Цветение и опыление растений

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,44 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока

: познакомить учащихся с
различными способами опыления у цветковых
растений, рассмотреть приспособления к
различным способам опыления возникшими в
ходе эволюции.

Задачи урока:

Образовательные:

показать значение опыления
в жизни растений.

Развивающие:

сформировать умения выделять
главное, сравнивать, систематизировать
особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых
растений, продолжить формирование умения
работать с учебником.

Воспитательные:

способствовать этическому
воспитанию детей, прививать любовь к природе.

Тип урока

: комбинированный.

Методы обучения

: репродуктивный,
частично-поисковый, работа в парах.

Оборудование:

таблицы » Строение
цветка», » Опыление цветков насекомыми»,
«Ветроопыляемые растения», »
Искусственное опыление кукурузы», конверты с
заданием, компьютер, проектор, учебный
диск» биология -6″, гербарий самоопыляемых и
перекрёстноопыляемых растений, презентация к
уроку, рабочая тетрадь №1.

Ход урока

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
  6. Домашнее задание.


1. Организационная часть урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка
домашнего задания.


Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.

А) Фронтальная беседа по вопросам:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок? Что является главными частями
цветка?

Какое строение имеет пестик?

Что развивается из завязи пестика?

Какое строение имеет тычинка?

Что находится в пыльнике тычинки?

Что такое соцветие

Б) Работа в парах

. Разгадывание кроссворда по
пройденной теме

(дети получают кроссворды и приступают к её
разгадыванию).

В) Обобщение ответов(

слайд №1-переход к новой
теме)

3. Изучение новой темы. (

Слайд №2)

А) постановка цели урока

Б) проблемный вопрос

– Зачем растение цветёт? Чтобы радовать нас,
людей?

Почему в этот период на растениях много самых
разных насекомых?

(Предполагаемые ответы учащихся)

Учитель: (слайд №3) Подводит итоги ответов
учащихся и вместе дают определение
«цветение»

– А что же такое опыление?

(Предполагаемые ответы учащихся)

(слайд №4)

Значение опыления (слайд №5)

Типы опыления: (слайд №6)

А) самоопыление Б) перекрёстное опыление.
Самоопыление.

Слайд №7. Самоопыление. Дайте краткую
характеристику самоопыления. Как вы думаете, для
чего растениям необходимо самоопыление?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Какие есть приспособления у растений к
самоопылению?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– часто происходит ещё в нераскрывшихся
цветках, то есть в бутоне;

– тычинки длиннее пестиков и пыльца с них под
действием силы тяжести сама осыпается на
пестики;

Затем вместе формулируем вывод и обращаем
внимание на (слайд №8).

Приспособления у растений к самоопылению.

Слайд №9.Примеры растений , у которых
наблюдается самоопыление.

Слайд №10. Перекрёстное опыление( определение).
Дайте краткую характеристику перекрёстного
опыления.

Выполнить задание №1 в рабочей тетради к
параграфу 24.

Перекрёстное опыление может быть нескольких
видов.

Слайды № 11-12. Перекрёстное опыление насекомыми.

Ребята, как вы думаете, какие есть
приспособления у растений к опылению насекомыми?
(предполагаемые ответы учащихся).

Затем вместе формулируем вывод.

Слайды № 13-14.Приспособления растений к
опылению насекомыми.



Слайд № 15.Опыление растений ветром.

Ребята, как вы думаете, какие есть
приспособления у растений к опылению ветром?

(Предполагаемые ответы учащихся).

Затем
вместе формулируем вывод.

Слайд № 16.Приспособления растений к опылению
ветром.

Слайд № 17.Примеры растений, опыляющихся ветром

(Берёза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь,
кукуруза, пырей)

Для закрепления материала выполнить задание №2
в рабочей тетради.

Затем выполняем лабораторную работу »
Рассмотрение насекомоопыляемых и
ветроопыляемых растений» ( Инструкционная
карточка на стр.90-91)

(Учащиеся работают с гербарным материалом ,
затем формулируют вывод)

Вопросы учащимся:

– Как по строению цветка можно узнать, как
опыляется растение ,ветром или насекомыми?

– Какие признаки приспособленности появились
в процессе эволюции у ветроопыляемых и
насекомоопыляемых растений?

(Предполагаемые ответы учащихся).

Затем
вместе формулируем вывод.

Существуют и другие способы опыления растений

.

Слайд № 17.Другие способы опыления растений.

Слайд № 18.Опыление с помощью воды.

Слайд № 19.Копытень. Муравьи-опылители.

Слайд № 20.Колибри.

Слайд № 21.Баобаб.

Слайд № 22.Животное Кускус в Австралии.

Учитель.

Помимо естественного опыления,
происходящего в природе , возможно и
искусственное опыление. Искусственное
опыление-это опыление , которое осуществляет
человек с целью выведения новых сортов и
повышения урожайности растений. ( рассказ
учащегося о способах искусственного опыления с
использованием таблицы

«Искусственное опыление кукурузы»


4. Закрепление нового материала

А) самостоятельная работа ( заполнить таблицу ).

Если
названный признак характерен для данной группы
растений ставится знак «+», если нет «-»


Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Крупные яркие цветки
2.Мелкие яркие цветки, собранные в
соцветия
3. Наличие нектара
4.Мелкие невзрачные цветки, часто
собранные в соцветия
5.Наличие аромата
6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое
количество.
7.Крупная липкая шероховатая пыльца
8. Растут большими скоплениями, образуя
заросли
9. Растения цветут весной до распускания
листьев
В цветках отсутствует нектар

Б) Найти биологические ошибки

. Сейчас
проверим, насколько вы поняли изученную тему. К
нам в школу пришло 2 письма от жителей Цветочного
города. Вы, наверное, все помните одного из
жителей города– Незнайку, которого придумал
писатель Носов. Незнайка всерьёз решил заняться
ботаникой, но как обычно всё перепутал. Помогите
ему.

1 конкурс » Сочинения Незнайки»

Ваша задача – найти в стихах Незнайки
биологические ошибки.

1.Во поле берёза стояла
И её пчела опыляла
(Берёза опыляется ветром)
2.Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать
(Горох – самоопыляемое растение)

2 конкурс » Почемучка»

. Второе письмо от
Знайки. Он также просит ответить вас на вопросы,
которые отличаются от вопросов Знайки своей
серьёзностью и правильностью.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще
    имеют венчики белого и жёлтого цвета?
  2. Почему безветренная погода во время цветения
    может стать причиной снижения урожайности ржи, а
    на урожай пшеницы такая погода не влияет?
  3. Почему весной мало кто из людей замечает
    цветение берёзы.
  4. Почему один из двух цветков яблони образовал
    плод, а другой нет? Почему так произошло?


5. Подведение итогов урока. Выставление
отметок.

6. Домашнее задание.

п.24. стр. 89-92.




Следующий: