Цикл со счетчиком

Проблемы никогда нельзя разрешить
с тем же образом мыслей, который их породил.

А. Эйнштейн.

Хотелось бы отнести приведенный урок к
Методике развития критического мышления. По
моему скромному мнению весь процесс изучения
предмета «Информатика» должен быть построен
на принципе «конструирования собственных
знаний в рамках своей собственной поисковой
деятельности». И главный акцент я ставлю на
построение (создание) алгоритмов. Аспект этот
сложный, но весьма заманчивый, с точки зрения
развития логического мышления и воображения.
Хотя в последнее время наблюдается «суровая
алгоритмизация» всех школьных предметов. Дабы
облегчить процедуру восприятия учителя
прибегают к самым различным способам и методам.
Главное при этом, на мой взгляд, чувство меры –
играя, не «заигрывать». В приведенном
примере все эмоции опущены, и я постаралась
изложить его максимально «сухо».

Почему цикл? Согласно практике (моей) – анализ
циклов вызывает затруднения и наибольшее число
ошибок, поэтому делается акцент на цикл. Почему
со счётчиком? А если с ним разобраться сразу и
основательно, остальные даются «легко и
непринуждённо».

Зададим структуру урока.

Предположим, урок содержит три основных этапа
(таких родных и близких).

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Применение приобретенных знаний и отработка
    навыков.

1. Актуализация.

Пытаемся пробудить (вызвать из памяти),
систематизировать и конкретизировать то, что
ученики уже знают. Контекстом (направлением)
является тема урока. На обилие (или отсутствие)
высказываний делаем свои уточнения, дополнения,
ставим акценты, привлекаем внимание к
содержательной линии урока всеми доступными
средствами.

2. Новая информация.

Выдаём по иерархическому принципу, то есть
«потомок может иметь только одного родителя, а
родитель может иметь множество потомков».
Здесь, пожалуйста, и кластеры, и домены, и
суффиксы, и префиксы. А в терминах ООП
(объектно-ориентированного программирования) –
классы, образцы класса, наследуемые признаки, и
т.д. и т.п. Ещё иногда называют «маяковый»
метод – «в темную большую комнату кидают
факелы, а затем разглядывают, что вокруг них».
Главное – каждый сам для себя фиксирует нужную
информацию, и разные записи конспектов
приветствуются, как и разные формулировки.

3. Закрепление.

Главное, на мой взгляд, дать почувствовать
каждому ученику уверенность в совершаемых
действиях. Решающим являются навыки
самоконтроля и самопроверки – всегда есть
множественность выбора (хотя бы два). Если выбора
нет, это должно вызвать подозрение на
ошибочность рассуждений. Хорошо, если один
высказывается, а другой ищет слабые места или
нечто аналогичное. Возможен похожий диалог с
компьютером. И даже интерактив здесь будет
уместен.

Попробуем примерить сказанное к циклу со
счётчиком. Предполагается, что ученикам известен
графический способ записи алгоритмов, линейные
алгоритмы и алгоритмы с ветвлением, но
циклические структуры ещё не знакомы. Кроме того,
они знают операции присваивания и сравнения,
основные алгебраические действия.

Первый вопрос зададим в лоб: — Какие образы,
впечатления, ассоциации у вас вызывает слово
«цикл»? (Высказывания учеников).

— Попробуйте сформулировать определение
цикла на основе того, что мы только что услышали. (Высказывания
учеников).

— Цикл, дословно с греческого – круг. Какие
действия можно назвать циклом? (Высказывания
учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие. А может
действие повторяться бесконечно? Что бы нам ещё
хотелось? (Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие +
условие.

Можно вспомнить сказки – дед тянул репку,
позвал бабку, позвал внучку, позвал Жучку и т.д.
Какое действие? Тянул. Какое условие? Пока не
вытянул. Другие примеры циклов.

— А теперь вспомните «семь раз отмерь – один
раз отрежь». Какое условие? (Высказывания
учеников).

— Да, здесь считаем. Для счёта надо задать
начало и конец – от .. и до .. (Высказывания
учеников).



— Начинать можно с «0″, с «1″, да и
вообще с чего угодно! Как Робинзон Крузо считал
дни? (Ставил зарубки).

— А начал он с какого числа? (С того, когда
попал на остров).

— Другие ставят палочки на листке бумаги,
иногда одну за несколько единиц. Кто покупал
куриные яйца? Как их вам считали? (Парами).

— Это называется шагом. Можно считать
десятками, сотнями, любым удобным шагом.

— Итак, действие, выполняемое определенное
количество раз – это цикл со счётчиком. Здесь
нужен помощник, который следит от какого до
какого
и через сколько. Вот этот помощник и
есть счётчик. Вы сдаёте норматив по подтягиванию
на перекладине, а кто-то стоит рядом и считает.
Изобразим:

— Для записи на языке программирования нам
понадобится переменная счётчика, а
что ещё? (Начальное её значение, конечное
значение и шаг).

— А какой минимум служебных слов? (Высказывания
учеников).

— Минимум 4 служебных слова: «для» For,
«до» To, «шаг» Step, «следующий»
Next.

Синтаксис:

For x=1 To 10 Step 2
< действие>
Next x

Читаем: для икс от 1 до 10 с шагом 2
делаем < действие> следующий икс.

Если шаг равен единице (что бывает очень часто),
то Step не пишется (говорят «по умолчанию —
default — шаг равен единице»). Теперь рассмотрим
пример:

For x=3 To 10 Step 5
y= x*x
Next x

— Проанализируем, сколько шагов сделает цикл?
Какое значение икс получит по завершении
цикла? (Ответ: 2 шага, x=13).

— А какое значение будет у игрек? (Ответ:
y=64).

— Переменная цикла может изменяться в цикле.
Сами считаем:

For x=2 To 6 Step 2
x= x+x
Next x

(Ответ: 2 шага, x=14).

— Подробно (кто-нибудь, кто быстро въехал):

Шаг 1

x=2

(присвоили переменной цикла начальное
значение).

x=2+2

(теперь x=4).

x=4+2

(Next к x прибавляется шаг, теперь x=6).

6>6 (сравниваем переменную цикла с конечным
значением) – нет – возврат.

Шаг 2

x=6+6

(новое значение x=12).

x=12+2

(Next к x прибавляем шаг, теперь x=14).

14>6

(сравниваем x с конечным значением)
– да – стоп, выход из цикла.

Теперь сами пыхтим над заданиями. Разбиваемся
на группы (например, по два человека).

— Я вам даю ответ примера с отрицательным
шагом, а вы сами определите (догадайтесь здесь
нехорошее слово – нужна уверенность), что здесь
меняется и выполните упражнения.

For x=9 To 2 Step -5
x= x+1
Next x

— Цикл совершит 2 шага, а переменная цикла на
выходе будет =1.

Делают упражнения по карточкам.

— Следующий раз разберём выход из цикла по
условию и рассмотрим циклы с пост- и
предусловием.

Подводим итоги. Награждаем хвалебными словами.
Высказываем замечания. Задаём и, при
необходимости, поясняем домашнее задание.

Один из вариантов самостоятельной
работы

  1. Определите, какое количество раз выполняются
    операторы цикла?
  2. FOR X = 10 TO 12 STEP 2
    Y = X*X
    NEXT X

  3. Определите, какое значение примет переменная
    цикла:
  4. FOR X = 3 TO 5
    X = X+1
    NEXT X

  5. Определите, какое значение примет переменная
    цикла:
  6. FOR X = 1 TO 12 STEP 5
    X = 2*X
    NEXT X

  7. Определите, какое значение примет переменная
    цикла:
  8. FOR X = -2 TO 1
    X = -X
    NEXT X

  9. Определите, какое значение примет переменная
    цикла:
  10. FOR X = 3 TO 1 STEP –2
    X = X-2
    NEXT X

  11. Определите, какое значение примет переменная
    цикла:
  12. FOR X = 14 TO 19 STEP 6
    X = 6*X
    NEXT X

  13. Какое значение выдаст программа на экране
    монитора?
  14. FOR X = 4 TO 12 STEP 5
    X = 2*X
    IF X>7 THEN EXIT FOR
    NEXT X

  15. Какое значение выдаст программа на экране
    монитора?

FOR X = 1 TO 17 STEP 9
IF X>12 THEN EXIT FOR
X = 2*X
NEXT X

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8
2 7 19 3 -1 90 8 31



Следующий: