Цикл уроков — Устный журнал, урок КВН, урок Мы и экология

Тема урока: Жанна д,Арк. Поражение
англичан. Итоги войны.

Цели урока:

- Расширить представление учащихся о
средневековых войнах, дав сведения о начале
применения артиллерии;

- Доказать, что народ Франции был решающей силой
в освободительной войне против захватчиков,
продолжая развивать у учащихся способность
логически мыслить, делать выводы;

- вызвать сочувствие у школьников к героине
французского народа Жанне д,Арк, стремление
подражать ее подвигу в борьбе за независимость
Родины.

Тип урока: устный журнал.

Оборудование:

карта “Европа в XIV-XV вв.”,
картина “Въезд Жанны д,Арк в Орлеан”, пластинка
“Орлеанская дева”, рисунки учащихся (выставка),
страницы “журнала”, учебники, тетради.

Ход урока:

I. Оргмомент

(готовность к уроку, сообщение
темы, цели).

На доске – проблемный вопрос урокаЧем
объясняются причины успехов Жанны д`Арк в борьбе
с англичанам?

II. Устный журнал.

План устного журнала:


1. История задает вопросы.

2. “Война кормит войну” (художественная
страница).

3. Жанна д`Арк. Борьба французского народа
(музыкальная страница).

4. Гибель Жанны д`Арк (литературно-поэтическая
страница).

5. Итоги войны.

1) Повторение изученного материала:

а) Уравнения:

1) Жакерия – 56 = ? (1358-56)=1392 г. – Созыв Генеральных
Штатов во Франции)

2) Образование империи у франков + х = Раздел
империи (х=43)

3) 4-й крестовый поход + 61 = ? (1204+61)=1265 –
возникновение английского парламента)

4) Нормандское завоевание Англии + 30 = ? (1066+30)=1096 –
начало первого крестового похода)

5) Жакерия + х = восстание Уотта Тайлера (1358+23=1381,
х=23)

б) Игра “Наваристая уха” — фронтальный
опрос по рядам. За каждый правильный ответ,
дополнение команда (ряд) получает рыбку из
коробки-“аквариума”. Кто соберет больше рыбок,
тот “сварил наваристую уху”.

1) Когда была Столетняя война?

2) Почему началась Столетняя война?

3) Что послужило поводом к войне?

4) Чья армия была лучше к началу войны? Почему?

5) Почему французское войско терпело поражения
в начальный период войны?

6) Назовите и покажите на карте основные битвы
начала Столетней войны.

7) Какие восстания прошли в Англии и Франции во
время войны?

8) Почему эти восстания потерпели поражение?

9) Почему восстание во Франции назвали Жакерией?

Подведение итогов

(подсчет “рыбок”).

2) Война кормит войну.

Новый этап Столетней войны – 60-80-е гг. XV в.
Смотрим по карте – почти вся территория Франции
занята англичанами. С помощью выставки рисунков
учащихся – рассказ о военной реформе во Франции,
о борьбе феодальных группировок бургундцев и
арманьяков.

На новом этапе Столетней войны перевес
оказался на стороне Франции. Натиск захватчиков
разбился об упорное сопротивление и стойкость
населения Франции. Крестьяне и горожане вели
самостоятельные боевые действия. В отличие от
рыцарей они видели в англичанах смертельных
врагов, не брали их в плен, а уничтожали.

Военная реформа при Карле V: создание наемных
отрядов, флота, артиллерии. Рассматриваем
изображение пушек, оружия на рисунках учащихся.

Вопрос:

Почему с этого времени в Европе
города строили без крепостных стен?

Военные реформы обусловили успехи Франции в
войне, но ненадолго. В стране началась борьба
феодальных группировок Бургундцев и Орманцев за
королевский престол. Этим воспользовались
англичане. Они двинулись вглубь Нормандии (битва
при Азенкуре в 1415 г.). На этом этапе Столетней
войны с особой силой “обнаружились
захватнические цели англичан. Английская армия
вела войну во Франции, следуя правилу “Война
кормит войну”.

Вопрос

: Как вы понимаете выражение “война
кормит войну”?

Ответ

: Захваченные области истощались, и
англичане устремлялись в незавоеванные области.

Проблемная ситуация и задание:

Итак, Франции угрожает потеря независимости –
она на краю гибели. Большая часть ее территории
занята врагом, во французской армии
растерянность и замешательство. В это время в
войсках появляется простая крестьянская девушка
Жанна д`Арк, и войска начинают одерживать победы.
Современники считали это чудом.

Задание-вопрос:

В чем причины этого “чуда”?
Почему французы стали одерживать победы?

3) Жанна д`Арк. Борьба французского
народа.

Ответим на этот вопрос после использования
рисунков учащихся, картины “Въезд Жанны д`Арк в
Орлеан” и музыки. (Рассказ о произведении П. И.
Чайковского “Орлеанская дева”).

В народе крепла вера, что спасти Францию может
только избранный Богом человек, и Жанна
стремилась доказать, что желает ухода англичан
из страны. Она подкрепила
народно-освободительную борьбу религиозным
лозунгом, и это придало борьбе новые силы.

Включается пластинка “Орлеанская дева”. На
фоне музыки – о прибытии Жанны д`Арк в Орлеан –
опережающее задание в виде сценки.

Сценка

– о прибытии Жанны в Орлеан (из книги
Гурьян О. “Свидетели”. М., 1973 г., с. 100-102.).

Более полугода самые искусные полководцы не
могли нанести англичанам поражение под Орлеаном.
А на десятый день после въезда Жанны в город
осада была снята и англичане разбиты.

Вопрос:

Как вы думаете, почему Жанне д`Арк
удалось поднять народ на борьбу?

После освобождения Орлеана от осады последовал
ряд побед. В армию массами приходили крестьяне и
ремесленники. К концу мая она насчитывала уже 12
тысяч воинов.

Сценка

о встрече Жанны д`Арк с дофином Карлом
VII. Коронация в Реймсе.

4) Гибель Жанны дАрк.

После коронации Карла VII
народно-освободительная борьба приобрела
небывалый размах, росла вера народа в Жанну. Но
это беспокоило короля и придворных.

Вопрос

: Почему король и придворные
перестали поддерживать Жанну д`Арк? Когда Жанна
попала в плен к бургундцам, почему король не
захотел ее выкупить?

Жанну д,Арк выкупили англичане и предали суду
инквизиции.

Сценка

“Суд над Жанной” (из книги Запорожец
Н. “Жанна д`Арк”).

Образ народной героини Жанны д`Арк служил
вдохновляющим примером для патриотов Франции и в
последующие века.

Иллюстрация в учебнике

– Памятник Жанне в
деревне Домреми.

Ежегодно в день победы под Орлеаном, 8 мая,
Франция чтит свою героиню, к ее памятникам
возлагаются венки из живых цветов.

Ключевой вопрос:

Чем объясняются причины
успехов Жанны д`Арк в борьбе с англичанами?

- Какие качества, черты характера Жанны вам
понравились?

- Почему Жанну д`Арк называли Орлеанской девой?

5) Итоги войны.

Народная война продолжалась и после гибели
Жанны д`Арк. Франция переживала патриотический
подъем. При поддержке партизан армия освободила
Нормандию и Аквитанию. Это позволило
впоследствии завершить объединение Франции.

III. Закрепление:


1. Почему Франция одержала победу в Столетней
войне?

2. Какую борьбу (войну) вел французский народ?

3. Кто же освободил свою Родину? Армия, король?

Читаем “Итоги войны” в учебнике, записываем в
тетради сделанные выводы.

IV. Итоги урока, оценки, домашнее задание.

Урок обобщения: Расцвет
средневековья.

Цели урока:

- повторить и закрепить учебный материал об
историческом развитии Европы, образовании
централизованных государств, о войнах и
восстаниях данного периода;

- уяснить историческое значение возникновения
средневековых городов, расширить понимание
сущности государства, представительных
учреждений;

- воспитывать интерес к истории, умение делать
выводы, обобщать, формировать навыки общения,
игры.

Тип урока:

урок-КВН

Оборудование:

карты по данному периоду,
выставка исторических рисунков, раздаточный
материал, “бочка” для игры “Заморочки из
бочки”.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Класс делится на две команды.
Команды придумывают свои названия,
представление жюри.

II. Обобщение.

План

:

1. Разминка.

2. Найди исторические ошибки.

3. Из жизни слов.

4. Графический диктант.

5. Реши уравнение.

6. Сценка или пантомима.

7. “Заморочки из бочки”.

8. Подведение итогов.

1. Разминка.

Каждая команда задает друг другу по 5 вопросов
по датам и определениям из средневековой истории
XI-XIV веков.

2. Найди исторические ошибки

.

Командам выдаются тексты с заведомыми
историческими ошибками. Кто лучше эти ошибки
объяснит, получает высшее количество баллов (5).

Учитель и жюри подводят итоги.

Текст № 1. Указ феодала.

Я, владелец поместья, повелеваю своим
крестьянам и рабам:

На этой неделе приказываю сдать оброк
купленными в городе изделиями ремесленников.
Нужно также заплатить выкуп за ваши хижины и
орудия труда.

Через неделю, если вы уже уберете урожай на
своих участках, приходите на мою барскую запашку.
Здесь я вам выдам свой инвентарь, обеспечу
рабочим скотом, и вы будете у меня работать. Если
вы не успеете убрать свое поле, то с барщиной я
подожду, потому что ваше зерно может осыпаться.
Ведь барщина – это добровольная, а не
принудительная услуга.

За работу на барщине я вам выплачу заработную
плату.

После окончания сбора урожая, вы, мои зависимые
крестьяне, можете без моего согласия покинуть
деревню, уйти на монастырские земли или в город.

Под этим распоряжением ставлю свою подпись и
печать с родовым гербом.

20 июня 1135 года. Сеньор де Помидор.

Текст II. Письмо ученика мастера-ремесленника.

Дорогие мои родители! Я живу у мастера хорошо,
кроме учебы ремеслу ничего по дому не делаю. За
работу в мастерской мне платят заработную плату,
а подмастерье денег не получает, работает
бесплатно.

Я проучился всего пять месяцев, но уже овладел
ремеслом кожевенника. На днях меня приняли в цех,
даже не пришлось изготавливать никакой
диковинной вещи.

Цех – это место, где собираются для ежедневной
совместной работы все кожевенники нашего города.

В мастерской работать легко, нет никаких
ограничений: начинаем и заканчиваем работать,
когда придется: то рано, то поздно. Я раскраиваю
кожу, мастер шьет сапоги, а подмастерье подбивает
подошву и каблуки.

Ем я в соседней харчевне, трачу на еду
заработанные деньги. Мастер хочет, чтобы я как
можно скорее стал мастером и открыл свою
мастерскую.

Шлю вам денег и желаю здоровья.

Ваш сын Иоганн.

17 сентября 1246 года.

3. Из жизни слов.

Команды раскрывают смысл выражений:

1) Что с возу упало, то пропало.

2) Вассал моего вассала – не мой вассал.

3) Овца победила лен.

4) Нет земли без феодала.

4. Графический диктант

Каждый участник команд получает листочки для
диктанта. Правильный ответ — ___, неправильный
ответ — ….

1) Самая крупная ярмарка во Франции была в
Шампани.

2) Столетняя война шла между Францией и
Германией.

3) Жакерией во Франции руководил Гильом Каль.

4) Жакерией во Франции руководил Уотт Тайлер.

5) В Англии король собирал Генеральные Штаты.

6) В Англии король собирал Парламент.

7) Цех – это союз ремесленников одной
специальности, проживающих в одном городе.

8) Крестоносец – это настоятель монастыря.

9) Крестоносец – это участник крестовых походов
на Восток.

10) 4-й крестовый поход был в 1204 году.

Учитель показывает алгоритм ответа, ученики
исправляют ошибки и передают листочки с
диктантом жюри:


12345678910
___….___….….______….______

5. Реши уравнения.

1) Завоевание нормандцами Англии + 30 =? (1096г. –
начало I крестового похода)

2) Жакерия + Х = Восстание Уотта Тайлера (Х=23)

3) IV крестовый поход + 61 =? (1265 – возникновение
парламента в Англии)

4) Образование империи у франков + Х = Раздел
империи франков (Х=43)

6. Сценка или пантомима.

За 5 минут каждая команда готовит и показывает
сценки:

а) из истории крестовых походов;

б) в феодальном замке.

Пантомима: Изобразить предложенное члену
команды слово пантомимой, чтобы команда
догадалась, о чем идет речь:

а) крестоносец;

б) купец.

7. “Заморочки из бочки”.

Из бочки представители команд достают номера
вопросов, которые зачитывает учитель, а команда
на них отвечает.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: