Цветовая палитра в поэзии Сергея Есенина


Цели:

  • познакомить учащихся со своеобразием
    поэтического таланта Сергея Есенина;
  • показать на примерах цветовую палитру поэта по
    периодам;
  • вызвать у детей эмоционально-образный отклик на
    произведения Есенина.

ХОД УРОКА

Урок начинается с просмотра фрагмента из к/ф
«Сергей Есенин»по одноименному роману Виталия
Безрукова.

1. Вступительное слово учителя (Приложение 1. Слайд 1)

С. А. Есенин – это один из самых выдающихся
представителей лирической поэзии XX века. Он
вошел в русскую поэзию как певец родной земли,
тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий
красоту и поэтичность русской природы. Поэзия
наполнена чувством искренней сыновней любви к
родному краю, чувством сопричастности к
происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались
самобытностью и свежестью образов, были
наполнены шорохом листьев и шумом дождей,
многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь
поэт с ранних лет тесно общался с природой. И
особенность его поэтичного мышления заключалось
в том, что через образы родного края он
постигал сложность бытия, человеческих судеб,
жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место
занимает цветопись; владение этим искусством
досталось как драгоценное наследство от устной
речевой стихии. Но главным учителем и кладезем
цветовой гармонии для поэта была русская
природа:

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

Богатство есенинского радужного спектра
возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт
оперирует всеми цветами, окружающими его: синим,
голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым,
коричневым, черным, белым. (Приложение
1
. Слайд 2)

Уловив «узловую связь природы с сущностью
человека» Есенин изображает эволюцию своего
лирического героя как частицы природы,
проходящей годовой цикл жизни: (Приложение
1
. Слайд 3)

Рождение – весна
Расцвет – лето
Увядание – осень
Смерть – зима.

Причем эти периоды жизни лирического
героя-поэта, являющиеся и этапами эволюции его
художественного мира, Есенин окрасил в
соответствующие временам года тона:

Голубой
Красно-розовый
Желтый
Черно-белый

2. Выступление учащихся (групповая
поисковая работа) о весеннем периоде творчества
С.Есенина (Приложение 1.
Слайд 4)

Весенний, дореволюционный период есенинского
творчества окрашен в голубой цвет со всеми его
оттенками. Если обратить внимание на
пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны
и, что особо важно, наполнены голубизной: «В
прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний
вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в
стихотворениях – то нежная, перламутровая, то
глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание
на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то
уже сочетание синего и малинового цветов придает
пейзажу особую выразительность:



О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и
чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь,
родная земля – вот тот источник, из которого поэт
черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и
радость, и печаль. Цветовые тона усиливают
ощущения необъятности просторов: «только синь
сосет глаза…», «солнца струганные дранки
загораживают синь…», «… вечером синим, вечером
лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим
выражается чувство любви и нежности. Есенин
видел Русь в радости весеннем убранстве, с
пахучими летними цветами и травами, с бездонной
синевой небес, с прихотливо извилистыми реками,
веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы
ярче передать богатство и красоту русской
природы. В голубые и радостные тона окутана
Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь
заголубела, моя родимая земля», – пишет он.
«Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды
«синь во взорах».

Синее и голубое – это цвет земной
атмосферы и воды, он преобладает в природе
независимо от времени года, в нем меняются только
оттенки. И поэт не ограничивается простым
воспроизведением красок природы, он не копирует
их, а как я заметила, каждая краска имеет свой
смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А
голубой очень близок по своему значению синему,
но в нем есть радостное ощущение простора.
Сочетание же голубого и синего цвета дают
романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь
голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что
здесь не просто названы месяцы весны и лета,
здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил
сущность весеннего периода есенинского
творчества: ведь он действительно доминирует в
весенней природе Руси и, кроме того, считается
«по традиции цветом не бытовым, а как бы
символическим, означающим «божественность»… (А.Марченко).

3. Выступление учащихся (групповая
поисковая работа) о летнем периоде творчества
С.Есенина (Приложение 1.
Слайд 5)

За долгой весной в поэзии Есенина
наступает короткое красное лето – двухлетний
период революционного энтузиазма:

И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь

Поэт окрашивает художественный мир в
огненные тона (красный, розовый, малиновый,
алый).

В 1917, революционном, году количество
красных, розовых, огненных, солнечных, золотых
образов в лирике Есенина растет. Революция –
«заря молитвенником красным пророчит благостную
весть». И родина теперь для Есенина не «голубая»,
а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля
…златая «, она объята революционным пожаром: в
мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего
мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило
весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может
быть – багряным, алым, розовым, рдяным… Я думаю,
что Есенин занимает, бесспорно, первое место по
использованию цветов.

В осенние дни, когда так прозрачно
холодное небо, когда шелестит опавшая листва под
ногами, почти каждый способен увидеть в «стране
березового ситца» осыпанную красной ягодой
рябину сквозь призму есенинского четного, но
неназойливого оксюморона. И Есенину наиболее
заметно удалось передать это настроение.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…

Есенин ярко показывает красочность
лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды»,
«алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «…
зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и
розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово
«розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Розовый конь? Мне кажется, что цвет очень
точен. Знакомясь с критическими статьями о
Есенине, я столкнулась с размышлениями К.
Ваншенкина. Вот, что он сказал по этому поводу:

«Розовый конь? Это показалось нелепым,
неестественным. Я с удивлением перечитал эти
строки и вдруг вздрогнул от неожиданно
раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была
рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах
восходящего солнца стал розовый. И все вокруг
было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал
стук копыт. Я никогда не встречал подобного у
других поэтов».

4. Выступление учащихся (групповая
поисковая работа) об осеннем периоде творчества
С.Есенина (Приложение 1.
Слайд 6)

Но есенинское лето оказалось слишком
коротким по сравнению с весной, а затем и с
затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись/
Эти помыслы розовых дней». И в поэтическом мире
Есенина наступает осень – «скорбный срок»:
«золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых
рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы
моей желтый лист», постепенно остывающие осенние
краски увядания( желтые, «лимонные», медные,
«ржавые», «оловянные», серые, пепельные,) с
отдельными яркими вспышками, заливают
есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том,
что «судьба…перекрасила» весь мир : и природу, и
страну, и самого поэта, и его лирического героя. В
облике России появилась «грусти ивовая ржавь».
Лирический герой Есенина хочет быть «желтым
парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но
«Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как
желтый скелет».

Стихотворения Есенина отличаются обилием
разнообразной краски. Цветовая палитра сложна,
многокрасочна и выразительна. Мне кажется,
что поэт тонко чувствует цвета. Он использует
разнообразные оттенки. Вот, например, желтый цвет
может быть ржаным и овсяным, золотистым и
соломенным, песочным и солнечным…



Природа многокрасочна и многоцветна.
Цветовая гамма способствует и передаче
тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…» Этот образ,
проходящий через всю лирику Есенина и значивший
для него много, говорит о том, в какие тона
окрашены были есенинские «мысли о старости и
тлене». Цвета «золотой осени» – желтизна,
багрянец, медленный листопад – это символ
убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль
о прожитом, об утраченном, о неповторимом и
острая, повышенная чувствительность к прелести
мира.

5. Выступление учащихся (групповая
поисковая работа) о зимнем периоде творчества
С.Есенина (Приложение 1.
Слайд 7)

Со второй половины 1925 года в
художественно-философском мире Есенина
наступает зима:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэзия Есенина пронизана щемящим
ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В
ней есть огромная жалость об увядании и
краткости жизненных сроков, страх перед вечной
немотой и беспамятством…

Я могу сказать, что лирика Есенина
отнюдь не светлая. Она говорит и о «роковом», о
смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об
отвергнутой любви и изменившей дружбе, о
загубленной жизни. Об этом думает, об этом
говорит Есенин. И эти слова являются последними в
его творческой деятельности. Всё чаще начинают
преобладать оттенки темного, черного, серого:
«приоткинув черную чадру», « серая гладь», «в эту
серую морозь и слизь», « черный Человек», «в белом
плачут по лесам», «забивает крышу белыми
гвоздями…», « черная гибель…».

Единство самых разнообразных
впечатлений, органический сплав цветовых
образов находим в стихотворениях Есенина.

Как тяжело и одиноко было порой Есенину.
Он остро чувствовал « черные силы», все
неотступней и ближе подступавшие к его душе. Это
страшный облик «черного», «серого встает перед
поэтом в конце его творческой деятельности.

Мир Есенина находится в вечном борении
человеческих страстей, непримиримости добра и
зла, света и тьмы.

Есенин был полон светлой поэтической
силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств,
сердечной правдой, болью больших страстей,
ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и
восторг, и любовь ко всему живому, и печаль
большого сердца.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

6. Заключение (Приложение
1
. Слайд 8)



Завершает жизненный путь
лирического героя и самого поэта последнее
стихотворение, написанное кровью за день до
трагического конца: «До свиданья, друг мой, до
свиданья…» погиб Есенин – человек, но
«предназначенное расставанье/обещает встречу
впереди».
Началось бессмертие Поэта…

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай
Кутов)




Следующий: