Деловая игра для учащихся 9-го класса Рынок труда

Цель:

  1. Помочь учащимся в профессиональном
    самоопределении.
  2. Выявление склонностей учащихся к
    различным видам человеческой
    деятельности.
  3. Стимулирование интереса к различным
    профессиям.

Задачи:

  • Развивать профессиональные интересы;
  • Развивать коммуникативные способности
    учащихся, ответственность за работу в
    команде;
  • Укрепление содружества поколений,
    взаимодействие с родителями;
  • Воспитание культуры общения;
  • Развитие творческих способностей
    учащихся.
  • Подготовительная работа:

  • Проведение анкетирование на определение
    склонностей (дифференциально-диагностический
    опросник).
  • Изучить спрос на профессии на рынке труда.
  • Отснять видеорепортаж социологического
    опроса учащихся школы по следующим
    вопросам: Кем хочешь быть? Какие профессии
    считаешь наиболее престижными в наши дни?
    Назовите профессии ушедшие в глубь веков.
  • Создание и деятельность творческих групп
    по подготовке деловой игры.
  • Приглашение экспертов (руководителей
    предприятий) и наставников (родителей) и
    подготовка их к выполнению необходимой
    роли.
  • Оформление:

  • Центрическая схема «Хочу – надо – могу –
    есть»
  • Цветные жетоны (5 цветов)
  • Карточки красные и зеленые по количеству
    участников
  • Ручки, карандаши, бумага.
  • Плакат «Требуются, требуются…»
  • Плакат «Ищу работу»
  • Высказывания.
  • Жетоны для оценивания («шансы»)
  • Сценарий:

    I. Вступительное слово ведущего.

    В мире насчитывается около 40 тысяч
    различных профессий. Ежегодно 25 миллионов
    человек меняют свое место работы, из них 12%
    возвращается обратно… Означает ли это, что
    к выбору профессии можно идти путем проб и
    ошибок? А может, надо сознательно готовить
    себя к будущей профессиональной
    деятельности? Как найти ту единственную,
    свою профессию, чтобы она тебя полностью
    устраивала, чтобы её избрание позволило
    приносить пользу людям, обществу?

    II. Представление гостей, экспертов.

    Эксперты: директор МОУ СОШ; заведующая
    МДОУ Детский сад; директор Дома культуры.

    Ведущий. Какие условия необходимо
    учитывать для того, чтобы выбор профессии
    был оптимальным. Давайте рассмотрим схему
    оптимального выбора. Она строится на основе
    четырех модальностей: «Хочу», «Могу», «Надо»,
    «Есть». «Хочу» — изучение
    направленности личности, её стремлений.
    Конкретно это проявляется в мотивах,
    интересах и профессиональных намерениях. «Могу»
    - изучение способностей и здоровья.
    Функциональность «Надо» указывает на
    требования рынка труда к профессиям,
    потребность в кадрах. Если заниматься каким
    – либо делом, на которое нет спроса на рынке
    труда, то прилагаемые усилия теряют всякий
    смысл. «Есть» — изучение
    характериологической совокупности
    устойчивых индивидуальных особенностей
    личности, которые проявляются в самооценке
    поведения, отношении к окружающей
    действительности и труду. Эти условия
    определяют программу изучения личности и
    являются ориентиром для профессионального
    самоопределения.

    III. «Хочу».

    Ведущий. Предлагаем вашему вниманию
    репортаж нашего специального
    корреспондента, который проводил
    социологический опрос на тему «Мир
    профессий».

    «У меня растут года, будет и семнадцать.

    Где работать мне тогда, чем заниматься?»

    • Формирование микрогрупп по цветовой
      гамме:
    1. «Человек – знаковая система» -
      оранжевый.
    2. «Человек – художественный образ» -
      синий.
    3. «Человек – человек» — желтый.
    4. «Человек – природа» — зеленый.
    5. «Человек – техника» — красный.
    • Представление наставников микрогрупп.

    «Ч-З» — бухгалтер

    «Ч-Х» — педагог дополнительного
    образования Детской школы искусств

    «Ч-Ч» — учитель

    «Ч-П» — инженер охраны леса

    «Ч-Т» — механик

    • Задача для работы в микрогруппах.

    Выяснить:

    1. Что является предметом, целью, орудием
      труда.
    2. Профессионально важные качества
    3. Подтипы профессий.
    • Работа микрогрупп. Музыкальная заставка.
    • Выступление микрогрупп.

    IV. «С улыбкой о профессиях»

    Ведущий. Сейчас я предлагаю немного
    отвлечься и поиграть в игру. Давайте
    вспомним детскую игру про царя Гороха (царь
    горох прими нас на работу). Мы немного
    переделаем слова. Каждая группа говорит
    слова: «Господин работодатель, прими нас на
    работу!»

    - Работодатель: «А что вы умеете делать?»

    - Команда: «Что умеем мы не скажем, а
    наглядно вам покажем».Затем показывает
    пантомимой какую-либо профессию.

    • Задача для микрогрупп:
    1. Определить название профессии
    2. Тип профессии.

    V. «Могу».

    Ведущий. После окончания учебного
    заведения, получив диплом специалиста в той
    или иной области, вы идете к работодателю.
    Вам необходимо убедить его взять вас на
    работу.

    • Работа микрогрупп. Музыкальная заставка.
    • Представление своего кандидата
      эксперту.

    VI. «Надо».

    Ведущий.

    • Познакомимся с новыми профессиями.
      Рассказ учащихся о профессиях,
      появившихся и пользующихся спросом на
      рынке труда.
    • Труд – это товар, пользующийся или
      непользующийся спросом.
    • Спрос на какие профессии существует на
      рынке труда.

    Ближайшее будущее потребует больше всего работников
    в сфере высоких технологий и электроники, а
    также в области сервиса.
    Вообще, сфера
    сервиса — это океан: столь же бездонный,
    сколь и всеядный. Он даст работу всем — но
    не все готовы посвятить себя обслуживанию
    окружающих.

    Стремительно растет у нас в стране число юристов
    и экономистов:
    за последние десять
    лет их выпустили из разных учебных
    заведений столько, что работу в этих
    областях найти все труднее. Да и качество
    подготовки на случайных платных курсах, как
    говорится, оставляет желать… В итоге целая
    армия безработных инженеров, решивших
    овладеть современной профессией, так и
    осталась безработной и невостребованной.
    Конкуренция сурова: золото потому и ценится,
    что его в природе немного. Что касается
    юристов, то в ближайшие годы возрастет
    спрос на тех, кто специализируется в
    спортивной сфере.

    Несмотря на то, что врачи и учителя
    всем нужны, платить им по-прежнему никто не
    хочет, так что здесь сохраняется стойкий
    дефицит кадров. Как говорится,
    присоединяйтесь, господин барон…

    Менеджеры среднего эвена всегда
    требуются в малом и среднем бизнесе, однако
    проблема в краткосрочности контрактов, не
    дающей почувствовать уверенность в
    завтрашнем дне.

    Впрочем, и сами фирмы часто не имеют этой
    уверенности. Пример тому — туристический
    бизнес. Вот та сфера, которая в ближайшее
    время точно будет испытывать трудности,
    ведь туристический бизнес целиком и
    полностью зависит от ситуации в мире.
    Короче, ситуация в туристическом бизнесе
    вряд ли подходит для новичков.

    Риэлторы — очень перспективная
    специальность, так как рынок постоянно
    расширяется. Менеджеры, работающие на рынке
    жилья, будут определенно востребованы.

    Психологи нужны всегда, и потребность
    в них в ближайшие годы только возрастет. Так
    что выпускникам факультетов психологии
    остается искать вакансии в крупных фирмах,
    где есть должность штатного психолога.

    Программисты и специалисты по наладке
    компьютеров,
    а также веб-дизайнеры
    уже сегодня незаменимы и на производстве, и
    в банках, и в издательских центрах. За ними -
    будущее, в том числе — ближайшее, так как
    компьютеризация всей страны вот-вот
    состоится.

    Из других профессий через пять лет будут
    востребованы аналитики, организаторы
    производства и технологий.

    • Вакантные места на предприятиях нашего
      поселка.
    • Выступление приглашенных
      представителей предприятий поселка.

    VII. «Есть»

    • Задание для микрогрупп. Каждая
      микрогруппа получает «сейф» (воздушный
      шарик), в котором хранятся 4 вопроса.
    • Ответ на вопрос 30 секунд.
    • За каждый правильный ответ 1 «шанс»

    Вопросы для микрогрупп

    :

    «Ч-З»

    1. Название денег в международном
      обращении. (валюта)
    2. Самый богатый руководитель фирмы в мире.
      (Билл Гейц, «Майкрософт»)
    3. Предприятие, где хранятся и выдаются
      деньги. (Банк)

    «Ч-Х»

    1. Назовите яму имеющую прямое отношение к
      музыке (оркестровая яма)
    2. Какой вид литературного произведения
      обозначается мужским именем. (Роман)
    3. Назовите автора сказки «Золотой ключик».
      (А.Н.Толстой)

    «Ч-П»

    1. Что согласно природным приметам,
      обещают пузыри на лужах во время дождя? (затяжной
      дождь)
    2. Растение символ мира. (Олива)
    3. Какое насекомое «слышит» ногами. (кузнечик)

    «Ч-Т»

    1. Кто изобрел радиоприемник? (А.С.Попов)
    2. Кто изобрел телефон? (А.Г.Белл)
    3. Какой ученый увидел свое открытие во сне
      и что это было? (Менделеев,
      периодическая система)

    «Ч-Ч»

    1. Какое художественное произведение о
      кошках может служить рекламой
      страхования жизни? («Кошкин дом» с.
      Маршак)
    2. Любимая мелодия учеников. (Звонок)
    3. Происхождение слова гостиница. (гость)

    VIII. Подведение итогов. Послесловие к игре.

    Уважаемые девятиклассники, сегодня мы
    рассказали вам о профессиях, вы узнали о том,
    к какой профессии у вас есть склонности и
    вам стоит задуматься, нравится ли та группа
    профессий, к которой у вас определились
    склонности. Пусть каждый оценит свои
    возможности. Всем желаем не ошибиться в
    выборе профессии.

    • Блиц – опрос для девятиклассников: «Что
      нужно сделать, чтобы получить желаемую
      профессию?»
    • Рефлексия.

    «Событие» — «Не-событие»

    «Событие» — узнал новое, что нашло отклик в
    душе. Красная карточка.

    «Не-событие» — время потратил даром.
    Зеленая карточка

    И в заключение хочется вспомнить слова
    Томаса Кардейля: «Самый несчастный из людей
    тот, для которого в мире не оказалось работы».
    Мы прощаемся с вами, будьте счастливы.

    Приложение

    Используемая литература:

    1. Опорные схемы по классификации
      профессий. Журнал «Школа и производство»
      №1 – 2005.
    2. Классному руководителю о классном часе.
      Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой.
      – М.: ТЦ Сфера, 2003.

    Следующий: