Дидактическая игра Геометрический конструктор для построения орнаментов геометрической резьбы

Одной из операций при декорировании изделий
геометрической резьбой является разметка. При её
выполнении необходимо уделять большое внимание
точности и аккуратности. Если разметка
выполняется неточно и небрежно – то и резьба,
даже при её хорошем исполнении, будет выглядеть
некрасиво.

Не все учащиеся на этапе знакомства с
орнаментами одинаково хорошо понимают, каким
образом выполнить разметку. Видя большое
скопление линий, многие из них приходят в
замешательство и не знают с чего начать. Заметив
это, я решил показать учащимся основной элемент
геометрической резьбы — треугольник и дать
возможность “потрогать” его руками. < Рисунок 1>

Более того, таких треугольников я изготовил
несколько десятков, и появилась возможность
складывать из них различные комбинации, то есть
работа по составлению орнаментов приобрела
игровой момент, что является для учащихся не
только полезным, но и увлекательным занятием. Из
набора треугольников можно составить орнаменты
в полосе, квадрате, силуэты животных, человека, а
также абстрактные изображения разнообразной
конфигурации. < Рисунок 2>

Сложив узор из этих элементов, дети лучше
начинают понимать, как изобразить его на бумаге
или на материале, а в дальнейшем по каким линиям
делать надрезку и по каким подрезку, выполняя
резьбу. < Рисунок 3>

Ещё положительным моментом является то, что
используя этот конструктор можно довольно
быстро придумать какой-либо новый узор, тут же
разобрать его, преобразив полностью или добавить
некоторые элементы. То есть за малый промежуток
времени учащиеся имеют возможность составить
большое количество орнаментов и при этом видеть
последовательность их построения. Это и
позволяет разобраться в принципе выполнения
изображения при разметке.



Основу треугольников я изготовил из ДВП, на
лицевую сторону наклеил самоклеющуюся плёнку.
Линии надрезки внутри треугольников расчертил
маркером для CD дисков. Хотя время показало, что
при соприкосновении с руками, линии немного
размазываются. Думаю, что эти линии можно
прорезать или аккуратно процарапать.

Так как знакомство начинается с орнаментов в
полосе, поэтому в качестве основы для
расположения треугольников я использовал так
называемые “карты” размером 130×550 мм,
изготовленные также из ДВП, оклеенные белой
самоклеящейся плёнкой. На картах нанесены
вспомогательные разметочные линии, которые
являются направляющими при построении < Рисунок 4>

Учащиеся раскладывают на картах треугольники,
составляя различные орнаменты. < Рисунок 5>.
Наиболее интересные комбинации можно
зафиксировать на картах, приклеив треугольники
при помощи двухстороннего скотча. Затем карты с
приклеенными треугольниками устанавливаются в
специально изготовленную для этого таблицу
< Рисунок 6> и < Рисунок 7>. Теперь можно
проводить обсуждение, делать анализ выполненной
работы, сравнивать созданные композиции с
“азбучными” орнаментами. < Рисунок 8>

Следующий этап работы это вычерчивание
орнаментов в тетради, либо на материале.

Положительными результатами такой работы
является то, что учащиеся развивают воображение,
пространственное мышление, начинают лучше
видеть орнамент и понимать значение каждой линии
в нём.




Следующий: