Цикл уроков, посвященных теме Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века

Культура любого общества многослойна,
и русская культура существовала не только как
единое целое. Каждое сословие имело свои права и
обязанности, свои особенности поведения, свой
язык, свой кодекс нравственных правил. В
поведенческих стереотипах присутствует
социальный опыт. Во время общения человек
реализует свою этическую и социальную
принадлежность. В настоящее время, когда идет
активный процесс расслоения общества, важно
насытить его историческим и эстетическим
содержанием.

Актуальность выбранной темы состоит в
том, что на современном этапе российской истории
существует необходимость обращения к опыту
исторических эпох, прославивших российское
государство и создавших своеобразные
церемониалы, этикет и ритуалы, регулирующие
отношения между участниками общества,
обеспечивающих устойчивость основных
параметров жизни и обеспечивающих равновесие
между обществом и природным окружением. Чем
больше потрясений происходит в жизни
государства, тем резче меняются формы и бытовые
условия жизни, и тем дальше современное
поколение отодвигается от прошедшей эпохи.
“Современное общество легко и развязно
отрекается от недавних еще законов жизни, с
презрением и насмешкой машет рукой на прежний
бытовой уклад и умышленно разрывает связь со
своим прошлым”. Эти слова Е.Н. Опочинина,
публикованные на страницах печати в 1909 году,
удивительным образом созвучны нынешнему
времени. Между тем, чтобы “осмотрительнее и
вернее идти вперед, хорошо иногда припоминать,
откуда идешь”.

ЦЕЛИ

Знакомство учащихся с истоками
зарождения бальной культуры в России. Проведение
танцевального вечера в стиле Петровских
ассамблей первой четверти XVIII века.

ЗАДАЧИ

  1. Познакомить учащихся с преобразованиями,
    произошедшими в России в эпоху правления Петра I,
    с процессом внедрения в русскую культуру
    европейских традиций, касающихся общественной
    жизни, моды, культуры.
  2. Рассказать о первых ассамблеях, порядке их
    проведения и отношении российского общества к
    этому новшеству.
  3. Познакомить учащихся с традиционным русским
    костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и
    преобразованиями в моде, введенными Петром I.
    (костюм, макияж, украшения)
  4. Познакомить учащихся с танцами, исполнявшимися
    на Петровских ассамблеях
  5. Освоить некоторые танцы Петровских ассамблей.
  6. Самостоятельно подготовить себя к ассамблее:
    наложить макияж, сделать прическу, подготовить
    костюм, изучить свод правил поведения.

Теоретический раздел

  1. Бал. Что это такое? Зарождение балов в России.
  2. Историческая справка: Россия на рубеже XVIII века.
    Политические, экономические особенности.
  3. Культура и быт русского народа на рубеже XVIII
    века.
  4. Традиционный русский костюм до XVIII века.
  5. Петр I. Личность, роль в истории.
  6. Культурные сдвиги и преобразования первой
    четверти XVIII века.
  7. Ассамблеи Петра I: зарождение, порядок
    проведения, обучение танцу. Значение ассамблей в
    культурной жизни общества.
  8. Танцы Петровских ассамблей: появление в России,
    особенности.
  9. Мужской костюм, прически первой половины XVIII
    века в России.
  10. Женский костюм, прически первой половины XVIII
    века в России.
  11. Аксессуары и украшения.
  12. Просмотр кинофильма “Сказ про то, как царь Петр
    арапа женил”

Практическая часть




Раздел 1. Разминка: экзерсис у станка,
на середине зала

  • шесть позиций ног в классическом танце;
  • demi-plie из 1, 2, 5 позиций;
  • grand-plie из 1, 2, 5 позиций;
  • battement tendu из 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
  • battement tendu с demi-plie из 1 позиции в сторону, вперёд,
    назад;
  • battement tendu jete 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
  • rond de jambe par terre en dehours и en dedans из 1 позиции;
  • изучение основных позиций рук
    (подготовительная, 1, 2, 3);
  • port de bras №1, №2, №3;
  • releve на полупальцы по 1, 5, 6 позиций;
  • простые прыжки по 1, 2 и 5 позициям.


Раздел 2. Особенности танцев
Петровских ассамблей

Особенности положения корпуса,
основные шаги и движения старинных танцев XVIII
века, танцевавшихся в России на Петровских
ассамблеях; особенности положения корпуса в танцах
XVIII; позиции рук; манера поведения во время танца;
рассказ о названии и демонстрация основных шагов
и движений старинных танцев XVIII века,
танцевавшихся в России на Петровских ассамблеях;
разбор технических особенностей исполнения всех
шагов, основных движения и связок,
использующихся в этих танцах:

  • положения корпуса в танцах XVIII;
  • простой шаг танца;
  • основной шаг англезов;
  • основной шаг менуэта;
  • основной шаг паваны;
  • основной шаг алеманды.


Раздел 3. Танцы Петровских ассамблей

Про каждый изучаемый танец ученики
получают следующие сведения: к какому веку,
стране и автору он относится, историю
происхождения танца; кроме того, необходимо
узнавать музыку для данного танца и уметь
рассказать его схему и ход; знать характер
взаимоотношений партнеров в танце, особенности
стиля исполнения, рассказ о количестве
исполнителей и правиле расстановки танцующих, об
ориентации пар относительно зала и друг друга; о
правилах поведения во время исполнения танца;
объяснение размера, ритма, темпа и акцентов в
каждом конкретном танце.

  1. Простой менуэт.
  2. Англез.
  3. Обсуждение основных фигур экосэза, тампета,
    гросфатэра.
  4. Простая алеманда.
  5. Простая павана.


Раздел 4. Подготовка к проведению
танцевального вечера в стиле Петровских
ассамблей

  1. Проведение мастер-класса по прическе и макияжу
    первой четверти XVIII века.
  2. Подготовка костюма и аксессуаров,
    придерживаясь моды первой четверти XVIII века в
    России (самостоятельный пошив костюма).
  3. Оформление бального зала.
  4. Подготовка сценария праздника.
  5. Приготовление и оформление фуршета и
    праздничного ужина.



Следующий: