Цикл уроков по творчеству Б. Окуджавы Арбатский мир

Урок 1

Понятие авторской песни

Шестидесятые годы… Время «оттепели», «поэтического бума». Чем поэзия
поражала воображение? Неофициальностью, нежеланием приспосабливаться к
существующим обстоятельствам. Она формулировала новые жизненные принципы,
мыслила со своим слушателем, читателем, была средством воздействия, магнетизма,
ораторским искусством и камерным, интимным, изящным, музыкальным творчеством.
Стихи читали везде: в залах институтов, на улицах, в библиотеках, в книжных
магазинах… То, что было написано на бумаге, становилось творчеством публичным,
открытым, массовым. Поэты становились артистами эстрады, их знали, любили,
помнили… А если стихи, обладающие глубоким смыслом, соединялись с музыкой? Это
был фурор! Песни запоминались, пелись в дружеских компаниях, на вечерах, у
костра, под гитару… Дух романтики, всеединства творчества, любви захватывал
сердца слушателей, помогал жить и выживать в трудных обстоятельствах, успокаивал
и в тоже время заставлял думать, сочувствовать, переживать, не давал замыкаться,
зачерстветь душам многих людей, звал вперед, к новым открытиям…

Таково творчество Б.Окуджавы, одного из самых лиричных, романтичных
авторов-исполнителей…

(Звучит песня «Возьмемся за руки, друзья») Слова запоминаются надолго,
постоянно «крутятся» в голове вместе с нежной, доброй, пробирающей до слез
мелодией… Сколько силы, мужества, верности, нежности, романтизма, лиричности!
Они «будоражат» душу, заставляют задуматься над происходящим… Особенно
интересны стихи об «арбатском братстве». Поэтому цель наших уроков — рассмотреть
стихи об Арбате, показать цельность этого мира и его всеединство, простоту,
душевную открытость, отзывчивость, показать, как меняется ощущение «арбатского
братства» у лирического героя.

Ведь стихи об Арбате — это особый мир, где человек чувствует себя рыцарем,
несущим миру нежность, любовь, доверие, чуткость души, теплоту… Поэтому эта
тема, тема открытости, доброты, незачерствения сердца актуальна в наш
технократический век, когда человек живет в своем обособленном мире, забыв про
общение с другим человеком, проводит все дни у компьютера, заменившим друзей,
живую доверительную, задушевную беседу…

А что происходит вокруг? К сожалению, люди забыли о человечности, понимании,
всепрощении. Их поглотила жажда наживы, потребления… Отсюда постоянная спешка,
суета, серость похожих друг на друга дней, которые не радуют, давят, убивают
творчество. Но людям надо очнуться от сердечной спячки, стряхнуть будничность
дней, задуматься над происходящим, чтобы «не пропасть поодиночке», впустить в
свое потухшее сердце лучики добра, справедливости и надежды. И в этом поможет
зовущая к душевности, любви, доверию авторская песня и творчество Б.Окуджавы.

Авторская песня… Как возникла она, что означает этот термин… Попробуем найти
ответ на эти вопросы.

Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к
лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название
это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном
автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в
«авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и
манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной
литературы. Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов 20 века,
существует она и сегодня. Но пиком развития стали годы «оттепели», когда в
противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни
«неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы,
песни, обычно простые по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни
Б.Окуджавы, А.Городницкого, А. Галича, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, Е.Клячкина,
В.Высоцкого, Ю.Кима и многих других. (Звучат песни Б.Окуджавы «Пожелание
друзьям», В. Высоцкого « Он не вернулся из боя»
). Они поются и сегодня в
дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в
неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет
главную притягательную силу. Она обращена к каждому, она про каждого, поэтому ее
индивидуальность не противоречит массовости. Массовость появилась в
сформировавшемся стихийно-целом движении авторской песни: проводились слеты и
фестивали, возникали клубы авторской или самодеятельной песни. Многие стали
пробовать себя в качестве авторов, находив, таким образом, способ самовыражения,
не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение
авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными — авторов часто не
помнили, несколько изменялся, «обкатывался» текст. Все эти признаки делают
авторскую песню близкой к городскому фольклору. (Звучит песня Ю.Визбора
«Милая моя»
)

В наши дни продолжает существовать такое явление, как авторская песня. Это
одно из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры.
Талантливые произведения бардов мало кого оставляют равнодушными, они помогают
ощутить сочетание тихого, настоящего поэтического. Бард — поэт, музыкант,
исполнитель собственных песен. Бардовская песня — это еще и литературное
произведение, стихотворение со своим настроением, лирическими героями, сквозными
образами… (Звучит песня И.Слуцкого «За победу!») Современное
возникновение этого направления в отечественном искусстве приходится на конец
50-х годов. Этот период истории отличается некоторой демократизацией! Когда
продолжали создаваться гигантские полотна, воспевающие строительство коммунизма,
с другой появилось поколение художников, чей взгляд был обращен во внутренний
мир современника, на его стремление к романтическим идеалам, неприятие серых
будней. Эти люди и явились «новыми» поэтами, соединившими воедино стихи и
музыку, их стали называть «бардами». Впрочем, ее стали называть еще и
студенческой, и туристической, и самодеятельной, и авторской поэзией. Зазвучав с
небольших площадок, бардовские произведения быстро нашли отклик в человеческих
душах. Они подкупали своей искренностью и глубиной чувств, идущих от сердца
автора. Бардов принято делить на три поколения 40-х, 50-х, 60- х,70-х, 80-х… И
все же самые яркие годы для авторской песни — это 50-60-е годы: они дали больше
всего имен и песен, чем все последующие.

В 60-е годы появилось новое направление в авторской песне: пришли те, которые
не писали стихи, а использовали для создания песен чужие.

Т.Максимов: «Пишу сразу же после концерта, снимавшегося в студенческой
аудитории. Очень взволнован. Даже включил телевизор — не стал смотреть
футбольный матч, хотя страстный болельщик. Просто не хочется больше ничего -
боюсь, не пропало бы впечатление той душевной встревоженности, которое вызвало
искусство бардовской песни. Только оно способно выразить сокровенное». Именно
это время подарило нам первоклассных поэтов-бардов, как М.Анчаров, Н.Матвеева,
Б.Окуджава, Ю.Визбор, Ю.Ким и многие другие. (Звучит песня Ю.Визбора
«Домбайский вальс»
)

Итак, синтез поэзии и музыки… Что же доминирует в авторских произведениях:
мелодия или стихи?

Музыка в произведении бардов откровенно подчинена содержанию. О таком пении
замечательно сказал Л.Толстой в романе «Война и мир», в главе охоты в имении
Ростовых в Отрадном: «Дядюшка пел так, как поет народ, с тем убеждением, что в
песне все значение заключается только в словах, что напев так только для складу.
Он, этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, у дядюшки был необычно
хорош…».

В городе Полевском около 11 лет проводится фестиваль авторской песни,
посвященный Ю.Визбору, в области продолжается стройотрядовское движение,
благодаря которому в начале августа под Сухим Логом проходит конкурс
самодеятельной песни «Знаменка». Бардовская песня живет в контексте мировой
культуры и множеством нитей связана с литературой различных стран и эпох. Одной
из этих нитей является всесоюзный фестиваль «Возьмемся за руки, друзья!». В 1980
году появляется Грушинский фестиваль под Самарой, в котором принимают участие 75
городов и 86 участников.

Авторская — это наиболее независимая, наиболее интеллигентная песня. Как
явление она отнюдь не умирает, напротив, успешно развивается, имеет сегодняшних
новых лидеров, таких как А.Башлачев, В.Берковский, А.Дольский, В.Зенчук,
О.Митяев, Татьяна и Сергей Никитины, А.Новиков, А.Розенбаум, Г.Хомчик, А.Васин…
(Звучат песни С.Никитина «Маленький трубач» и А.Розебаума «Мотел, Мотеле…»)

Итак, авторская песня – это прежде всего стихи (а не текст) под музыкальный
аккомпанемент. Хорошие стихи, которые можно читать про себя, как вообще стихи, и
декламировать вслух. Мелодия сопровождает их, делает доступнее, углубляет
сущность благодаря гитаре. Когда берёшь её в руки, она подпевает и учится, тоже
учится подпевать голосу. Гитара подстраивается к нему сама, а потом голос к
ней…

Поэтому быть автором – исполнителем – значит стать артистом, уметь находить
связь с другими людьми, писать стихи, музыку, быть высокохудожественным
человеком. (Звучит песня Б.Окуджавы «Живописцы»).

Урок 2

Жизнь и творчество Б.Окуджавы, неразрывная связь с Арбатом

Мы познакомились с понятием авторской песни. А теперь зададим сокровенный
вопрос: « Кто Вы, Булат Окуджава?»

Ведущий 1: «…В судьбе Булата, не столько соседствующей с нашей
судьбою, а, пожалуй, возглавившей ее течение, то вялое, то горестное, — в этой
судьбе есть нечто, что всегда будет приглашать нас к пристальному раздумью.
Может быть, устройство личности Булата, весьма неоткровенное, не поданное нам на
распахнутой ладони… Устройство этой личности таково, что оно держит нас в
особенной осанке, в особенной дисциплине. Перед ним, при нем, в связи с ним, в
одном с ним пространстве не следует и не хочется вести себя недостойно, не
хочется поступиться честью, настолько, насколько это возможно. Все-таки хочется
как-то немножко выше голову держать и как-то не утруждать позвоночник рабским
утомленным наклоном. Булат не повелевает, а как бы загадочно и кротко просит нас
не иметь эту повадку, эту осанку, а иметь все-таки какие-то основания ясно и с
любовью глядеть в глаза современников и все-таки иметь утешение в человечестве.
Есть столько причин для отчаянья, но сказано нам, что уныние есть тяжкий грех.
И, может быть, в нашей любви, в нашем пристрастии к Булату есть некоторая ни в
чем не повинная корысть, потому что, обращаясь к нему, мы выгадываем, выгадываем
свет собственной души…» (Б. Ахмадулина)

Ведущий 2: Один из оригинальнейших русских поэтов 20 века, признанный
основоположник авторской песни — Булат Шалвович Окуджава. Родился 9 мая 1924
года в Москве, на улице Большая Молчановка. По матери — армянин, по отцу -
грузин. До 1940 года жил на Арбате, в доме № 43. Его мы можем по праву назвать
домом Окуджавы. Здесь он родился, рос, «воспитывался двором». До сих пор во
дворе растут деревья, посаженные юным Булатом, а его песни об Арбате будут
всегда, как и сам Арбат.

Ведущий 1: И дата, и место рождения поэта приобрели символический
характер. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о
которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово. Арбат же
в лирической системе поэта сделался символом мира, добра, человечности,
благородства, культуры, исторической памяти — всего, что противостоит войне,
жестокости и насилию. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был
арестован и затем расстрелян. В Карагандинский лагерь была сослана мать, самому
Булату Окуджаве едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына
«врага народа». Из девятого класса московской школы он ушел на фронт, где был
минометчиком, пулеметчиком, а после ранения — радистом тяжелой артиллерии. С
1945-го по 1950 год Окуджава учился на философском факультете Тбилисского
университета. По окончании университета в 1956 году Окуджава работал учителем
русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. Вскоре Окуджава
переезжает в Москву, куда вернулась после реабилитации мать. Он заново открыл
Москву, не парадную, не «кипучую, могучую» столицу, а таинственный город,
несущий в себе память о простых людях, об их судьбах, зачастую трагических.
Символом такой Москвы стал улица, на которой поэт провел свое детство и которой
посвящены многие его стихи…

Ведущий 2

: Как поэт-песенник, Б.Окуджава впервые выступил в
политехническом институте в 1960 году. Об этом выступлении вспоминал и
П.Тодоровский, и Е.Евтушенко, и, конечно, сам Булат Шалвович. «Это случилось в
шестидесятом году, никто меня не знает, я выхожу, тщедушный, маленький. На
большой, громадной сцене перед плохим микрофоном, боюсь ужасно, в полуобморочном
состоянии… И начинаю петь свою песню. Как петь? Почти хриплю от ужаса! В зале
начинается свист и хлопки…»,- вспоминает Б.Окуджава. «И тут он поет, -
продолжает П. Тодоровский,

Девочка плачет,
А шарик летит,
Плачет старушка,
Мало прожила, значит,
А шарик вернулся…
А он …

Ведущий 1: И вдруг в тишине раздается чей-то голос: «Осторожно,
пошлость…». «Я гитару на плечо, со сцены ушел, в зале начался скандал, там
было несколько моих сторонников, чуть не до драки дело дошло… Вот такое мое
первое выступление»,- продолжает Булат Шалвович. «Это может надолго отбить охоту
заниматься песенным творчеством, тем более выступать, но, к счастью, этого не
произошло», — утверждает П.Тодоровский. «Сейчас Окуджава получает премии за свои
пластинки, у нас и за рубежом он — признанный бард, ну, можно сказать, уже
пожилой поэт, и молодое поколение даже не представляло, что эту репутацию нужно
было отстаивать ежедневно. Окуджаву тогда очень сильно ругали, и когда он
появился на сцене политехнического института во время съемок фильма Хуциева, его
встретили с ног сшибаемыми аплодисментами»,- рассказывает Е.Евтушенко.

Ведущий 2

: Затем появляются известность, слава, народная любовь… Он
становится востребованным автором – исполнителем. Пишет сценарии фильмов
«Верность», « Женя, Женечка и Катюша, его песни звучат в «Белорусском вокзале».
Список самых известных произведений Булата бесконечен: « Полночный троллейбус»,
« Сентиментальный вальс», «Король», «Песенка о солдатских сапогах», «Не бродяги,
не пропойцы», «Весёлый барабанщик»… Последний поэтический сборник « Чаепитие
на Арбате» выходит в 1996 году…

Ведущий 1: …13 июня 1997 года Б. Окуджава умирает в парижской
клинике. Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

(Звучит песня « АХ, АРБАТ, МОЙ АРБАТ…»)

Ведущий 2:

…Душа Москвы — Арбат … Здесь жили А.Рыбаков, Б.Окуджава, М.
Цветаева, снявшая квартиру в доме, расположенном в Борисоглебском переулке (ныне
улица Писемского) и М.Булгаков, считавший себя жителем Пречистенки, на Арбате
родился генералиссимус Суворов, в Староконюшенном переулке жил генерал Брусилов
на Сивцевом Вражке — маршал Василевский и А. Герцен, в доме с мезонином на
Молчановке (еще одно арбатском переулке) пролетела юность М.Лермонтова, в
молодости жил в этом районе Л.Толстой (многие сцены из «Войны и мира» происходят
именно здесь), на Арбате неоднократно останавливался И.Бунин, который замечал,
что «здесь в старых переулках за Арбатом совсем особый город…»

Ведущий 1:

Арбат средневековый…Он считался окраиной, поэтому и назвали
его заезжие арабские купцы «арбадом», то есть пригородом.

В 18 веке в этот неприметный район уезжали дворяне, получившие «вольность»,
завершившие службу при дворе, вышедшие в отставку. Они скупали здесь земли у
местных владельцев и строили усадьбы. Арбат постепенно из окраины превращался в
район аристократический, где проживали самые известные фамилии империи: князья,
графы, потомственные дворяне, из их среды вышли многие писатели, ученые,
полководцы, государственные деятели, первое поколение
революционеров-декабристов.

Ведущий 2: Об Арбате 18 века впервые говорит летопись в связи с
пожаром, который произошел от свечи арабского храма Николы на Песках…(В
допетровской Москве жившие на Арбате стрельцы особо почитали святого Николая,
по-простонародному — Николу. В его честь были воздвигнуты три храма: Николы
Явленного, чья шатровая колокольня считались шедевром русской архитектуры 18
века, Николы в плотниках, Николы на Песках). Здешние почвы — песчаные. Память об
этом хранится в названии чудом уцелевшего храма Спаса на Песках, затерявшегося в
маленьком арбатском дворике в районе нынешнего Трубниковского переулка.

Ведущий 1

: 19 век для Арбата — время появления новых особняков,
выстроенных в стиле классицизма. Они возникли после пожара 1812 года, когда весь
деревянный район выгорел, что случалось не раз. Рядом строились в пять — шесть
этажей доходные дома для сдачи в наем, извлечения доходов. Тогда на Арбате
появился небольшой двухэтажный особняк, некогда — «дом Хитрова», где проживала
актриса Екатерина Семеновна, провели свой медовый месяц А. Пушкин и Н.Гончарова…

Арбат 19 века называется и московским Сен — Жерменским предместьем. В этих
тихих улицах, лежащих в стороне от шума и суеты торговой Москвы, все дома были
очень похожи друг на друга. Большей частью они были деревянные, с ярко- зелеными
железными крышами, у всех фасад с колоннами, все выкрашены, поштукатурены в
веселые цвета. Почти все дома строились в один этаж с выходящими на улицу семью
и девятью большими светлыми окнами.

Это описание относится ко второй половине 19 века, когда Арбат и его переулки
не захватила еще строительная горячка эпохи возведения многоэтажных домов,
происходившая на глазах Б.Пастернака. Не случайно многие сцены романа «Доктор
Живаго» разворачиваются на Арбате, на углу с Серебряным переулком.

В домах, где жили аристократы, не содержалось ни одной торговой лавки.
Исключением стал Арбат, чьи отдельные строения принадлежали купцам. На этой
улице сформировался торговый центр, на первых этажах почти всех строений
располагались магазины, лавки, кафе, рестораны, трактиры. В то же время на
Пречистенке и Поварской не было ни одного магазина. Их тут фактически нет и
сегодня!

Ведущий 2: Каков Арбат нынешний?

Арбат новый — проспект Калинина, Арбат старый превратился в пешеходную улицу,
первую в городе. Вообще под Арбатом подразумевается не одна старинная улица,
впадающая в Смоленскую площадь, где некогда шумел рынок. Это — район между
набережной Москвы — реки (ныне Кропоткинская) и улицей Герцена (бывшая
Пречистенка), улица Воровского (бывшая Поварская), их переулки. На Арбате
переплелись жизнь прошлая и нынешняя, реальность и художественная, правда, все
то, что отражено в картинах, романах, описано в мемуарах.

1983 год — значимый для современного арбатского района. Он подвергался
изменениям. Было решено закрыть движение транспорта на улице, сделать ее
пешеходной, положить новые подземные коммуникации. На несколько лет улица
превратилась в строительную площадку.

Проект пешеходного Арбата обдумывался несколько лет, им занимался доктор
архитектуры А. Гутнов, предложивший создать улицу, где люди могли бы общаться,
не рискуя попасть под колеса машин.

Новая, обновленная улица открылась для пешеходов летом 1985 года. Казалось,
она не приживется. Но появилось то, чего не было прежде — жизненное пространство
в гуще исторической среды. Этого оказалось достаточно, чтобы началась новая
жизнь: она стала набирать силу и вскоре забурлила так, что сегодня ей тесно в
берегах не столь широкого Арбата.

Ведущий 1: Никем не зафиксирован тот день, когда на улицу вышел с
мольбертом первый художник, за ним потянулись другие. Никто не запомнил, когда
явился сюда бард с гитарой, поэт, решивший стать на ступеньку крыльца зарытого
кинотеатра и прочесть свои стихи. Кому-то пришла в голову идея выставить на
стене забора, окружившего опустевший дом, картину, написанную на глазах
прохожих.

Старый Арбат ожил. Здесь рисуют, поют, танцуют, читают стихи, ораторствуют.
Москва получила место, где тысячи людей могут общаться друг с другом, узнавать
художественные новости, слушать еще не изданные стихи, музыку, не успевшую
прозвучать в эфире. Авторам песен, стихов, картин не нужно эстрад, музеев, им
достаточно того, что их услышат и увидят на улице тысячи людей, ведь Арбат по
своей

вместимости может соперничать с любым самым крупным залом. Жаль, что ради
этого, многие люди были выселены из своих домов, в которых рождалось
незабываемое, неповторимое «арбатское братство».

Ведущий 2: Старый Арбат сосуществует с новым Арбатом — проспектом
Калинина, появившимся в Москве в начале 60-х годов в результате
градостроительных преобразований.

К тому времени сложился Кутузовский проспект, а дороги в центр не было! На
улице, полной машин, стеной громоздились прижавшиеся друг к другу дома старого
Арбата.

По задумке архитекторов, Кутузовский проспект должен был через мост вливаться
в новую магистраль, пересекающую Садовое кольцо и нацеленную прямо в район
Арбата. Но как может широкая прямая магистраль пройти по лабиринту старинных
переулков?

На пути задуманного проспекта оказалась и Собачья площадка. Центр ее занимал
фонтан, а по сторонам — несколько особняков. Один из них принадлежал Хомяковым,
не раз принимавшим в своем доме Н. В. Гоголя, друзей — славянофилов, С.Аксакова…
В нем был открыт Музей сороковых годов. Во втором доме А.С. Пушкин сочинил
«Послание в Сибирь». Вот так тесно все переплелось на маленькой Собачьей
площадке.

Историки искусства отмечают особое значение этих небольших особняков в
мировой и русской культуре. Те из них, что появились в Москве на листе сожженных
в 1812 году, проектировались под наблюдением комиссии строений, руководимой
Осипом Бове. Арбатские дома близки по духу постройкам Древней Греции
классического периода. Они отличаются соразмерностью целого с частью, высокими
художественными достоинствами фасадов и интерьеров. Их утрата невосполнима.

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы…
Домики со знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.

Ведущий 1

: Так писала в начале века М.Цветаева, когда только начался
процесс разрушения Москвы 19 века и стали появляться доходные дома, казавшиеся
поэтесса уродами.

Трасса проспекта Калинина разрушила до основания Собачью площадку, заменив
все ее «породистые» дома типовыми зданиями, выселила тысячи москвичей (их дома
просто снесли).

Проект нового Арбата не учитывал, к сожалению, и особенностей старой Москвы,
ее исторического облика. Рядом со старинными домами высились вертикальные
«современные» здания, под окнами особняков — башен властвовал шум машин, негде
стало гулять детям, отдыхать старикам. Москва получила новый торгово-культурный
центр, ресторан, кинотеатр «Октябрь», универсальный книжный магазин, четыре дома
в виде распахнутых книг, которые стали министерствами… Новый Арбат с утра до
вечера заполнен людскими потоками. Но нужно ли было здесь его располагать?
Почему архитекторы внедрили в «маленькую» среду старой Москвы высокие здания в
22-24 этажа? Ведь с ними не сочетаются ни доходные дома, ни особняки, где жили
Лермонтов и Герцен, ни церковь Симеона Столпника, где искал утешения в последние
дни жизни страдающий Гоголь…

Оказывается, авторы «нового Арбата» и не думали сочетать не сочетаемое. Они
намеривались со временем снести все прилегающие к высотным домам здания Арбата.
Многим казалось, что, производя тотальное уничтожение, на обломках старой Москвы
воздвигая громады геометрических форм, они строят светлое будущее, творят для
народа! На фотографиях проектов, макетов можно увидеть Арбат без Спасопесковской
площади. Такой удел уготавливался почти всем зданиям, сохранившимся со временем
1812 года: бульдозеры должны были снести деревянные отштукатуренные домики,
которые олицетворяют Арбат. Эти проекты требовали сноса многих жилых домов. К
счастью, они не были осуществлены.

Иная концепция появилась на пешеходном Арбате. Впервые при обновлении улицы
проявилось уважение к прошлому, к староарбатским строениям, доходным домам. Они
полны очарования, обладают прочностью, долговечностью, любовью, служат связью
между прошлым и будущим.

Каков мир Арбата в творчестве Б.Ш.Окуджавы?

Ведущий 3

: В массовом представлении — и в России, и за рубежом -
творчество Окуджавы неотъемлемо от воспитания Арбата. И если не становление, то
оформление мифа об Арбате, его месте в истории и культуре России связывают с
именем и творчеством Булата Окуджавы. Им необычайно обаятельно изобретен Арбат;
его признают певцом Арбата. Булат Шалвович пел так, как жил. Как может петь
человек, родившийся на Арбате, прошедший войну, работавший сельским учителем в
Калужской губернии. И музыка была простая (три гитарных аккорда), и слова
будничные, обыкновенные, и голос негромкий. Но его песни обращены к людям,
посвящены погибшим за веру и любовь ради спасения человечества.

Ведущий 4

: Этот таинственный, непознанный мир «арбатского братства»…
Начало сознательного существования, первые содружества, возвращение к мирной
жизни с праздником Победы, ностальгия выселенного « арбатского эмигранта»,
лишенного возможности ощупать прелесть юношеского романтического идеала
(«заледенела роза и облетела вся»), согревающая душу память о том, как
зарождалась «мелодия простая… из сердца возрастая», и боль от торжества
«оккупантов», «московских наших дураков», воплощающих ныне «надменную столицу»,
символ круговорота жизни нашей (как в стихотворении 1969 года «Романс», за
которым позднее закрепилось название «Арбатский романс»):

Мы начали прогулку с арбатского двора,
…………………………………………….
К нему-то все, как видно, и вернется,

в пронзительных словах «Арбатских напевов» (1982 г.), где говорится о том,
что

Все кончается неумолимо
……………………………..
Миг последний печален и прост,
Я тоскую, и плачу, и грешу.
………………………………
по святым по арбатским местам.

вучат песни «Арбатский романс» и «Плач по Арбату»)

Ведущий 3: Арбат для Б. Окуджавы не только страна детства, малая
Родина, память о теплоте, заботе любящих взрослых и радостных открытий мира,
чудес природы, культуры, общественных отношений, красоты и глубины поэтических
словосочетаний, но также довоенное прошлое (мирная жизнь), время «большого
террора», загубившего столько самых близких ему людей. В стихотворении Б.
Окуджавы «Песенка об Арбате» эти чувства, мысли, ассоциации нашли свое
обобщение. Это всем известное произведение можно ставить в один ряд с
общепризнанными шедеврами стихотворных произведений малых форм: с «Ангелом»
Лермонтова, «Лореляй» Гейне, «Незнакомкой» Блока — по редкой естественности
совмещения глубины мысли и художественной образности и завораживающему обаянию
музыкальности. Окуджава вывел мелодию своей «главной песенки» с тем же
мастерством, как скрипач, умевший извлечь музыку из каких-то грубых жил, из
какой-то фантазии, которой он служил (Звучит песня «Музыкант в лесу под
деревом»
).

Ведущий 4

: В стихах 1959 года — и многозначительные обязывающие
формулировки («мое призвание», «моя религия», «мое отечество»), и осознание
пожизненно встревоженной, болезненной любви («От любви твоей вовсе не
излечишься», «ты и радость моя, и моя беда»), и естественности («среди сорока
тысяч других мостовых»), и в то же время обычности («пешеходы твои — люди
невеликие»), столь близкой и необходимой душе Булата, не приемлющей эффектной и
громкой исключительности. И здесь же программа для дальнейших размышлений: о
притягательном «странном названии», сравнении с рекой, но полностью
непознаваемой и всегда текущей, изменяющейся, понимание того, что «никогда до
конца не пройти тебя!». Но конечные слова стихотворения — о стремлении поэта до
конца ощущать Арбат, познавать новое более глубоко.

Ведущий 3

: Тема « Окуджава и Арбат» развивалась в творчестве поэта до
80-х годов, сочетая автобиографическую конкретность («Я выселен с Арбата,
арбатский эмигрант») и символическую общность:

Арбатство, растворенное в крови,
Неистребимо, как сама природа.

Арбат остался той родной почвой, которая постоянно питала поэзию Окуджавы.
Герои песен более поздних лет сохранили «братство» — «арбатство»: и романтизм, и
подчеркнутую старомодность, и рыцарство, и нежность, и стойкость, и сердечную
чуткость, душевность, все то, что помогает не терять надежды, избежать
одиночества, верить в любовь, пересилить беду и « не пропасть поодиночке».

Ведущий 4

: Окуджава создал свой особый художественный мир, в котором
живут его герои, – Арбат. Он, в отличие от официального центра, Красной площади
и Кремля, был неофициальным ядром столицы, неформальным центром. Поэт
подчеркивал «реальность Арбата, его бытовую обыкновенность: арбатский двор был
создан по законам вечной прозы, арбатские пешеходы — «люди невеликие». Но именно
такой повседневный Арбат становится у Окуджавы центром мира. Он призывает:

Живописцы, окуните ваши кисти
В суету дворов арбатских и в зарю.

И Арбат преображается, видится театрально ярким и пестрым, местом, где
вершатся судьбы, где значителен каждый: и «комсомольская богиня, и Ленька
Королев».

И у самых Арбатских ворот

Извозчик стоит, Александр Сергеевич прогуливается.

Ведущий 3: Это мир дворового соседства, братства, отношения душевной
открытости и сердечной отзывчивости:

Если другу станет худо и вообще не повезет,
Кто-нибудь протянет руку…

Поэт рассказывает о «людях невеликих», но говорит и от их имени, является их
голосом.

Ведущий 4: Окуджава часто обращается к слушателю, как будто
разговаривает с ним, он может убедить:

Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.

Или пожелать:

Давайте жить, во всем друг другу помогая.

Арбатский двор с человечьей душой укрепляет человека, согревает его сердце:

Сильнее я с ним и добрее
Что нужно еще? Ничего.
Я руки озябшие грею
О теплые камни его.

Мир Арбата изменчив: то прост и обыден, то сказочен:

Где полночь и двор в серебре,
И мальчик с гитарой в обнимку,
На этом арбатском дворе.

Это мир мечты, мир юности, мир ностальгических чувств, «призвание»,
«религия», «отечество»…

Учитель

: Итак …Особенность поэзии Окуджавы — глубокая лиричность. Она
обращена не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта,
но и наши ощущения. Булат Окуджава чаще всего говорит в стихах «мы». Это
самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это
то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие
качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее.

Арбат, благодаря лирике Окуджавы, сделался символом мира, добра,
человечности, благородства, культуры, исторической памяти — всего, что
противостоит войне, жестокости и насилию. Булат Шалвович говорил: «Арбат для
меня не просто улица, а место, которое олицетворяет Москву и мою Родину».

Урок 3

Анализ стихов, посвящённых Арбату

* * *

О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой,
Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?
Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,
Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.

По-моему, все распрекрасно, и нет для печали причин,
И грустные те комиссары идут по Москве, как один,
И нету, и нету погибших средь старых арбатских ребят,
Лишь те, кому нужно, уснули, но те, кому надо, не спят.

Пусть память — нелегкая служба, ведь все повидала Москва,
И старым арбатским ребятам смешны утешений слова.

Это стихотворение написано в 1957 году.

- О чём говорится в этом стихотворении? (Оно об Арбате, с которым связано
одно интересное свойство: здесь привычные представления о времени превращаются в
нечто совершенно иное, нет границ между прошлым и настоящим, «снимаются»
обыденные временные противопоставления, герой способен встретить мертвых людей,
стирается грань между добром и злом.)

- Можем ли мы провести чёткую грань между прошлым и настоящим? (В этом
стихотворении есть строки, в которых отрицается смерть, и тогда привычные
деления на прошлое и настоящее, свойственные человеческому уму, трансформируются
и стираются:

И нету, и нету погибших средь старых арбатских ребят,
Лишь те, кому нужно, уснули, но те, кому надо, не спят.)

Вывод: Это стихотворение о человеческой жизни, о том, для чего мы
живем. Пусть даже если все хорошо «и нет для печали причин», надо задуматься,
как дальше жить и что делать.

* * *

Дама ножек не замочит,
Друг мараться не захочет,
И на свалку спишут старый двор.
Защитите его струны
От изменчивой фортуны.
Наша жизнь — короткий разговор.

Что ж вы дремлете, ребята:
Ведь осколки — от Арбата!
А какая улица была!
Разрушители гурьбою
Делят лавры меж собою.
Вот какие в городе дела.

Ни золота и ни хлеба
Ни у черта, ни у неба.
Но прошу я без обиняков:
Ты укрой меня, гитара,
От смертельного удара,
От московских наших дураков.

Пусть мелодия простая,
Но, из сердца вырастая,
Украшает наше ремесло.
Ты прости меня, гитара,
Может, я тебе не пара,
Просто мне с тобою повезло.

- О чём говорится в этом стихотворении? (Это стихотворение — о гибели Арбата,
старого мира, который никто не хочет спасти.)

- Почему, по мнению лирического героя, Арбат гибнет? (Все в этой жизни
меняется, модернизируется. Забывается пройденное, забываются те ошибки, которые
совершались раньше. Арбат, по мнению руководителей, должен стать новой улицей.
Убираются старинные дома, потому что не вписываются в новый дизайн, поэтому
умирает дух братства, понимания, всепрощения, единства. В этом стихотворении
говорится о том, что Арбат разрушили, от него не осталось почти ничего. Слова
героя звучат призывом о помощи:

Что ж вы дремлете, ребята:
Ведь осколки — от Арбата!
А какая улица была!

- Почему герой не хочет гибели Арбата? (Весь город разрушен, не только Арбат.
В городе нет «ни золота и ни хлеба». Герой просит о том, чтобы город, в
частности Арбат, защищала от «изменчивой фортуны» гитара, ее струны. Он не
хочет, чтобы Арбат «списали на свалку», так как этот двор его детства:

Защитите его, струны,
От изменчивой фортуны.
Наша жизнь — короткий разговор.

Герой призывает всех людей помочь возродить старый двор, но никто не хочет
ему помочь, так как люди заняты только собой:

Дама ножек не замочит,
Друг мараться не захочет,
И на свалку спишут старый двор.

Вывод

: Мир Арбата рушится на глазах лирического героя внешне и внутренне.
Он один в этом мире непонимания, хаоса. Нет той силы, которая защищала,
охраняла, звала вдохновение. («И на свалку спишу старый двор»)

Раньше он и Арбат были едины. Мир этой улицы — живой организм, который давал
новые силы, любовь, где люди были едины и духом.

Но никому нет дела до старого Арбата. Его жизнь, как и судьба человека,
быстротечна. Она разбивается на осколки, которые, увы, не собрать. Также
разлетаются люди, кружатся в суматохе дней, и уже через несколько месяцев, лет
никто и не вспомнит, что было всесильное арбатское братство… А было ли оно,
если малейшие колебания могут разрушить, погубить его. («Разрушители гурьбою
делят лавры меж собою…»)

Певец Арбата остается один, он эмигрант, выселенный с любимой улицы. Куда же
деться ему в этом мире непонимания, продажном мире, где ценится не доброе слово,
пламенное сердце, а золото, еда, положение в обществе? Что делать ему,
оставленному, покинутому, но имеющему самое ценное — гитару, которая помогает
говорить правду, развиваться, петь, творить. Только благодаря ее звучному голосу
герой может существовать, не давая забывать людям о старом Арбате, о вечных
ценностях бытия.

Песенка об Арбате

Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое — призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои — люди не великие,
Каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя — религия,
Мостовые твои подо мной лежат.
От любви твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое — отечество,
Никогда до конца не пройти тебя!

- О чём говорится в этом стихотворении? (Это стихотворение — гимн Арбату,
ставшему для лирического героя всем: и призванием, и радостью, и бедой, и
религией, и отечеством.

Это лирическое произведение написано в 1959 году, когда одна из центральных
улиц Москвы стала Вселенной для поэта, музыканта Б.Окуджавы и его лирического
героя, Вселенной, где жило искусство: поэзия, живопись, музыка, где каждый
человек был свободным, прекрасным, талантливым, чутким к чужой беде.)

- На сколько частей можно разделить данное произведение? (Стихотворение можно
разделить на три смысловые части.)

- О чём говорится в первой части? (В первой герой сравнивает Арбат с рекой.
«Странное название…», — говорит он. Действительно, длинная улица похожа на узкую
извилистую реку, где рождается творчество, можно посидеть, поразмыслить,
подумать, отдохнуть душой. Лирический герой не может жить без этого мира поэзии
и вдохновения: «ты — и радость моя, и моя беда».)

- О чём говорится во второй части стихотворения? (Вторая смысловая часть
продолжает первую. Эта улица — река многолюдна. По ней ходят простые люди, как и
наш герой. Но они не замечают красоты Арбата, для них он — лишь средство
передвижения. В суматохе будничных дней люди забывают творчество, красоту души,
вдохновение. Дела «съедают» поэзию, лирику, возвышенные мечты. Надо вырваться из
этого постоянного круга забот и прийти отдохнуть на незамеченную улочку Арбат,
чтобы почувствовать себя в центре Вселенной любви, творчества, где лирика –
религия, и стоит поклоняться только ей, а не коммунистическим идеалам.)

- О чём говорится в третьей части? (Третья смысловая часть — о мироощущении
самого лирического героя, который безумно влюблен в эту улицу света, счастья,
поэзии, ведь здесь живет его вдохновение, сила, умение зажечь добром, любовью
любые человеческие сердца, освободить их от злобы, ненависти, непонимания,
вдохнуть в них мир, покой, надежду и тепло.)

Чаепитие на Арбате

Пейте чай, мой друг старинный, Это тоже вдохновенье…
Забывая бег минут. Но, склонившись над столом,
Желтой свечкой старинной На какое-то мгновенье
Я украшу ваш уют. Все же вспомним о былом:
Не грустите о поленьях, Над безумною рекою О камине и огне…
О камине и огне…Пулеметный ливень сек,
Плед шотландский на коленях, И холодною щекою
Занавеска на окне. Смерть касалась наших щек.
Самовар, как бас из хора, В битве выбор прост до боли:
Напевает в вашу честь. Или пан, или пропал…
Даже чашка из фарфора А потом, живые, в поле
У меня, представьте, есть. Мы устроили привал.
В жизни выбора немного: Нет, не то чтоб пировали,
Кому — день, а кому — ночь. А, очухавшись слегка,
Две дороги от порога: Просто душу согревали
Одна — в дом, другая — прочь. Кипятком из котелка.
Нынче мы — в дому прогретом, Разве есть напиток краше?
А не в поле фронтовом, Благодарствуй, котелок!
Не в шинелях, и об этом Но встревал в блаженство наше
Лучше как-нибудь потом. Чей-то горький монолог:
Мы не будем наши раны «Как бы ни были вы святы,
Пересчитывать опять. Как ни праведно житье,
Просто будем, как ни странно, Вы с ума сошли, солдаты:
Улыбаться и молчать. Это — дрянь, а не питье!
Я для вас, мой друг, смешаю Вас забывчивость погубит,
В самый редкостный букет Равнодушье вас убьет:
Пять различных видов чая Тот, кто крепкий чай разлюбит,
По рецептам прежних лет. Сам предаст и не поймет…».
Настояться дам немножко, В самом деле, что крученый
Осторожно процежу Чайный лист — трава и сор -
И серебряную ложку Пред планетой, обреченной
Рядом с чашкой положу. На страданье и раздор?
Что — напиток именинный?… Я клянусь вам, друг мой давний,
Но, средь крови и разлук, Не случайны с древних лет
Целый мир полузабытый Эти чашки, эти ставни,
Перед нами ожил вдруг. Полумрак и старый плед,
Был он теплый и прекрасный… Я клянусь вам, друг мой давний,
Как обида нас ни жгла, Не случайны с древних лет
Та сентенция напрасной, Эти чашки, эти ставни,
Очевидно, не была. Полумрак и старый плед,
Я клянусь вам, друг мой давний, И счастливый час покоя,
Не случайны с древних лет. И заварки колдовство,
Эти чашки, эти ставни, И завидное такое
Полумрак и старый плед, Мирной ночи торжество:
Разговор, текущий скупо.
И как будто даже скука,
Но… Не скука — естество.
(1957 год)

- О чём говорится в этом стихотворении? (В стихотворении «Чаепитие на Арбате»
нет явного смещения временных планов, однако можно заметить интересную игру
времени: настоящего и военного прошлого.)

- Каким предстаёт настоящее в стихотворении? (Вначале герой оказывается в
настоящем, в нем он обращается к другу, призывая совершить совместный обряд:

Пейте чай, мой друг старинный,
Забывая бег минут.

Но это не простое настоящее, оно очень тесно связано с бытом:

Желтой свечкой стеаринной
Я украшу ваш уют.
……………………
Плед шотландский на коленях,
Занавеска на окне.
…………………………………
Самовар, как бас из хора,
Напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора
У меня, представьте, есть.
……………………………
И серебряную ложку
Рядом с чашкой положу.

А отсутствующие, но желаемые предметы быта достраиваются воображением:

Не грустите о поленьях,
О камине и огне…

- Какие приметы довоенного прошлого можно увидеть в стихотворении? (Все эти
предметы напоминают о довоенном, дореволюционном времени, во всяком случае,
никаких примет настоящего у этого описываемого быта нет. В строках, посвященных
этому настоящему, очень много слов, связанных со старостью и древностью:

Пейте чай, мой друг старинный,
………………………
Пять различных видов чая
По рецептам прежних лет.
……………………………

Я клянусь вам, друг мой давний,
Не случайны с древних лет.
Эти чашки, эти ставни,
Полумрак и старый плед.

Да и слово чаепитие достаточно архаично для середины 70-х. Как будто
герой сделал свой выбор в пользу старого уюта:

В жизни выбора немного:
Кому — день, а кому — ночь.
Две дороги от порога:
Одна — в дом, другая — прочь.
Нынче мы — в дому прогретом…

Герой «Чаепития» стремится вернуться и вернуть устоявшийся уютный быт. Он
верен старинному чину, традиции чаепития:

Я для вас, мой друг, смешаю
В самый редкостный букет
Пять различных видов чая
По рецептам прежних лет.
Кипятком крутым, бурлящим
Эту смесь залью для вас…

Чай является магическим питьем, которое обладает возможностью разграничивать
время:

Кипятком крутым, бурлящим
Эту смесь залью для вас,
Чтоб былое с настоящим
Не сливалось хоть сейчас.

С другой стороны, из-за этого напитка прошлое врывается в настоящее и
заполняет его.)

- Какие приметы военного времени можно увидеть в данном произведении?
(Военное воспоминание — второй временной срез в стихотворении Окуджавы. Поначалу
прошедшее входит в настоящее волей героя:

Но, склонившись над столом,
Желтой свечкой стеаринной
Все же вспомним о былом.

Однако в дальнейшем контроль над прошлым теряется. На протяжении 10 строф, то
есть около половины стихотворения, герой вспоминает военное время, и в центре
этих воспоминаний — не собственно бой, а то, как после боя живые в поле устроили
привал и душу согревали кипятком из котелка и как услышали чей-то горький
монолог:

Как бы ни были вы святы,
Как ни праведно житье,
Вы с ума сошли, солдаты:
Это — дрянь, а не питье!
Вас забывчивость погубит,
Равнодушье вас убьет:
Тот, кто крепкий чай разлюбит,
Сам предаст и не поймет…

Эта речь сначала показалась герою смешной и парадоксальной:

В самом деле, что крученый
Чайный лист — трава и сор -
Пред планетой, обреченной
На страданье и раздор?

Но заваривание чая приобретает значение символическое, отказ от него
оборачивается гибельным равнодушием, даже предательством.

Именно прошедшее, воспоминание о войне определяет настоящее, в котором
приметы быта — лишь знаки высокого и счастливого содержания жизни:

Я клянусь вам, друг мой давний,
Не случайны с древних лет.
Эти чашки, эти ставни,
Полумрак и старый плед,

И счастливый час покоя,
И заварки колдовство,
И завидное такое
Мирной ночи торжество.

Вывод: Настоящее в «Чаепитии на Арбате» — не что иное, как
возвращенное, воскрешенное или удержанное, сохраненное давнее прошлое, или
нечто, известное с давних лет и обладающее ценностью непреходящей.

Звездочет

Что в подзорные трубы я вижу,
Поднимаясь на башню во мгле?
Почему так печально завишу
От чего-то былого во мне?

И, смотря с высоты виновато
На уснувшую пропасть Арбата,
Отчего так поспешно и вдруг
Инструмент выпускаю из рук?

Спят в постелях своих горожане,
Спят с авоськами, спят с гаражами,
Спят тревожно на правом боку…
Изготовилось тело к прыжку.

Вот из пятен ночного тумана
Появляется вдруг вдалеке
Моя стройная старая мама -
Чемоданчик фанерный в руке.

Он, пожалуй, минувшая мода,
Но внутри, словно в дебрях комода,
Что давно развалиться готов,
Фотографии прежних годов.

Память, словно ребенок, ранима
И куда-то зовет и зовет…
Все печально, что катится мимо,
Все банально, что вечно живет.

И живу я вот с этой виною
На двадцатом ее этаже
Между тою и этой войною,
Не умея спуститься уже.

- О чём говорится в этом стихотворении? (Это стихотворение написано в 1988
году. Автор, «смотря на уснувшую пропасть Арбата», вдруг видит свою маму,
которая идет по этой улице с фанерным чемоданчиком в руке. Люди, которые живут
здесь, спокойно спят, а герой не может, потому что думает о своей прошедшей
жизни. Его мысли не дают ему покоя:

Что в подзорные трубы я вижу,
Поднимаясь на башню во мгле?
Почему так печально завишу
От чего-то былого во мне?

- Вывод: Герой считает себя виноватым в том, что не смог спасти свою
улицу. Он знает, что будет жить с чувством вины и греха, поэтому не сможет
больше никогда чувствовать себя Человеком. Оно давит, тревожит, беспокоит, не
дает отвлечься, заставляет все прокручивать вновь и вновь. Арбата нет, остаются
лишь воспоминания.

Арбатское вдохновение, или воспоминания о детстве

Посвящаю Антону

Упрямо я твержу с давнишних пор:
Меня воспитывал арбатский двор,
Все в нем, от подлого до золотого.
А если иногда я кружева
Накручиваю на слова,
Так это от любви. Что в том дурного?

На фоне непросохшего белья


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: