Цикл со счетчиком. Решение задач 9–10-й классы

Цели:

Образовательные: закрепить понятие оператора цикла со счётчиком решением задач.

Развивающие:

  • развить навыки использования среды программирования Pascal ABC;
  • развить умение отправления решённых задач с помощью программы Clnt на сервер для тестирования;
  • развить логическое мышление и активность работы учащихся.

Воспитательные:

  • формировать навык командной работы;
  • формировать у учащихся объективную самооценку;
  • пробудить интерес к обучению.

Задачи учителя для создания успеха на уроке:

  • наладить работу локальной сети;
  • разместить на ученических компьютерах программу Clnt для отправки задач на сервер;
  • на всех компьютерах установить среду программирования Pascal ABC;
  • на сервере подготовить пакет программ Executor для автоматического тестирования задач;
  • учительский компьютер оснастить мултимедийным проектором;
  • провести физкультминутку для снятия усталости плеч, шеи, позвоночника и глаз;
  • создать на уроке атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
  • подготовить дипломы для награждения победителей и сертификаты для участников.

Форма организации учебно-познавательной деятельности:практическая работа.

Оборудование:

  • компьютерный класс с локальной сетью;
  • компьютер учителя, оснащённый мультимедийным проектором;
  • карточки с условиями задач;
  • легкая музыка.

Программное обеспечение:

  • Электронный учебник «Вычислительная математика и программирование»
  • Пакет программ MS Office -2003,
  • среда программирования Pascal ABC,
  • электронная презентация «Циклы в языке Turbo Pascal»,
  • Полный курс обучения языку программирования. Конструкции языка. Циклические алгоритмы,
  • пакет программ Executor для тестирования решённых задач.

Межпредметная связь: математика, русский язык.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.acmtest.ru/
  • Executor — автоматизированная сетевая тестирующая система для проведения турниров по программированию по правилам ACM. Версия 2.299
  • http://sunschool.math.rsu.ru/pabc/
  • Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию.
  • http://www.pascaler.ru/links.html
  • Полный курс обучения языку программирования Турбо Паскаль.

Литература для учащихся:

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – Лаборатория Базовых знаний, 2001. – 304.: ил.
  • Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестаков. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 -359 с.:ил.

Литература для учителя:

  • Информатика. Л. З. Шауцукова
  • Турбо Паскаль. /С.А. Немнюгин — СПб: Издательство «Питер», 2000. – 496 с.: ил.
  • Pascaler. Полный курс обучения языку программирования,

Структура урока

Этапы урока

Время (мин.)

Приёмы и методы

1

Организационный момент

1

Приветствие учителя

 2

Постановка образовательной задачи

1

Объявление учителем темы урока.
(Приложение 1, слайд 1-2)

 3

Повторение понятия цикла со счётчиком

5

Повторение с учащимися
(Приложение 1, слайд 3-4)

 4

Повторение правил отправки задач на сервер для тестирования

3

Мастер-класс “Решение и отправка задач на сервер” (Приложение 2)

 5

Решение задач

15

Решение задач учащимися за компьютерами и отправка решений на сервер. (Приложение 2)

 6

Физкультминутка

2

Выполнение вместе с учащимися упражнений для глаз для снятия перенапряжения. (Приложение 3)

 7

Решение задач

13

Решение задач учащимися за компьютерами и отправка решений на сервер. (Приложение 2)

 8

Подведение итогов урока

3

С помощью мультимедийного проектора проектировать результаты поступления на сервер. Расставить оценки учащимся за урок. (Приложение 2), (Приложение 4)

 9

Домашнее задание

2

Решить задачи. (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята. Я очень рада вас всех видеть. А сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Садитесь. Дежурный, сообщите, пожалуйста, все ли в классе?

Ученик: В классе отсутствующих нет.



Учитель: Спасибо, садитесь. Для сегодняшнего урока вам необходимо подготовить тетради, ручки, электронные носители и дневники. Положите все эти предметы на стол.

2. Постановка образовательной задачи.

Учитель: Откройте тетради и запишите сегодняшнее число 18.12.2008 и тему урока «Циклы со счётчиком. Решение задач». Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя – лингвиста Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”

Выделила следующие цели:

Образовательные:

  • закрепить понятие оператора цикла со счётчиком решением задач.

Развивающие:

  • развить умение использования программы Executor для тестирования задач на сервере;
  • развить логическое мышление и активность работы учащихся.

Воспитательные:

  • формировать навык командной работы и объективную самооценку;
  • пробудить интерес к программированию.

3. Повторение понятия цикла со счётчиком

На прошлом уроке мы изучили тему: «Циклы со счётчиком». Давайте вспомним, как записываются такие циклы при составлении программ?

Приложение 1

Ученик: В первой задаче числа, начиная от 10 до 1 с шагом -1 возводят в квадрат и печатают полученные значения.

Ученик: Во второй задаче находит сумму чисел, начиная от 5 до 10 с шагом +1 и печатает полученное значение.

Учитель: Молодцы, верно догадались.

4. Повторение правил отправки задач на сервер для тестирования

Учитель: Ребята, завтра, 19 декабря, состоится 3 республиканская командная дистанционная олимпиада по программированию. Чтобы закрепить процесс работы с пакетом программы Executor, на этом уроке решённые задачи будем отправлять на сервер для тестирования. В конце урока подведём итоги. Узнаем, какая команда больше всех набрала баллов. Победители получат дипломы, а участники – сертификаты. До начала турнира, давайте вспомним использования программы Clnt. Необходимо открыть программу Clnt. Наладить соединение с сервером. IP адрес сервера: 192.168.1.30. Порт не меняем. Войти в систему, выбрать номер своей команды. Написать пароль. Создать папку For на Рабочем столе и сохранять там все решённые задачи. По мере решения отправляйте задачи на сервер для тестирования.

Учитель: Если нет вопросов, приступите к работе.

5. Решение задач

Учащиеся занимают места за компьютерами, настраивают связь с сервером и начинают решать задачи. Звучит тихая музыка.

For7. (В №4) Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму всех целых чисел от A до B включительно.

Входные данные: ввести два целых числа A, B (1< =A,B<=100).

Выходные данные: вывести сумму всех целых чисел от A до B включительно.

For8. (В №1) Даны два целых числа A и B (A < B). Найти произведение всех целых чисел от A до B включительно.

Входные данные: ввести два целых числа A, B (1< =A,B<=10).

Выходные данные: вывести произведение всех целых чисел от A до B включительно.

For9. (В №2) Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.

Входные данные: ввести два целых числа A, B (1< =A,B<=10).

Выходные данные: вывести сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.

For10. (В №3) Дано целое число N (> 0). Найти сумму 1 + 1/2 + 1/3 + … + 1/N (вещественное число).

Входные данные: ввести целое число N (1< =n<=20).

Выходные данные: вывести сумму 1 + 1/2 + 1/3 + … + 1/N с точностью до 4 цифр в дробной части. (Приложение 5)

5. Физкультминутка

Через 15 минут работы за компьютерами выполняют все вместе с учителем упражнения для снятия усталости плеч, спины, мышц шеи и глаз.

Учитель: Ребята, вы уже сидите за компьютерами 15 минут, наверное, устали ваши глаза. Давайте выполним упражнения для глаз, спины, шеи.

  • Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами «восьмерку» в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  • Голову слегка запрокиньте назад. Преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижмите подбородок к яремной ямке. Выполните упражнение не менее 5 раз.
  • Голову и плечи держите прямо. Медленно поверните голову максимально вправо (5 раз). Столько же раз выполните движение влево.
  • И.п. — сидя на стуле. Заведите руки за голову — вдох, максимально прогнитесь назад 3 — 5 раз, опираясь лопатками о спинку стула — выдох.

6. Решение задач

Приложение 6

7. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, на этом работу за компьютерами закончим. Для подведения итогов, займите места за партами. Программа Executor проверила ваши работы. 1 место заняла команда 02, 1 место – 05, 3 место – 09. Эти учащиеся получат дипломы, а все остальные – сертификаты.

8. Домашнее задание

For11. Дано целое число N (> 0). Найти сумму N2 + (N + 1)2 + (N + 2)2 + … + (2·N)2 (целое число).

Входные данные: ввести целое число N (1< =n<=10).

Выходные данные: вывести сумму N2 + (N + 1)2 + (N + 2)2 + … + (2·N)2 (целое число).

Приложение 1 (Презентация для повторения)

Приложение 2 (Материалы для проведения соревнования по программированию)

Приложение 3 (Презентация физкультминутка)

Приложение 4 (Диплом для награждения призёров)

Приложение 5 (Условия задач)




Следующий: