провинции штурмуют.
Для публики – восторг, сиянье глаз,
Модели шоу-бизнес атакуют.

Ведущая 2: Профессиональные модельеры
в XX веке создали так называемую “высокую моду”.

Первые дома моделей появились во Франции ещё в
конце XIX века, когда модельер Гастон Ворт основал
фирму “От кутюр”. Часть его моделей покупали
состоятельные люди, а часть продавали специально
для копирования. Сначала моды показывали на
скачках, светских приёмах и театральных
премьерах. Сейчас демонстрация новых коллекций
одежды сами являются культурными событиями.

Ведущая 1: Девушки демонстрирую фасоны,
разработанные на уроках технологии (см. рисунок 1).

Чтец: Кропотливо творишь,
наслаждаешься тем,
Что друзьям и родным это нравится всем
Привлекает процесс. Получилось – горда,
Даром всё отдаю – просто так. Навсегда.
Где-то есть недобор – в этой жизни, судьбе,
Но умелые руки – твои. При тебе.
И смягчится печаль. Отвлекаешься. Пусть.
Вдохновенье мое растворит мою грусть.
Мир спасёт красота –
Да, простые слова.
Мудрость жизни проста –
Ты творишь? Ты жива!

Демонстрация моделей 1(см. рисунок 2)

Ведущая 2: “Высокая мода” и
повседневная одежда могут показаться совершенно
не связанными друг с другом. Как проехать в метро
в тех экстравагантных нарядах, в которых шагают
по подиуму манекенщицы и всё же связь между ними
есть. Все модельеры предлагают новые идеи одежды,
линии, фасоны, сочетания цветов, даже новые
технологии ткани.



Ведущая 1: Девушки получили задания: из
нестандартных материалов в течение двух недель
выполнить моделирование. Представляем вашему
вниманию то, что получилось в результате работы.

Модель №1. Обычай носить
несколько юбок отнюдь не связан с холодной
погодой. Изюминка платья из двойного материала –
очаровательный эффект многослойности!
Оригинальный лиф как нельзя лучше подчёркивает
хрупкость этой модели (см. рисунок 3)

Модель №2. Платье относится к
романтическому стилю. Силуэт полуприлегающий.
Лиф заложен складами и украшен искусственными
цветами. Нижний срез эмитирует цветок (см. рисунок 4).

Модель №3. Вас пригласили в
ресторан? И нет времени заехать переодеться? В
таком белоснежном костюме вы будете выглядеть
свежо и практично (см. рисунок 5).



Модель№4. Девушки представляет
вам изделия романтического стиля, одного из
самых женственных стилей. Платье подчеркивает
слабость, сентиментальность, мягкость,
податливость (см. рисунок 6).

Модель №5. Платье прямого покроя
из нетканого материала мягко струится по фигуре.
Бахромная линия низа и верха изделия, словно
специально созданы для миниатюрных девушек (см. рисунок 7).

Модель №6. Покрой платья
фольклорного стиля, как правило, это
стилизованный крой исторического национального
костюма, построенного на удобстве и простоте.
Девушки представляют вашему вниманию сарафан с
бантами (см. рисунок 8).

Модель №7. Корсет, который
властвовал в женской моде несколько веков,
постоянно подвергался критике. К нему оптимально
подходит юбка с лёгким намёком на клеш. Помимо
всего прочего юбка ещё и зрительно удлиняет ноги!
(см. рисунок 9).

Модель №8. Модель создана в
авангардном стиле в единственном экземпляре. Она
не подлежит длительному использованию.
Основными чертами являются: экстравагантность,
экзотичность, броскость, новизна, гротеск,
преувеличение. Главная деталь – бант, вошедший в
моду в этом году (см. рисунок 10).

Модель №9. Летний вариант
маленького платья оживляют пушистые помпоны. Эта
модель красиво облегает фигуру, а мягко
струящаяся юбка делает её ещё привлекательнее.
Модный ассиметричный вырез акцентирует внимание
на плечах, очаровательно подчёркивая их
женственность (см. рисунок 11).

Ведущая: В античные времена, головной убор
имел чисто практическое значение: им накрывали
голову от солнца или дождя. Обычно же греки и
римляне ходили без головных уборов. В средние
века это, прежде всего украшение и даже предмет
роскоши. Шляпы принимали самые разные формы,
отделывались мехом, перьями, драгоценными
камнями. Ношение их считалось обязательным. В 19
веке говорили: “Если леди не при шляпе, значит
это не настоящая леди!”. История шляпы – это
история культуры в самом широком смысле этого
слова. Все, чего смогло достичь человечество в
различных сферах деятельности, нашло своё
отражение в головных уборах!

Демонстрация моделей.

Модель №10. Бальцо — итальянская
женская шляпка, украшенная вышивкой, бисером,
золотыми спиральками. Каркас шляпки из металла
или кожи обтягивали пёстрой, шелковой материей
(см. рисунок 12).

Модель №11. “Белый каприз” — это
синтез фантазии, формы, отделки, женственности,
значимости. Контрастность делает шляпу главной
доминантной ансамбля, её невозможно не заменить
на чёрном фоне старой одежды (см. рисунок
13).

Модель №12. “Шарм” — дамская
шляпа ( копия шапо-боне), вошедшая в моду в конце 18
века, часто пышно декорированная. По форме
напоминает чепцы (см. рисунок 14).

Модель №13. Шляпка “шуте” -
девичья шляпка, в стиле бидермейер, часто
соломенная. В дамскую моду вошла через театр, где
появилась в качестве реквизита около 1800 г., затем
остается в моде до 1860 г (см. рисунок 15).

Модель №14. “White fantasy” — такой
головной убор на проволочном каркасе носили во
Франции. Украшали его бисером, цветами, кружевом.
Добавив полупрозрачное покрывало, получите
головной убор невесты (см. рисунок16).

Модель №15. “Канотье” — жесткая
округлая шляпка с плоской тульей и ровными
полями, которая вошла в моду около 1900 года.
Украшалась цветами, бантами, перьями (см. рисунок 17).



Модель №16. “Нечего лазать по
чердакам” — выполнена на основе шляпки, вошедшей
в моду после 1850г. Имеет жесткую куполообразную
тулью белого цвета. Оригинальные поля объясняют
происхождение названия (см. рисунок18).

Модель №17. “Шапо-капот” -
конусообразующий головной убор эпохи
средневековья. В 19 веке для вечерних прогулок; в
Англии, а затем и в Европе, с полей спускали
длинную вуаль, которая заканчивается кружевом
(см. рисунок 19).

Модель №18. “Теона” — лёгкая
летняя шляпка, которую носят на высокой причёске.
Модель в ней чувствует себя уверенной,
неотразимой. Вещь действительно эстетическая по
выполнению, романтическая по стилю (см. рисунок 20).

Ведущая: Все старые, а пуще — молодые,
Храните ваши шляпки золотые,
Храните до конца – и в этом соль.
Когда над головой грохочут громы,
Способна даже пригоршня соломы
Сыграть в судьбе решающую роль.


Ведущая 1:

Могут руки людей сделать чудо
любое:
И по белому поля могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтоб стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, это вам и не снится
Только чтоб жила на земле красота!
В этом платье и Золушка станет принцессой
Та, к которой принцы бегут со всех ног.
Так давайте трудиться подобно Гефесту
Чтоб о каждом сказали: “В работе он – Бог!”




Следующий: