Цикл уроков по теме Обработка звуковой информации на компьютере

Вводные замечания. Знакомство с
обработкой звуковой информации целесообразно
начать в пропедевтическом курсе информатики.
Приведённые уроки автор проводит для учеников 5
класса. Школьники занимаются информатикой со 2
класса, поэтому уже обладают знаниями и навыками
в области обработки информации с помощью
компьютера. Дети уже работали с текстовым,
графическим и табличным редактором, знакомы с
понятиями редактирования и хранения информации.
При освоении различных редакторов всегда
обращалось внимание как на единообразие приёмов
обработки разных типов информации, так и на
специфичные особенности при работе с каждым
новым её видом. В процессе обучения используется
стандартная программа ОС Windows “Звукозапись”

Цели

изучения темы “Обработка звуковой
информации на компьютере”:

  • познакомить с процессом оцифровки звука;
  • дать понятие об основных форматах звуковых
    файлов;
  • освоить приёмы записи и редактирования
    звуковой информации.

Урок 1.

Введение.

Цель урока:

  • систематизировать знания о звуковой
    информации, дать понятие о процессе
    дискретизации звука, об основных звуковых
    форматах и способах создания звуковых файлов с
    помощью компьютера, научить пользоваться
    закладкой Громкость панели управления “Звуки и
    аудио устройства”.

Содержание урока.

В первой части урока учащимся следует дать
краткую характеристику нового курса, сообщить о
видах деятельности. Которые они должны освоить
во время его изучения.

В основной части изучаются понятия звукового
сигнала — аналогового и цифрового, суть процесса
оцифровки и устройства компьютера, реализующие
этот процесс, основные форматы звуковых файлов и
их параметры и назначение, способы создания
цифрового аудио, даётся сравнительная
характеристика звуковых файлов, записанных с
разными значениями параметров (частоты, глубины,
…).

Рекомендуется использовать презентацию Приложение 1.

В третьей части урока учащиеся знакомятся с
категорией “Звуки и аудио устройства” панели
управления.

Настройка звука с помощью панели управления
“Звуки и аудио устройства”, в основном с
назначением закладки Громкость, а также с
регулятором громкости на панели задач.

Урок 2.

Знакомство с интерфейсом и
возможностями звукового редактора Звукозапись
.

Цель урока: познакомить учащихся с
рабочим окном редактора, найти знакомые по
работе с другими редакторами пункты меню и
подменю, понять назначение индикаторов и кнопок
панели управления звуком.

Содержание урока.

В первой части урока учащимся следует показать,
как вызывается редактор
(Программы/Стандартные/Развлечения/Звукозапись),
дать характеристику нового программного
средства.

Программа Звукозапись предназначена для
открытия, прослушивания, записи, редактирования
и сохранения звуковых файлов. Далее, на практике,
знакомимся с рабочим окном:

Вторая часть урока – практическая.

Открытие файла: Файл/Открыть или просто
перетаскиваем пиктограмму нужного файла в окно
редактирования. Использовать любой звуковой
файл формата wav.

Воспроизведение: знакомимся с кнопками панели
управления: -
к началу, в конец, воспроизведение, остановка.
Используем для работы тот же файл.

Изменение формата записи: Сохранить как и
кнопка “Изменить” — возможность выбора другого
формата для сохранения файла.

Использование встроенной справки: открыть
встроенную справку, с помощью закладки Поиск
найти информацию о форматах записи звуковых
файлов.

Сохранить открытый файл в разных форматах
(например, PCM 44,100 кГц; 16 бит; стерео) и сравнить
размеры файлов. Прослушать. Сделать выводы
(сжатие или увеличение степени сжатия файла .wav
обычно не улучшает качество звучания; изменение
атрибутов файла .wav может привести к изменению
его размера, но обычно не улучшает качество
звучания).

В третьей части урока учимся записывать звук с
помощью микрофона. Используем кнопку “Запись” . Записать
несколько фраз или строк из любой песни.
Прослушать.

Урок 3.

Редактирование звуковых файлов.

Цель урока: познакомить учащихся с
возможностями меню Правка и Эффекты.

Содержание урока.

В первой части урока экспериментируем с
готовыми звуковыми фалами.

Упражнение 1. Открыть
предложенный учителем файл (мелодия
продолжительностью 1,5-2 мин.). Прослушать и
выбрать внутренний фрагмент продолжительностью
не более 20 сек. Удалить ненужные части мелодии в
начале и конце (Правка/Удалить до текущей позиции
и Удалить после текущей позиции). Сохранить файл
под названием Мелодия. Обратить внимание на
особенности работы подменю Отменить изменения
меню Файл (отменяется всё, что не сохранили).

Упражнение 2. Открыть файл Приложение2 (шум толпы) и скопировать
его содержимое, а затем вставить в конец файла Мелодия
(Правка/Копировать, Правка/Вставить,
предварительно установив бегунок в конец файла).
Изменения не сохранять.

Упражнение 3. Установить бегунок
в начало файла Мелодия и выбрать
Правка/Смешать с буфером. Прослушать. Сделать
выводы о назначении этой команды. Изменения не
сохранять.

Упражнение 4. Самостоятельно
изучить команды меню Правка Вставить файл и
Смешать с файлом. Экспериментируем с файлом
Мелодия
и Приложение3.

Во второй части урока знакомимся с меню
Эффекты.

Упражнение 1. Изменение
громкости. Экспериментируем с файлом Приложение
4
.

Упражнение 2. Изменение скорости.
Экспериментируем с файлом Приложение
5.

Упражнение 3. Обращение звука.
Записать любую фразу – палиндром (И любит Сева
вестибюли). Прослушать, меню Правка/Обратить,
прослушать. Обратить ещё раз и прослушать.

Упражнение 4. Добавим эффект Эхо к
записанной ранее фразе.

Урок 4.

Создание собственного звука.

Цель урока: создать сложный
звуковой файл с использованием всех полученных
на предыдущих уроках навыков.

Содержание урока.

Дети создают 1 файл по заданию, предложенному
учителем и 1 – 2 файла проектируют и создают
самостоятельно. Собственные файлы будут
использованы позже в презентации, посвящённой
истории праздника Новый год.

Задание 1. Создать звуковую
картинку “Концерт”.

  1. Записать с микрофона фразу – “Добрый вечер! Мы
    начинаем наш концерт!”. Применить к ней эффект
    Эхо. Сохранить результат в файле Голос.
  2. В указанном учителем звуковом файле (любая
    современная эстрадная мелодия) выбрать фрагмент
    продолжительностью не более 30 секунд, сохранить
    этот фрагмент в файле в файле Концерт.
  3. Наложить файл Голос на файл Концерт. При
    необходимости изменить громкость какого-либо из
    файлов перед наложением. Сохранить результат.
  4. Добавить в начало файла Концерт звук из
    файла Приложение 3 (аплодисменты).
  5. Создать звуковой файл Шум, смешав файлы Приложение2 и Приложение 3.
  6. Добавить в конец файла Концерт звук из файла
    Шум. Сохранить результат.

Задание 2. Создать 1 — 2 звуковых
картинки для новогодней презентации.
Использовать файлы, предложенные учителем
(новогодние песенки, звон колокольчиков, …),
запись звука с микрофона и записи с CD и DVD -
носителей.

Следующий: