Дискретное проектирование и возможности его применения в школе на примере изготовления елочных игрушек

Предмет “Технология” — очень творческий и вего рамках возможно использование самыхнеожиданных, а порой, давно забытых и редкоиспользуемых технологий. Именно таким необычнымспособом изготовления декоративных изделийстало дискретное проектирование и объёмноемоделирование.

Суть данного способа – создание объёмных фигурв дискретном линейном каркасе – то есть наборегоризонтальных и вертикальных сеченийповерхности, увязанных в пространстве. Этотинженерный способ использовался когда-то дляразработки формы поверхности макетов фигур иманекенов (рис.1).

Рис.1. Дискретный линейный каркасмакета мужской фигуры [1].

В основе данного каркаса лежитпредварительное графическое заданиеповерхности определённой совокупностью линий,лежащих на ней [1].

Эту технологию ученицы 9 классаБалдина Алиса и Мещерякова Анастасия под моимруководством применили для создания ёлочныхигрушек (рис.2, см. Приложение).

Во время разработки проекта, в рамкахкоторого и осуществлялось изготовлениепредставляемых изделий, была разработанатехнология и подобраны материалы.

Наиболее удобными в использовании идешёвыми стали: картон средней плотности;цветная упаковочная бумага с эффектомголографии; декоративная отделочная тесьмаразной ширины, плетения и цвета. Для отделки -тонкая атласная лента, органза, сетка, мулине,бисер, бусины. Для соединения деталей -универсальный клей “Titan SM”, обладающий хорошейклеящей способностью, быстро сохнущий,прозрачный, без запаха. Чертежи выполнялись намасштабно-координатной бумаге. Помимо этогоиспользовались простой карандаш, линейка,циркуль, ластик, ножницы.


Последовательность разработки иизготовления изделий.

  1. Определить исходную форму изделия (игрушки) иего размеры (рис. 3, см. Приложение).
  2. Продумать в целом его конструкцию ихудожественное решение (рис. 4, см. Приложение).В качестве пояснения хотелось бы отметить, чтопроведя сравнительный анализ из несколькихвариантов был выбран один, как наиболееинтересный, яркий и привлекающий к себе большеевнимание (таблица 1).
  3. Таблица 1


    Выбор основных направленийдизайна


    Варианты оформления

    Причины отказа от модели

    Образец

    а). Основа из картона,оклеенного цветной бумагой

    Игрушки мало привлекательны

    б). Картонная основа обёрнутапрозрачной тканью и украшена блёстками

    Плохо видны формообразующиеэлементы, игрушка теряет “необычность”

    в). Основа выполнена из картона,оклеенного голографической бумагой. Торцевыестороны оклеены декоративной тесьмой.

    Причин для отказа нет. Данныйвариант взят за основу дальнейшего изготовления.

    1. Определить количество и пропорциисоставных элементов и способы их соединения.

    2. Разработать чертежи изделия, обратив особоевнимание на места соединения деталей (рис. 5 а-в).
    3. Для удобства дальнейшей работы сделатьксерокопии чертежей с целью ихнепосредственного использования дляизготовления игрушек.
    4. Наклеить лист с начерченными деталями на картондля придания жесткости, равномерно нанося клей,избегая появления его излишков. Склеенные деталипоместить под пресс (например, несколько книг) идать просохнуть 7-10 минут.
    5. После высыхания аккуратно вырезать деталистрого по контурным линиям (рис. 6). Такимобразом, подготовлены заготовки, которые вдальнейшем будут оклеены декоративной цветнойбумагой.
    6. Наклеить заготовки на белую сторону цветнойбумаги с эффектом голографии (рис. 7)вспомогательными линиями вверх (рис. 8).Поместить под пресс и дать просохнуть.
    7. Вырезать детали по контуру картона (рис. 9).
    8. Следующий этап требует особого внимания иаккуратности. Детали, в которых это необходимо,разрезать по сплошным линиям на две симметричныечасти. Сделать надрезы по намеченным линиям,предназначенным для дальнейшего соединениядеталей, причём, ширина надрезов должна бытьоколо 1 мм (рис. 10).
    9. Оклеить цветной бумагой вторую сторону деталей,вырезать по контуру, сделать надрезы поимеющимся линиям. Составные части игрушки готовы(рис. 11а-в
      ).
    10. Собрать объёмное изделие, последовательнозакрепляя все детали в прорезях (рис 12а,б).
    11. Выбрать отделочные материалы, определить ихрасположение на изделии и приклеить на игрушку.Сделать петельку для крепления на ветках ели (рис.13, 14а,б).

    Рис. 5. Выполнениечертежей деталей см. Приложение с рисунками.



    Рис. 6–14

    При необходимости данную технологиюможно доработать или переработать ииспользовать для создания других, не менееинтересных, изделий.

    Предлагаемый вариант моделированияценен по многим показателям:

    • Изготовление одной игрушки детьми занимает, всреднем, менее 1,5 часов от начала до конца (40-45минут для изготовления составных деталейигрушки и 30-40 минут для сбора и декорирования).
    • Используемые материалы не требуютдополнительных затрат и предварительнойподготовки.
    • Изготовление изделий доступно любому человекув домашних условиях, а совместная семейнаяработа по оформлению новогодней елиспособствует сплочению семьи и возврату кпрежним традициям.
    • Данная технология современна, имеет большойпотенциал использования.

    Также важно отметить, что во времяиспользования данного метода проектирования приработе с детьми решаются следующие развивающие иобучающие задачи:

    • Развитие навыков черчения;
    • Формирование представления о плоской иобъёмной формах и способах сбора из отдельныхплоских деталей целого объёмного изделия;
    • Развитие моторики рук во время изготовления,сбора и оформления игрушек;
    • Развитие эстетического вкуса;
    • Развитие творческих способностей;
    • Развитие цветовосприятия и цветопредставления;
    • Развитие самостоятельности в решениипоставленных проблем;
    • Формирование умения работы с различнымиматериалами и инструментами;
    • Развитие логического мышления, способностианализировать, сравнивать, выделять главное ипереносить полученные знания на практику;
    • Позволяет развивать математическиеспособности, выявлять связи с другими учебнымипредметами (геометрией, черчением, рисованием,химией, историей, информатикой) и формироватьосновы инженерной логики.

    Готовые детали игрушек былипредоставлены группе учеников второго класса,которым предложили попробовать собрать изплоских элементов объёмные объекты. Результатыбыли очень интересными, тем более что детииспользовали новые варианты соединенияразличных деталей (рис. 15а,б; 16а-д).

    Рис. 15-16

    Список литературы.

    1. Основы конструирования одежды:Учебник/Коблякова Е.Б., Савостицкий А.В., ИвлеваГ.С., и др. – 3-е изд., перераб. и доп.; Под общ. Ред.Е.Б. Кобляковой. – М.; Лёгкая индустрия, 1980. – 448 с.,ил.

    Приложение с рисунками ифото




    Следующий: