Цикл в алгоритме Повтори еще раз

Цели:

  • закрепить умение выполнять и составлять
    алгоритмы;
  • закрепить представление о ветвлении в
    алгоритме;
  • закрепить умение формулировать условие
    ветвления и выполнять алгоритмы с ветвлением;
  • дать начальное представление о цикле в
    алгоритме, о способе записи условия окончания
    алгоритма;

Оборудование и программное обеспечение:
презентация PowerPoint (Приложение 1),
рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Задание 12. (устно).
Задание 13. Какого цвета получились крыши домов и
почему?
Задание 15. Учащиеся зачитывают придуманные
вопросы. (Слайд 2).
Разминка. (Слайд 3).

Вспомнить вместе с детьми:

– Что такое “алгоритм”,
– Что такое “ветвление”,
– Как оно изображается на блок-схемах.

3. Вопросы с ответами «да» и «нет»

При выполнении алгоритмов с ветвлениями нужно
уметь делать правильный выбор после ответа на
вопрос. Чтобы потренироваться в этом, поиграем в игру
«Да – Нет».

Учащиеся должны отгадать задуманный учителем
предмет, задавая вопросы с ответами «да» и «нет».

4. Физкультминутка для глаз.
(слайд 7) [3]

5. Цикл в алгоритме

ЗАДАНИЕ 16 (Алгоритм «Налови рыбы»)

Следует дать детям возможность самостоятельно
рассмотреть картинки.
Учитель обсуждает с детьми, как они поняли,
почему робот не вернулся с рыбалки.
(Ему не объяснили, когда нужно остановиться.)
Дети предлагают роботу, до каких пор он должен
рыбачить.
Здесь дети могут предложить самые разные условия
окончания рыбалки.
(Пока не наловишь 20 рыб, пока не зайдет солнце,
пока не придет время обеда, пока не поймаешь рыбу
весом 5кг, пока не придет Незнайка
и т.д.)
Следует подчеркнуть, что любое из условий
подходит (если оно разумно), но Незнайка должен
был указать хотя бы одно.
Предложить учащимся вписать условие окончания
рыбалки: это должен быть такой вопрос, что в
случае ответа «да» робот возвращается.
(Наловил 20 рыб? Солнце зашло? Прошло 3 часа? Ведро
полное?
)

Заполнить схему алгоритма (использовать
действия, названные Незнайкой в рассказе.)

Вопросы классу:

– Чем отличается этот алгоритм от предыдущих?
этом алгоритме есть действия, которые
выполняются не по одному разу.)

– Что здесь необычного?
Учитель должен добиться ответа, что здесь
присутствует повторение некоторых
действий. А в ромб нужно вписать условие
окончания рыбалки.
Учащиеся на схеме обводят прямоугольники и
ромбы, в которых записаны повторяющиеся команды.
Итак, в алгоритме можно описать повтор
выполнения шагов. Это означает, что в алгоритме
есть цикл. Условие окончания повтора
записывается в ромбе (вопрос, на который можно
ответить «да» или «нет»).
Учитель просит детей найти отличие алгоритма с
циклом от алгоритма с обычным ветвлением. (Если
в ромбе записано условие повтора, то одна из двух
стрелок идет вверх- к той команде, с которой
начинается повтор. А вторая стрелка показывает
вниз: повтор прекратится.)

Затем учитель дает определение цикла:
ЦИКЛ – это команды алгоритма, описывающие
действия, которые надо повторить несколько раз.



Физкультминутка для глаз. (Слайд 11). [3]

ЗАДАНИЕ 17. (Алгоритм «Собери пирамидку»).

Учитель обсуждает с учащимися:

– Какой вопрос нужно записать в ромбе? (Есть
ненадетые кольца?)

– Какие команды будут повторяться, а какие будут
выполняться только один раз.
(Повторяться будут три команды:
– «Выбери самое большое ненадетое кольцо»
– «Надень кольцо»
– «Есть ненадетые кольца?»
Команды «Возьми палочку», «Надень верхушку»
выполняются по одному разу.)

Затем учащиеся на схеме алгоритма обводят
команды, которые повторяются.

6. Итоги урока

Сегодня вы познакомились с алгоритмами, в
которых есть повторы – циклы, и учились
записывать условие окончания цикла.

7. Домашнее задание

ЗАДАНИЕ 18 – найти зверей на рисунке, вписать их
названия в таблицу, дополнить схему
алгоритма, обвести команды, которые выполняются
несколько раз.

Используемая литература:

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.
    Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник
    – тетрадь в 2-х частях, часть 1. – М.: «Баласс», 2006.
  2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.
    Информатика в играх и задачах. 3-й класс:
    Методические рекомендации для учителя. – М.:
    «Баласс», 2006.
  3. Галкина И.А. Электронные физминутки для
    глаз. (http://luchiki.ucoz.ru/load/7-1-0-72).



Следующий: