Динамическая игрушка Ванька-встанька — сувенир

Тема:

Работа с разными материалами.

Объект труда

: динамическая игрушка “Ванька -
Встанька” — сувенир.

Цель урока:

  • Закрепление умения работы с ножницами, клеем.
    Формирование трудолюбия, уважение к людям труда,
    расширить возможность знакомства с новыми
    материалами, способами их применения на
    практике, умение экономно использовать материал,
    правильно работать с инструментом, стремиться
    научить детей разбираться в устройстве изделия,
    определить его по образцу и изготовить.
  • Воспитание у детей усидчивости,
    взаимопонимания, воспитывать аккуратность,
    умение видеть прекрасное, воспитывать у детей
    интерес к изделиям, которые нужны в жизни,
    развивать внимание, наблюдательность, память,
    пространственное представление, творческое
    мышление воспитывать трудолюбие, точности в
    работе.
  • Развития умения преодолевать трудности,
    развития умения самостоятельно принимать
    решение, добиваться, чтобы изготовление изделия
    не носило подражательный характер, научить
    осуществлять самоконтроль за соблюдением
    требований к изделию, к отдельным
    технологическим операциям развития речи, умение
    слушать, фантазировать, творить, развитие ручной
    умелости каждого ребенка, анализировать и
    оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Материалы

    : картон, цветная бумага,
    ткань- марля, карандаш, линейка, подкладной лист,
    кисточка для клея, клей, шарик- груз, ножницы,
    салфетка.

    Оборудование

    : образцы русской
    матрешки в разном исполнении, книжка- раскладка
    “Матрешки” — стихи, загадки, песни, образец
    сувенирной коробки и игрушки.

    Ход урока

    I.Организационный момент:

    а). Наведение рабочего порядка, проверка
    готовности учащихся к уроку.

    б). Объявление темы, целей и задач урока:

    - Ребята, сегодня мы с вами на уроке изготовим
    сувенир, а какой вы должны угадать по заданной
    мной загадке:

    “ Мы не чашки, мы не плошки.
    Мы веселые … (матрешки)”.

    - Правильно, молодцы!


    II. Объяснение нового материала.

    а). Вводная беседа:

    - Ребята, сейчас я вам расскажу биографию
    матрешки.

    Биография матрешки.

    Прообраз матрешки — деревянная пустотелая
    кукла, но поменьше — художник Сергей Васильевич
    Малютин увидел в Японии.

    Но кукла эта, понятно была японкой,
    точнее сказать, японцем — сердитым на вид
    узкоглазым стариком. Малютин С.В. переодел куклу
    в русский костюм и показал русским умельцам -
    понравится ли?

    В России с незапамятных времен
    привыкли из белой пахучей, прочной липы точить
    деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не
    выточить? Выточил их вручную мастер игрушечных
    дел В. Звездочкин, а расписал Малютин. Наряжены
    первые куклы в русские сарафаны и платочек. Всем
    пришлась по душе русская матрешка.

    Заморская пришелица прижилась у нас на
    диво быстро. Яблоками лег на щеки румянец,
    прикрыл голову яркий платочек, свесилась из — под
    него, толстая коса. Так и хотелось назвать куклу
    русским именем Дуняша? Маняша? Матреша?
    “Настоящая Матрена!” — воскликнул кто-то, увидев
    куклу. И стали называть игрушку “ Матрешкой с
    петухом”. Она была одета в русский сарафан и
    платочек, в руке держала петуха, а внутри
    устроились: старшие дочки – помощницы — в
    фартучке, с серпом, с плошкой, мальчонка в
    косоворотке, девчушка с куклой, малышка в
    слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в
    пеленках. Всего восемь фигурок в скромной
    деревенской одежде, с милыми живыми лицами -
    добродушными, задумчивыми, веселыми,
    смышлеными…

    Было это в 1899 году, а в 1900 году
    владелица мастерской М.А. Мамонтова отвезла
    матрешку на Всемирную выставку в Париж и была
    награждена бронзовой медалью за игрушки. С тех
    пор и начался массовый выпуск матрешек в России.

    Куклы бывают сувенирные и игровые. А
    наша русская матрешка — и то, и другое. Дети с
    удовольствием играют куколкой- сюрпризом, а
    взрослые любуются. Яркая матрешка, известная
    всему миру, стала кукольным символом России — ни
    один турист не уедет от нас без этой
    “крестьяночки”.

    Начали точить матрешек по русским
    селам — в Сергиевом Посаде (ныне Загорск), большом
    селе Полховский Майдан, что раскинулось среди
    густых лесов на юге нынешней Горьковской
    области. Вслед за Сергеевым Посадом матрешек
    стали делать в разных местах России: в Липецке,
    Воронеже, Вятке (Кирове).

    Люди всегда заботились о красоте и
    занимательности игрушек, предназначенных для
    игры ребенка. Поэтому мастера- игрушечники
    вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию,
    выдумку, изобретательность — так появилась
    игрушка “ Ванька — Встанька”.

    б). Демонстрация книжки – раскладки “
    Матрешки” со стихами В. Берестова.

    в) Анализ изготовления игрушки.

    -Ребята, а как вы думаете, что нам нужно
    для изготовления игрушки? (картон, цветная
    бумага, марля, клей).

    - Ребята, а какую форму напоминает наш
    сувенир? (цилиндр — геометрическую).

    - Ребята, а чтобы наш цилиндр не падал,
    что нужно сделать? (в цилиндр вложить груз, а
    чтобы груз не выкатился, нужно обклеить открытые
    края марлей).

    - Ребята, давайте разберем карту
    графического изображения игрушки.


    III. Практическая работа

    :

    1. Нужно взять картон и по шаблону вырезать
    прямоугольник, сделать из него цилиндр, склеив
    боковую сторону на 1 см. внутрь.

    2. Инструктаж по ТБ:

    а) как нужно передавать ножницы?
    б) можно ли работать тупыми ножницами?
    в) когда режешь, поворачивай бумагу, а не ножницы;
    г) не бросай ножницы открытыми;
    д) клей намазывать кисточкой;
    е) после работы с клеем руки вытереть салфеткой.

    3. Теперь возьмем кусочек марли и обклеим одну
    торцовую часть нашего цилиндра.4. В цилиндр
    кладем груз (металлический шар) и заклеиваем
    другой торец марлей — у нас получился цилиндр,
    заклеенный с торцов, в котором перекатывается
    стальной шарик. А так как шарик скользит и
    вращается, то качает игрушку и не дает ей упасть.


    Физминутка

    А теперь, ребята, встать, Руки вниз и так стоять.

    Руки медленно поднять, Наклонитесь вправо,
    влево

    Пальцы сжать, потом разжать. И беритесь вновь за
    дело.


    IV. Индивидуальная работа.

    “ Мы кукляшки,
    Куклы неваляшки.
    Куклы неваляшки,
    Яркие рубашки”.

    - Сейчас, ребята, мы возьмем цветную бумагу и
    украсим игрушку — сделаем Ивашке рубашку, наклеим
    лицо. Можно сделать кепку- фуражку (полоска и
    полукруг).


    V. Итог урока.

    а) Проверка и анализ работ учащихся.

    б) Выставление оценок.

    в) Обобщающая беседа.

    - Чем мы сегодня занимались?

    -Какую геометрическую фигуру мы сегодня делали?

    - А теперь ребята, проверим способности наших
    удальцов Ивашек- Неваляшек

    - А как они у нас могут быть акробатами-
    циркачами?

    - А если его положить в коробочку, то по
    наклонной игрушка будет кувыркаться.

    Изготовление коробки:

    - Ребята, для изготовления коробки возьмем
    отрезок картона длинной 30 см. и шириной 9 см. На
    картоне делаем развертку коробки: проводим
    горизонтальные полоски по 3см. шириной и делаем
    надрезы глубиной по 3см. Согнуть деталь по линиям
    и склеить боковые стороны. Коробка готова.
    Игрушку ставим в коробку и наклоняем ее.

    АХ, КАКИЕ ОНИ У НАС НАРЯДНЫЕ, АККУРАТНЫЕ, ДА
    ЛОВКИЕ И НИКАК НЕ ХОТЯТ СПАТЬ.

    Литература:

    1. Методические рекомендации по проведению уроков
      трудового обучения в начальных классах.
    2. Словари, Я познаю мир.
    3. Детская энциклопедия: Игрушки (Авт. сост. Н.Г.
      Юрина.).
    4. В. Берестов. Стихи.

    РУССКАЯ МАТРЕШКА

    Слова Ю. Жулькова
    Музыка Казенина

    Кто матрешку создал, я не знаю,
    но известно мне, что сотни лет,
    Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
    Покоряет кукла белый свет.
    Где он краски брал, искусный мастер,
    В нивах шумных, сказочном лесу?
    Создал образ неуемной страсти,
    Истинную русскую красу.

    ***

    На щеках навел зари румянец,
    Неба синь плеснул в ее глаза,
    И пустив в неповторимый танец,
    Он должно быть, весело сказал:
    Ну и ой, гуляй теперь по свету,
    Весели себе честной народ…
    И матрешка через всю планету
    до сих пор уверенно идет.

    ***

    Выступает гордо, величаво,
    С удалой улыбкой на лице.
    И летит за ней по миру слава
    о безвестном мастере-творце!

    Приложение

    Следующий: