Дидактический материал на уроке биологии


“Содержание образования — это
проблема не дидактики…”
П.Щедровицкий

“Он не хочет ничего делать из того, что и как я
предлагаю. Интересно почему?..Что мне надо
сделать, чтобы мой ученик захотел работать
учеником?” — такая формулировка в практике
педагога, скорее всего, будет характеризовать
его как профессионала с высоким уровнем
компетентности.



Деятельность учителя по инициации, становлению
и развитию мотивации детей к учению – это
реализация управленческой компетентности
учителя. И если ученик захочет – то и его память
работает, и знания выявляются, и умения не
подводят. “Вопрос о мотивации учения есть вопрос
о процессе самого учения”, — писал Петр Яковлевич
Гальперин.

Слова понятные, но как реализовать “ в
переводе” на язык практической дидактики?

У педагога есть два стандартных пути: можно
использовать дидактический материал, который
есть в копилке учителя, а можно его легко создать,
подключив свое воображение или креативных
учеников.

В методике преподавания биологии часто
используется такая активная форма обучения как
сочинение дидактических сказок (как учителем,
так и учащимися). В этом плане разнообразить
работу помогает еще и такой прием, как сочинение
дидактических небылиц.

Что собой представляет небылица? Это рассказ, в
котором случается то, чего в реальной жизни быть
не может. Издревле на небылицах учили детей
логически мыслить, отличая правду от выдумки. Вот
и дидактические небылицы помогут ученику
разобраться, что бывает, а чего быть не может с
точки зрения биологии, а также ненавязчиво
включить в деятельность, актуализировать,
создать проблему, включить в систему, закрепить,
проверить знания ученика.



Прием дидактической небылицы актуально
использовать в рамках личностно –
ориентированного обучения,
системно-деятельностного и индивидуального
подхода, проблемного и группового обучения,
формирования УУД, предметных, метапредметных и
личностных результатов.

Указания для работы ученика с дидактической
небылицей просты:

Прочти текст небылицы до конца;
Второй раз читай внимательно;
Пошагово находи неточности;
Дай правильный ответ


8 класс

Тема: «Пищеварение.»

Доктор Пилюлькин склонился над кардиограммой
больного, поступившего в инфекционное отделение
городской больницы. На рентгеновском снимке он
четко увидел все отделы пищеварительной системы,
начиная от желудка. Пилюлькин порадовался за
пациента, у которого во рту он насчитал 36 зубов,
нетронутые кариесом. “Ест витамин А”,- подумал
он — “ Нужно и мне пить рыбий жир, а то и до цинги
недалеко”. Поджелудочная железа на снимке была
без изменений, справа в подреберье над желудком,
и ее проток плавно заканчивался в конце пищевода.
Червеобразный отросток прямой кишки приветливо
помахал ему, вызвав раздражение. “ Нужно
вырезать этот атавизм, все равно лишний”,-
пробурчал эскулап. Железа внутренней секреции –
печень с левой стороны от тонкого кишечника была
увеличена в размерах и напоминала остров
Мадагаскар на карте мира. Вывод последовал
незамедлительно: “ Больной слишком много пьет
пепси, если так будет продолжаться дальше, то
печень не сможет вырабатывать поджелудочный сок,
который необходим для расщепления углеводов в
тонком кишечнике”. Желудок, напоминающий
пятилитровую резиновую грушу, спрятался за
раздувшимися легочными мешками.

Пилюлькин оторвался от снимка, и устало сел на
стул. Мысли о необычном больном не давали покоя.
Такой пищеварительной системы он не встречал
никогда. Срочно нужна операция. Как ее делать?
Нужно иметь талант древних врачевателей
Архимеда и Цицерона, чтобы решиться на
трепанацию брюшной полости. Впервые Пилюлькин
пожалел о том, что в студенчестве пропустил
лекцию профессора Тироксина Пепсиновича по
пищеварению. Срочно нужна консультация коллег.
Кто же поможет?

7 класс

Тема: “Земноводные”

Прудовая лягушка мирно лежала на песчаном
берегу и грелась на солнце, лениво поглаживая
перепончатой конечностью свои ребра. Ее длинный
язык, втрое сложенный во рту, пытался протолкнуть
комара, за которым она гонялась по лужайке
несколько минут назад. Но огромные глаза,
которыми ее наградила природа, только мешали
процессу пищеварения. Чешуйчатая кожа
подрумянилась на солнце, и лягушка уже готова
была подняться, чтобы отправиться в гости на
болото к дальней родственнице — камышовой жабе.
Лягушке нужно было торопиться, чтобы успеть до
начала праздника пожать лапы червякам,
амбистомам и тритонам.

Таким образом, широкий познавательный мотив
ученика направлен на усвоение новых знаний
(инициируется и поддерживается сообщением
интересных фактов); учебно-познавательный мотив
на побуждение к овладению способами добывания
знаний (инициируется и поддерживается
предоставлением возможности ученику
действовать, обучением ученика надпредметным и
метапредметным умениям); мотив самообразования
(инициируется и поддерживается связями учебного
содержания с субъективным опытом ученика, его
личностными ожиданиями).



Думайте сами, решайте сами иметь или не иметь в
своей методической копилке “золотой ключик”, с
помощью которого можно проникнуть в структуру
урока, вписаться в его технологию, не
противоречить его парадигме, соответствовать
рекомендациям стандарта, реализовать цели и
достичь результата. Но выход есть всегда!




Следующий: