Динамика развития физических качеств у детей раннего и младшего возраста с нарушениями ЦНС и задержкой психо-речевого и моторного развития

В настоящее время проблема детей, оставшихся
без попечения родителей, приобретает особое
значение в связи с социальным кризисом в нашем
обществе. Среди воспитанников домов ребёнка 60%-80%
составляют дети с органическим поражением
центральной нервной системы, метаболическими
нарушениями врождённого и наследственного
генеза.

Любое поражение центральной нервной системы
отражается на состоянии опорно-двигательного
аппарата. Поэтому из-за того, что нарушается
центральная регуляция мышечной деятельности,
даже незначительная задержка психического
развития в первые годы жизни ребенка
сопровождается отставанием в развитии
физическом. Можно выделить характерные
особенности в физическом развитии детей с
поражением ЦНС:

  • мышечная гипотония, часто диффузная, или,
    наоборот, скованность, напряженность;
  • нарушение общей моторики, особенно
    ациклических движений (прыжки, метание, лазание);
  • нарушение мелкой моторики;
  • дискоординация движений;
  • неразвитость функций равновесия, чувства ритма,
    слабая ориентировка в пространстве;
  • гипо- или гипердинамия.

Все это ведет к замедлению процесса освоения
новых движений.

Поведение таких детей отличается повышенной
возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью,
раздражительностью, негативизмом. Или наоборот,
некоторым детям свойственны заторможенность,
апатичность. Также нарушена произвольная
регуляция мышечной деятельности: дети
неспособны к длительным волевым усилиям.

Основная цель программы
физкультурно-оздоровительной работы:
разработать и максимально реализовать
оздоровительное, воспитательное,
коррекционно-развивающее, образовательное
направления физического воспитания, учитывая
индивидуальные возможности каждого ребёнка. Для
достижения оптимальных результатов мы начинаем
заниматься с детьми с первых месяцев. Помимо
традиционного массажа, на каждом возрастном
этапе применяем те упражнения, к которым в данном
возрасте нервно-мышечный аппарат ребёнка
подготовлен. Исходя из психофизических
особенностей наших воспитанников, все занятия
строятся в игровой форме, начинаются с
сюрпризного момента.

Развитие движений у ребенка происходит в
определенной последовательности. Сначала, как
правило, развиваются статические позы и только
после этого движения в позе (например, пока
ребенок не научится стоять, он не может ходить).
Для выполнения любого движения необходимо
проявить физические качества, т.е. затратить
силу, иметь определенную ловкость, быстроту.
Поэтому наряду с формированием основных
движений идет развитие и физических качеств.

Количество и качество движений, которыми
владеет ребенок, имеют прямую зависимость от
уровня развития физических качеств. Знания о
развитии физических качеств имеют большое
прикладное значение в физическом воспитании. О
развитии физических качеств у детей раннего
возраста данных в литературе очень мало.

Физические качества в разные годы жизни
ребенка развиваются неравномерно. В один период
некоторые качества развиваются одинаково
быстро-синхронно, в другие периоды жизни
меняются физиологические качества нарастают с
разной интенсивностью, т. е. гетерохронно.
Периоды, в которые какое-либо качество
развивается наиболее интенсивно, называются
сенситивными периодами. По данным А.И. Кравчука
динамика развития физических качеств у детей 1-4
года жизни выглядят следующим образом:


Физические качества Годы жизни Сенситивные периоды
1 2 3 4
Ловкость 1; 4
Выносливость 1; 2; 4
Динамическая сила 1; 2; 4
Статическая сила 2; 4
Быстрота 1; 3
Скоростная сила 2; 3
Гибкость 2; 3

-
ускоренное развитие

-
умеренное развитие

-
замедленное развитие

Таким образом, сенситивным периодом развития
физических качеств следует считать 1-4 годы жизни
ребенка.

Ранний возраст – это период, в который
происходит развитие потребности в активной
двигательной деятельности и происходит запуск
механизмов развития всех способностей ребенка,
пропустив который, очень трудно или совсем
невозможно наверстать в будущем. Поэтому так
важна коррекционно-оздоровительная работа по
физическому воспитанию. Основу ее составляют
физкультурные групповые и индивидуальные
занятия.

Двигательная деятельность детей раннего
возраста требует многовидовой подготовки. Это,
прежде всего обучение движениям частей тела
(локальные движения), сочетаниям движений частей
тела и целостным движениям, т.е. с перемещением
тела. Первые две разновидности характерны для
общеразвивающих упражнений. Третья
разновидность относится к основным движениям:
ходьба, бег, лазание, прыжки, метание. В процессе
обучения детей основным движениям необходимо
целенаправленно воздействовать на развитие и
физических качеств: силы, быстроты, ловкости и
т.д. От уровня развития физических качеств
напрямую зависит успешность в освоении
необходимых для жизни умений и навыков.

В процессе воспитания физических качеств
формируется психическая, эмоциональная и
чувственная сферы. Поэтому физическое
воспитание детей раннего возраста можно считать
первой степенью воспитания и обучения вообще.

В нашем Доме ребенка, психоневрологического
профиля, находятся, в основном, дети до 4 лет с
задержкой психомоторного и речевого развития.
Для формирования основных движений и физических
качеств детей мы используем основную форму
физического воспитания в детских дошкольных
учреждениях – учебное занятие с его
традиционными частями и индивидуальные занятия
по показаниям. Предварительно мы разработали и
изучили специальные упражнения с учетом частных
задач занятия и индивидуальных особенностей
детей.

Для контроля за развитием физических качеств
мы использовали контрольные упражнения,
доступные для определенного возраста.
Диагностика проводится 2 раза в год.. При
проведении диагностики соблюдаются следующие
правила. Во-первых, в качестве тестов взяты лишь
те упражнения, которые отвечают целевому
назначению. Это бег с хода 10 м (быстрота), прыжок в
длину с места (скоростная сила) и прохождение
полосы препятствий (ловкость). Во-вторых,
диагностика проводится систематически два раза
в год, что даёт возможность сравнивать значения
показателей на разных этапах подготовки детей и,
в зависимости от темпов прироста, дозировать
последующую нагрузку. Кроме этого при
диагностике должна соблюдаться точность
регистрации показателей. Диагностика
проводиться в одинаковых, стандартных условиях,
что уменьшает ошибку в результатах и позволяет
получить более объективную информацию за
исследуемый период. Работая с детьми раннего и
младшего возраста мы пришли к выводу, что
наиболее оптимальной формой проведения
диагностики является развлечение.

Динамика результатов диагностики за 2 года
выявила следующее:

Динамика физической подготовленности Осадчей
Ренаты с 2002 по 2006 учебный год

Таким образом, из графиков видно, что медленнее
всего развивается такое физическое качество как
ловкость. Это отставание имеет физиологическое
обоснование: у детей раннего и младшего возраста
еще очень слабо развиты функции равновесия и
координации (а ловкость – это прежде всего
координация движений). Кроме того, у наших детей
имеются еще и различные поражения ЦНС.
Следовательно, особое внимание на занятиях
физкультурой и при проведении процедур ЛФК нужно
уделять развитию равновесия и координации
движений.

Всякое произвольное движение направлено на
решение какой-либо конкретной двигательной
задачи: поймать мяч, быстро встать, прыгнуть выше
и т.д. Сложность двигательной задачи
определяется требованием к согласованности и
координации одновременно и последовательно
выполняемых движений. Любое движение, каким бы
новым оно ни было, выполняется на основе старых
координационных связей. Т.е. новое движение
состоит из большого количества элементарных
координационных “кусочков”, каждый из которых
был освоен и закреплён в процессе предыдущего
двигательного опыта. Чем больше у ребёнка запас
приобретённых двигательных комбинаций, чем
большим количеством двигательных навыков он
владеет, тем легче он усвоет новые движения, тем
выше у него будет уровень развития ловкости.
Поэтому основным способом воспитания такого
физического качества как ловкость является
обучение новым разнообразным двигательным
навыкам и умениям.

При систематических занятиях к 4 годам
показатели уровня физической подготовленности
детей с негрубыми поражениями ЦНС выходят на
уровень нормативных показателей для здоровых
детей.

Отсюда следует сделать вывод, что комплексная
целенаправленная работа по воспитанию
физических качеств у детей раннего и младшего
возраста с задержкой психомоторного и речевого
развития позволяет скорректировать отклонения в
их физическом развитии, способствует достижению
детьми уровня физической подготовленности,
соответствующего уровню показателей для
здоровых детей и даже выше и играет существенную
роль в коррекции психических функций и личности
детей в целом.

Приложение

Следующий: