Десятибалльная модель оценки степени обученности в процессе физического воспитания учащихся на основе личностно-ориентированного подхода


Важная роль в модернизации физического
воспитания и физкультурно-спортивной работы в
школе отводится принципам гуманистической
педагогики и психологии.

Многие специалисты обращают внимание на то, что
сложившаяся система физкультурно-спортивной
работы в школе не позволяет в полной мере
осуществить гуманистическое воздействие на
личность учащихся, так как ее организация не
соответствует принципам гуманистической
педагогики и психологии.

В настоящее время все более усиливается
понимание того, что разрешение этой проблемы не в
том, чтобы поправить или дополнить существующие
программы, а в том, чтобы найти такие
организационно-методические формы, которые
придали бы учебному процессу действительную
образовательную направленность. Помогли перейти
от утилитарных форм физического воспитания к
личностно ориентированным формам современного
физического образования. Последнее может и
должно реализоваться, как показывает передовой
педагогический опыт, в разработке новых
организационно-методических и технологических
моделей процесса физического воспитания
учащихся.

В последние годы в педагогической литературе
все чаще можно встретить дискуссионные
материалы о системах оценки знаний учащихся
общеобразовательных школ. В частности
подвергалась критике или, по крайней мере,
сомнению целесообразность использования, в
качестве единственной, пятибалльной системы
оценки знаний. Напомним, что она стала активно
внедряться в отечественной школе с 14 февраля 1944
года »Инструкцией о применении цифровой
пятибалльной системы оценки успеваемости и
поведения учащихся…», утвержденной Народным
Комиссариатом просвещения РСФСР.

Неудовлетворенность существующей системой
возникла потому, что увеличилось число
дидактических функций, которые стали
предъявлять к оценке знаний, двигательных умений
и навыков: учет индивидуальности учащихся и
динамика роста его учебной успешности,
расширение диапазона требований к знаниям и
умениям. Возникли сомнения в объективности
оценки знаний разного характера, которые должны
были содержаться в ответах учащихся или при
выполнении двигательных действий: насколько
тонко можно уловить »оттенки» и решиться
поставить оценку с разницей в одну единицу.



Давно известно, что в ряде стран приняты и
другие шкалы и »размерности» в оценивании разных
видов деятельности учащихся. Такая более
дифференцированная оценка давала возможность не
только более точно отслеживать общую
результативность в организации
учебно-воспитательного процесса, но и точнее
судить об индивидуальных проблемах. Как только в
нашей стране стали происходить изменения в
существующей концепции образования, так сразу же
стала очевидной необходимость создания более
личностно ориентированной системы оценки
результативности образования. Одновременно
появились предложения и по выбору критериев
оценки эффективности педагогических технологий,
методических систем.

Начиная с 90-х годов, на экспериментальных и
инновационных площадках в учебных заведениях
России и Тюменской области, прошли испытание
разнообразные системы оценки (11-ти, 12-ти, 14-ти
балльные) различных видов учебно-познавательной
деятельности вообще, соответствия предметным
образовательным стандартам, в том числе.

В педагогическом коллективе МОУ СОШ № 8
работающим над реализацией программы
инновационной деятельности “Гуманизация
образовательного процесса”,
неудовлетворенность существующей системой
возникла потому, что личностно-ориентированное
обучение предполагает иную стратегию
диагностики. Так как, необходима качественно
другая оценка, в которой бы заключалась как можно
меньше власти, диктата, а больше содержания,
характеризующего процесс соотнесения
результата учебной деятельности с заранее
заданными эталонами. Необходима оценка,
призванная стимулировать в детях познавательное
стремление, ее показатели (критерии) должны быть
открыты, доступны и понятны учащимся и их
родителям. В этом случае оценочный компонент
можно передать самим детям и, что особенно важно,
сформировать у них адекватную самооценку и
потребность в личностном саморазвитии.

Стала очевидной необходимость создания более
гибкой системы оценки результативности
образования. Теоретическим обоснованием решения
поставленной проблемы стала концепция
диагностики и оценки степени обученности
учащихся, изложенная доктором педагогических
наук, профессором В.П. Симоновым.

Из пяти моделей возможной оценки степени
обученности учащихся, предложенных В.П.
Симоновым: пятибалльная, восьмибалльная,
десятибалльная, двадцатипятибалльная,
стобалльная, за основу, в нашей инновационной
работе взят третий вариант – десятибалльная
шкала оценивания обученности учащихся (Приложение 1).

1 и 2 балла

соответствует первому показателю
степени обученности учащихся – уровень
знакомства
/распознавание/.

Учащийся отличает данный объект, процесс,
явление или какое-либо действие от их аналогов
только тогда, когда ему предъявляют их в готовом
виде, показывая формальное знакомство с данным
объектом или процессом, действием, с их внешними,
поверхностными характеристиками. Это самая
низкая степень обученности.

3 и 4 балла

соответствует второму показателю
степени обученности учащихся – уровень
неосознанного воспроизведения
/запоминание/.
Учащийся может пересказать содержание
определенного текста, правила, воспроизвести
упражнение, но это не служит доказательством его
понимания. Уровень »зазубривания» скорее
количественный показатель, чем качественный.

5 и 6 балла

– третий показатель степени
обученности, уровень осознанного
воспроизведения
/понимания/. Сущность данного
процесса /явления/ учащимся понята, а не просто
формально закреплена в сознании, как какое-то
определенное количество информации. Здесь
присутствует семантическая сторона полученной и
усвоенной им информации.

7 и 8 балла

– четвертый показатель степени
обученности, репродуктивный уровень
/элементарные умения и навыки/. При этой степени
обученности учащийся показывает умение
применять на практике полученные им
теоретические знания в простейших заданиях.

9 и 10 балла

соответствуют пятому показателю
степени обученности, творческий уровень
/перенос/. Понимается, как положительное влияние
ранее усвоенного навыка на овладение нового.
Учащийся, показывающий эту наивысшую степень
обученности /на данном этапе обучения/, умеет
творчески применять полученные теоретические
познания на практике в новой, нестандартной
ситуации, »переносить» в нее изученные и
усвоенные ранее понятия, законы и
закономерности.

Возрастание порядковых номеров показателей
степени обученности символизируют тот факт, что
каждый последующий показатель обученности
качественно и количественно выше предыдущего.

В соответствии со спецификой образовательной
области »Физическое воспитание» нами
разработана десятибалльная шкала (Приложение
2
), где оцениванию подлежат:

1. Знания

: метод опроса может применяться в
устной и письменной форме в паузах между
выполнением упражнений, до начала и после
выполнения заданий. Не рекомендуется
использовать данный метод после значительных
физических нагрузок. Весьма эффективным методом
проверки знаний является демонстрация их
учащимися. Например, значение упражнений по
развитию силы учащиеся могут сопровождать
конкретным выполнением силового комплекса и т.п.

2. Двигательные умения и навыки

: экспертная
оценка техники освоения двигательных действий.
Основными методами являются методы наблюдения,
вызова, показа упражнений, комбинированные
методы. Метод открытого наблюдения заключается в
том, что учащиеся знают, кого и что будет
оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в
том, что учитель ведет наблюдение за
определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для
выявления достижений отдельных учащихся в
усвоении программного материала и демонстрации
классу образцов правильного выполнения
двигательного действия. Метод упражнений
предназначен для проверки уровня владения
отдельными умениями и навыками, качества
выполнения задания.

Комбинированный метод состоит в одновременной
проверке знаний и качества освоения техники
соответствующих двигательных действий.

Ошибки при выполнении упражнений
подразделяются на мелкие (или малосущественные)
и крупные (или грубые). Мелкие не искажают
основной механизм движения и почти не влияют на
результат. Крупные искажают структуру движения
(пропуск какого- либо элемента, нарушение
согласованности, последовательности движений) и
снижают результат.

При оценке техники движений учитель принимает
за эталон биомеханически правильное его
выполнение – эффективное, рациональное – и
хорошо освоенное – стабильное, устойчивое,
автоматизированное. Однако требования к
учащимся следует соразмерять с тем, на каком
этапе обучения проводится оценка.

На начальном этапе проводится в основном
текущая оценка путем наблюдений, причем
обращается внимание главным образом на
овладение учащимися правильной формой движения
(по направлению, амплитуде, ритму и темпу). На
этапе углубленного разучивания принимается во
внимание также характер движений – правильность
приложения усилий, согласованность, точность,
быстрота выполнения. На этапе закрепления и
совершенствования при итоговой оценке
выдвигаются требования к свободе, плавности,
экономичности движений. Оценивать можно только
фактически проработанный материал, учитывая
затраченное время и возможности его усвоения
учащимися средней подготовленности.

3. Физкультурно-спортивная и оздоровительная
деятельность

: оценивается по способам
(умениям) осуществлять самостоятельно развитие
индивидуальных физических качеств, по
количеству физкультурно-оздоровительных и
спортивных мероприятий школы, города, округа, в
которых принимал участие учащийся.

4. Физическая подготовленность:



тестирование,
для определения уровня развития физических
качеств (Приложение 3). В
основе предложенной таблицы оценивания динамики
физической подготовленности лежит
образовательный стандарт и “Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1–11
классов”, В.И.Ляха, А.А.Зданевича. Оценивая
уровень подготовленности, следует принимать во
внимание не столько абсолютные показатели,
сколько реальные сдвиги учащихся в показателях
тестов за определенный период времени.

Итоговая оценка успеваемости по физической
культуре складывается из суммы баллов,
полученных учащимся за все составляющие: знания,
двигательные умения и навыки, самостоятельная
физкультурно-спортивная деятельность,
двигательная подготовленность.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к
подготовительной медицинской группе,
оцениваются на общих основаниях, за исключением
тех видов двигательных действий, которые им
противопоказаны по состоянию здоровья: учащиеся,
отнесенные к специальной медицинской группе,
оцениваются в основном по разделам
теоретических знаний и самостоятельной
физкультурно-спортивной деятельности и
выполнению доступных им двигательных действий.

Реализация личностно-ориентированного
обучения в школе невозможна без создания единого
личностно-ориентированного пространства
обучения. Оно характеризуется отказом от
статистически-нормативной интерпретации
стратегии диагностики, акцент на динамику личных
достижений и социально-психологические
нормативы.



Использование десятибалльной модели
оценивания позволяет более достоверно и
показательно оценивать обученность учащихся,
которая характеризуется пятью последовательно
возрастающими показателями, что при наличии
только трехбалльной шкалы ни оценить, ни
прокомментировать практически невозможно, а так
же снять стрессовые ожидания перед “плохой”
оценкой, так как в десятибалльной шкале
“плохих” оценок вообще нет.

Педагогическим коллективом МОУ СОШ №8
проводилась апробация десятибалльной модели
оценивания степени обученности в одном классе из
каждой параллели среднего звена школы.
Проведенные в итоге деловые и организационные
игры, “круглые столы”, анкетирование учащихся,
их родителей показало, что в целом введение
новшества получает одобрение, так как
способствуют активизации познавательной
деятельности, повышению учебной успешности
участников эксперимента. Десятибалльная модель
позволяет сделать оценку более содержательной,
объективной и дифференцированной.

В настоящее время, по десятибалльной модели,
оцениваются учащиеся начальной школы. По
инициативе классных руководителей, учителей
предметников, работающих по программе
“Гуманизация образовательного процесса” с
согласия детей и их родителей.

Десятибалльная система оценки обученности
учащихся предложенная В.П.Симоновым и в
частности разработанная нами шкала оценивания
по предмету “Физическая культура”, позволяет
осуществить дифференцированный подход к оценке
знаний, двигательных умений и навыков учащихся,
их двигательной подготовленности, и к
результатам их самостоятельной деятельности, а
также управлять этой деятельностью,
активизировать ее.

Личностно ориентированная система оценки
знаний и участия в совместной деятельности
субъектов учебно-воспитательного процесса
должна стать важным инструментом по
формированию гуманистической культуры личности
средствами предмета “Физическая культура”.




Следующий: