Динамические перемены в начальной школе

Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональныхвозможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормальногофункционирования его организму необходима активность. Специальное международноеисследование, предпринятое под эгидой Всемирной организации здравоохранения,было посвящено вопросу влияния привычной активности человека на его здоровье.Оно доказало, что физическая активность является неотъемлемым видом деятельностичеловека, чрезвычайно важным не только её конечными полезными результатами (каки результатами любого другого труда), но совершенно необходимым для сохранения иукрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни,имеющая прогрессирующую тенденцию, состоит в сокращении объёмов двигательнойактивности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно –психическими перегрузками. Движение – важнейшее свойство живых организмов. Внастоящее время неизвестно более естественного метода стимуляции различныхсистем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальномупротеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активностипочти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент:80 – 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшиешкольники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток,хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: ихорганизм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.

Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешногоусвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственнаяработоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическомположении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшениюснабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления,снижению работоспособности.

Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самыхразнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе –динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.

Динамические перемены не предназначены для решения задач физическогосовершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительныйхарактер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детямнеобходимую для правильного развития растущего организма двигательнуюактивность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного трудав вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности напоследующих уроках.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале ЛФКили детских рекреациях, специально оснащенных тропами «Здоровья». Динамическиеперемены проводят классные руководители и учителя физической культуры.

Необходимо составить график проведения динамических перемен, так какпроисходит чередование места их проведения. График может составляться на одинмесяц или учебную четверть и выглядеть следующим образом:

класс

16

17

18

21

22

23

24

25

28

29

30

31

У.



У.

З.

Иг.

ЛФК

Р.

У.

У.

З.

Иг.

ЛФК

Р.

У.

У.

З.

ЛФК

Иг.

Р.

У.

У.

З.

ЛФК

Иг.

Р.

ЛФК

Р.

У.

У.

З.

Иг.

ЛФК

Р.

У.

У.

З.

Иг.

Иг.

Р.

У.

У.

З.

ЛФК

Иг.

Р.

У.

У.

З.

ЛФК

З.

Иг.

ЛФК

Р.

У.

У.

З.

Иг.

ЛФК

Р.

У.

У.

З.

ЛФК

Иг.

Р.

У.

У.

З.

ЛФК

Иг.

Р.

У.

У.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У.

З.

У – улица; ЛФК – зал лечебной физкультуры; Иг. – игровая комната; З. –спортивный зал.

При данном графике после 2-го урока 1-3 классы обедают, а 4-е идут надинамическую перемену. После 3-го урока обедают 4-е классы, 1-3 классы идут надинамическую перемену.

Для проведения динамических (подвижных) перемен можно использовать подвижныедетские игры, такие как «Третий лишний», «У медведя на бору», «Гуси-лебеди»,«Два мороза» и другие. Чтобы дети играли сознательно и активно, необходимосоздать у них правильное представление об игре, доходчиво объяснить её ход.

Приложение




Следующий: