Д. И. Фонвизин ,,Недоросль,, Начнем с главного, с идеи


Д. И. Фонвизин ,,Недоросль,,

  • Начнем с главного, с идеи. Идея следующая — атмосфера произвола помещичьей власти, главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым. Он сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами. Все последующее изображение борьбы “соперников” — Митрофана и Скотинина (драка, в которой принимает участие Еремеевна на стороне Митрофана, подготовка увоза Софьи Простаковой и т. д. ) — носит иронический характер. Автор преследует лишь одну цель — еще раз подчеркнуть скотство представителей “благородного сословия”. Но, при всей значительности художественных достижений Фонвизина в изображении положительных персонажей его реализм исторически ограничен. Именно этот реализм и помог, разрушая классицизм, оторваться от условных литературных штампов. Герои “Недоросля” силой нового конфликта начинают жить двойной жизнью, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи, частного бытия на простор жизни всеобщей. И тогда развивающиеся в доме (курсив автора — сост. ) становятся отражением конфликтов и бедственных условий жизни в стране (курсив автора — сост.) . Такой показ человека мог быть осуществлен только благодаря новому художественному методу.



Следующий: