Цикл мультимедийных уроков по информатике 3-й класс


Тема: Компьютеры вокруг нас. Материальные и информационные технологии

1 урок. Интегрированный урок: информатика и технология

Цели:

  • познакомить учащихся с применением компьютеров в повседневной жизни;
  • познакомить учащихся с понятиями «материальные технологии», информационные технологии»;
  • развивать умения производить операции над материалами и получать результат.

Оборудование: проектор, интерактивная доска smart, презентация, материалы для изделий (салфетки, цв. бумага, ножницы, клей, ватман, вата, маркеры и фломастеры, новогодняя мишура)

Оформление доски. Рисунок 1.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей.



- Ребята, какой приближается праздник? (Новый год)

- Сегодня, мы создадим коллективную творческую работу «Новогодний карнавал», а для этого познакомимся с видами технологий.

III. Работа по теме урока.

1. Компьютеры вокруг нас. Приложение 1. Презентация «Компьютеры вокруг нас» 1 слайд

- Сегодня нас повсюду окружают компьютеры. 2 слайд

- Скажите, пользуясь слайдами презентации, для чего нужны компьютеры?

- Как работали люди до изобретения компьютера? 3 слайд

-Какие новые профессии появились с изобретением компьютера? 4 слайд

- Где и как в школе используются компьютеры? 5-8 слайды

2. Технологии – материальные и информационные. 9 слайд

- Про человека, который умеет пользоваться компьютером для работы с текстами, изображениями, звуками или для поиска новых сведений говорят, что он владеет информационными технологиями. Технология – это способ обработки материалов для получения готовой продукции. 10 слайд

- Пользуясь схемой, объясните, как работать с материальными технологиями (применяя различные технологии, мы выполняем операцию над материалами и в результате получаем готовое изделие)

- Рассмотрим примеры материальных технологий. 10 слайд

- Информационные технологии необходимо обрабатывать, чтобы достигнуть результата. 11 слайд

- Из каких материалов состоят информационные технологии?

- Какие операции производят над материалами?

- Что же является результатом информационных технологий?

3. Практическая работа.

- Я предлагаю создать изделия, для украшения Новогоднего карнавала.

- У вас на партах лежат различные материалы, причем у каждой группы свои. Обсудите, какую операцию вам необходимо выполнить над этими материалами, чтобы получить новогоднее изделие. А одна из групп создаст новогодний сюжет, пользуясь компьютером.

Работа по подгруппам

материалы

операции

результат

1 группа

Альбомный лист, вата, цветная бумага, ножницы, клей, мишура

Вырезание, приклеивание

Снеговик

2 группа

Цветная бумага, салфетки, ножницы, клей

Вырезание, склеивание

Нов. украшения, снежинки

3 группа

0,5 листа ватмана, маркеры, мишура, клей, ножницы

Раскрашивание, вырезание, приклеивание

ёлочка

4 группа

Геометрические фигуры, анимационные картинки, звуки, надпись

Рисование, копирование, склеивание, вставка изображений и звуков

Новогодняя открытка

IV. Итог урока

  1. Обобщение. Каждая группа представляет свои изделия и объясняет: какие материалы использовали, какие операцию производили и что получили в результате.
  2. Рефлексия. Что для вас было нового? Что для вас было самым трудным?

Тема: Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера.

2 урок. Информатика и ИКТ.

Приложения к уроку

Цели:

  • познакомить учащихся с правилами поведения в компьютерном классе;
  • познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера;
  • развивать умения самостоятельной работы на компьютере;

Оборудование: мультемедиапроектор, интерактивная доска smart, презентация, ноутбуки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

- Какие технологии бывают?

- Что относится к материальным, а что к информационным технологиям?

III. Изучение нового материала

1. Правила поведения в компьютерном классе. Приложение 2.1 слайды 1-8.

Закрепление изученного материала ведётся по учебнику с.11

- Какие правила нарушил ученик?

2. Знакомство с основными и дополнительными устройствами компьютера.

Приложение 2.2 Презентация «Основные устройства компьютера»

  • Современный настольный компьютер обычно состоит из нескольких устройств. Основной частью любого ПК является системный блок. Для отображения компьютерной информации используется монитор, а для ввода информации и управления компьютером — клавиатура и мышь. Кроме этого, к компьютеру можно подключать множество дополнительных устройств.
  • Монитор также называют дисплеем. Внешне он похож на телевизор. Подобно телевизору, монитор имеет экран, который может отображать картинки, тексты, фильмы.
  • Бывают выпуклые и плоские экраны, цветные и черно-белые, большие и маленькие. Размер экрана обычно измеряется по диагонали и выражается в дюймах (1 дюйм равняется 2,54 см).
  • Изображение на экране монитора на самом деле состоит из отдельных точек, которые мы не замечаем, потому что они очень малы. Чем меньше эти точки, тем больше их умещается на экране монитора и тем более качественной выглядит картинка.
  •  Системный блок. Эта с виду ничем не примечательная коробка является основной частью компьютера. Именно здесь сосредоточены его главные детали. Сюда подключаются все другие устройства. Системный блок — это и есть собственно компьютер.
  • Клавиатура компьютера очень похожа на клавиатуру обычной пишущей машинки. На ней имеются кнопки для всех букв алфавита (очень часто — нескольких алфавитов), отдельная цифровая клавиатура, а также специальные клавиши для управления компьютером.
  • Компьютерную мышь изобрел в 1960-х годах американский инженер Дуглас Энджелбарт. Она в самом деле внешне напоминает мышку (отсюда и ее название).
  • Некоторые современные модели мышек для передачи движений пользуются не шариком, а светом. Такие мыши называют «оптическими».

Презентация «Дополнительные устройства компьютера»

  • Сканер (англ. scanner) — это устройство, которое позволяет вводить в компьютер тексты, фотографии, фотопленки, словом, любые изображения на бумаге или пленке.
  • Принтер. Самое лучшее качество печати позволяют получать лазерные принтеры. В них на специальный барабан при помощи лазерного луча наносится краска, образующая буквы в зеркальном изображении. С барабана они отпечатываются на бумаге.
  • Игровые устройства. Самым простым игровым устройством является аналоговый джойстик — ручка с кнопками, укрепленная на подставке. Двигая ручку, можно управлять движением компьютерного персонажа, а, нажимая кнопки, осуществлять специальные действия — например, стрельбу. Для симуляторов используют и специальные устройства — например, руль и педали помогают ощутить себя гонщиком, а самолетный штурвал — летчиком.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику с.13 Игра «Назови пропущенное слово».
  2. Работа с мультимедийным дидактическим мат-лом (в программе SMART). Приложение 2.3
    1) Учащиеся должны расставить картинки в соответствии с названиями устройств.
    2) Распределить на 2 группы основные и дополнительные устройства)

V. Итог урока. Что было самым интересным? Что для вас было самым трудным?


Тема: Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Запуск программ. Завершение выполнения программ

3 урок. Информатика и икт

Приложениея к уроку

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями программисты, программирование, программы ;
  • выполнить несколько заданий учителя в программе «Блокнот», «Калькулятор».
  • развивать умения самостоятельной работы на компьютере.

Оборудование: ноутбуки, презентация к уроку, учебники «Информатика и ИКТ»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Правила поведения в компьютерном классе. Приложение 3.1

- Ребята, назовите правила поведения к каждому запрещающему знаку.

III. Повторение изученного материала на прошлом уроке.

- Назовите основные устройства компьютера.Для чего служит монитор, клавиатура?

- Расскажите о дополнительных устройствах. Для чего служит сканер, принтер, микрофон?

IV. Изучение нового материала. Приложение 3.2. Презентация «Комп. программы»

Все правила работы компьютера составляют люди особой профессии — программисты. А наука о составлении программ для компьютера называется программированием. 1-2 слайд

Программа — это упорядоченный набор действий, записанный на языке, понятном для компьютера. Компьютерная программа подробно, шаг за шагом описывает действия, которые должен совершить компьютер для решения определенной задачи. Каким образом он должен отвечать на нажатие тех или иных кнопок, щелчки мыши, как ему следует отображать текст и рисунки, показывать фильмы и т.д. 3 слайд

Существуют различные типы компьютерных программ. Одни программы служат для работы с текстами, другие для работы с картинками, третьи могут работать с музыкой, фильмами и т.д. Это программы, которые люди используют как инструмент для достижения своих целей их называют — прикладными. 4 слайд

Умея работать с графической программой, человек способен воплощать в жизнь любые фантазии.

5 слайд Даже оживить картинки!

6 слайд. Особые программы — драйверы — руководят работой отдельных устройств машины, в том числе картами расширения, сканером, принтером. Программы основное назначение которых, обеспечивать нормальную работу компьютера называют служебными.

7 слайд На каждом компьютере всегда имеется «главная» программа, которую называют операционной системой. Она автоматически запускается, когда вы включаете компьютер и выключается только тогда, когда вы выключаете компьютер.

8 слайд Операционная система организует работу всех частей и всех программ компьютера. Наиболее популярными операционными системами являются программы семейства Windows.

9 слайд Рефлексия: «Проверь себя!»

Физминутка.

V. Самостоятельная работа по учебнику, прочитать страницы 19-20.

VI. Практическая часть урока:

а) Повторение правил техники безопасности при работе с компьютерами

- Непрерывная деятельность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должны превышать для учащихся 7-10 лет – 15 минут.

б) Найдите на рабочем столе кнопку «Пуск», появилось окошко, найдите в нем строчку для выбора программы. Найдите программы «Калькулятор», «Блокнот» откройте одну из них.

№ групп

задание

Оценка результатов

1,4,7 пары

в программе «Блокнот» придумают и запишут по 5 предложений на тему «Осень».

Ребята представляют свои работы

2,5,8 пары

в программе «Сапёр» (игра)

Ребята представляют результаты игры (счёт)

3 пара
6 пара
9 пара

в программе «Калькулятор» решат следующие примеры:
456 х 128
8678 х 102
900003400:220
716 х 90
2560045 : 95

Ребята представляют свои работы

VII. Итог урока.

  1. Обобщение. Каждая группа показывает результат их работы в программе.
  2. Рефлексия. Что для вас было нового? Что для вас было самым трудным?

Тема: Обобщение по разделу «Знакомство с компьютером». Проверка знаний

4 урок. Информатика и ИКТ

Приложения к уроку

Цели:

  • обобщить знания учащихся по разделу «Знакомство с компьютером»;
  • выполнить несколько заданий учителя в программах «Блокнот», «Калькулятор», «Сапёр».
  • развивать умения самостоятельной работы на компьютере.

Оборудование: ноутбуки, презентация к уроку, учебники «Информатика и ИКТ»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Правила поведения в компьютерном классе. Приложение 4.1

III. Обобщение по разделу «Знакомство с компьютером» и проверка знаний.

  • Тестовая работа с использованием интерактивной доски. Приложение 4.2. Презентация «Найди ошибки и поменяй местами картинки»
  • Тестовая работа по учебнику с. 23. Рисунок 2

IV. Физминутка

V. Практическая часть урока (Проводится аналогичная работа, как в практической части урока 3, только учитель меняет задания парам).

VI. Итог урока.

  • Обобщение. Каждая группа показывает результат их работы в программе.
  • Рефлексия. Что было самым интересным? Что для вас было самым трудным?

Тема урока: Задания в ситуациях. Компьютерная графика

5 урок. Информатика и ИКТ

Цели урока:

  • познакомить учащихся с видами графических редакторов, расширять кругозор;
  • научить работать в графическом редакторе «Пэйнт»;

Оборудование: учебник информатики 3 класс; электронное пособие «Доступное образование»;
ноутбуки; интерактивная доска; презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Информатики страна
Очень школьнику нужна!
Изучим рисунки, простейшие схемы,
Программы для нас не составят проблемы.
И тогда, сомнений нет,
Нам покорится ИНТЕРНЕТ!

Инструктаж. Приложение 5.

Расскажите, что строго воспрещается делать в кабинете информатики? 1-3 слайды

Тема нашего урока: Компьютерная графика. 4 слайд

II. Изучение нового материала

Создание изображений на компьютере называется компьютерной графикой. Мы познакомимся с двумя видами компьютерной графики. Ваша задача, послушать внимательно и назвать их отличия.

- Растровая графика. 5 слайд

- Изображение хранится в памяти компьютера в виде набора чисел, описывающих точки разного цвета. Для изображения этого улыбающегося лица требуется задать 361 точку белого, желтого и чёрного цвета в небольшом квадрате 19Х19.

- Векторная графика. 6 слайд

- Изображение хранится в виде описания набора точек, линий и фигур разного цвета. Например, изображение этого улыбающегося лица может храниться в виде описания жёлтого круга с черной границей, двух чёрных кружков и одной кривой линии.

- Рассмотрите рисунки векторной и растровой графики. Чем они отличаются?

- Чем рисование на компьютере отличается от рисования на листе бумаги?

III. Закрепление по учебнику с.30



IV. Задания в ситуациях.

- Познакомьтесь с описанием ситуаций, в которых может пригодиться умение создавать рисунки с помощью компьютера. Выберите наиболее интересную для вас ситуацию и распределитесь в группы по желанию.



Работа в группах

результат

Ситуация

1 группа- Подготовка очередного номера детского журнала

Рисунки-загадки

Твоя роль

Художник издательства

Описание

Для очередного номера детского журнала не готовы страницы с рисунками-загадками.

Задание

Придумай и нарисуй рисунки-загадки

Ситуация

2 группа — Создание школьной газеты

Школьная газета

Твоя роль

Корреспондент

Описание

Взять интервью у одноклассников о интересных случаях из школьной жизни

Задание

Записать интервью, сделать фотографию.

Ситуация

3 группа — Подготовка эмблемы к юбилею школы.

Эмблема школы

Твоя роль

Герольд.

Описание

Учитель обратился к учащимся сделать эмблему к юбилею школы

Задание

Придумай и нарисуй эмблему.

Демонстрация результатов работ учащихся.

V. Итог. Что вам понравилось, что не понравилось на уроке, что было самым трудным?


Тема: «Графические редакторы. Основные операции при рисовании».

6 урок. Информатика и ИКТ

Цели:

  • познакомить учащихся с видами графических редакторов, расширять кругозор;
  • научить работать в графическом редакторе «Пэйнт»;

Оборудование: учебник информатики 3 класс; электронное пособие «Доступное образование»;
ноутбуки; интерактивная доска; презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Инструктаж. — Расскажите, что строго воспрещается делать в кабинете информатики?

(Используется интерактивная доска в задании дополни правило) Приложение 6. (слайд 1)

Тема: «Графические редакторы. Основные операции при рисовании» (слайд 2)

II. Повторение. Активизация знаний учащихся.

- С какими видами компьютерной графики вы познакомились на прошлом уроке?

- Назовите этот вид график (слайд 3. Растровая графика) (слайд 4. Векторная графика)

- Как сохраняется такое изображение в памяти компьютера?

III. Новый материал:

- Для создания таких рисунков, нужно научиться пользоваться программами, которые называются «ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ».

- Сейчас мы познакомимся с примерами графических редакторов.

Откройте ваш учебники на странице 31. (слайд 5)

- Назовите виды графических редакторов. («Пэйнт», «кид пикс», «такс пэйнт», «фотошоп»)

- Первые три вида это детские редакторы, остальные редакторы профессиональные, назовите их… («гимп», «фотошоп»)

- Иногда графические редакторы могут быть встроены в другие более сложные программы. О таких программах можно узнать в учебнике на странице 32. (слайд 5)

IV. Практическая часть урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться работать с графическим редактором «ПЭЙНТ». Для этого внимательно прослушайте объяснение. (Работа с диском «Доступное образование»)

V. Закрепление.

- А теперь, сами создадим рисунок, но сначала повторим основные операции. (слайд 6)

  • 1 группа работает за компьютерами и рисует СОЛНЫШКО.
  • 2 группа будет работать на интерактивной доске и рисовать ЁЛОЧКУ.

Демонстрация рисунков. Какие операции вы применили для создания своих рисунков?

(Рисование точек, прямых и волнистых линий, рисование фигур, заливка) (слайд 7)

V. Итог.

- Что вам понравилось, что не понравилось на уроке, что было самым трудным?

- В какой программе вы учились сегодня работать? (Графический редактор «ПЭЙНТ»)

- Для чего нужна эта программа? (Для создания рисунков)


Тема: Обобщение по разделу «Программа создания рисунков».

7 урок. Информатика и ИКТ

Цели:

  • обобщить знания учащихся по разделу «Программа создания рисунков»;
  • выполнить задания учителя в программах «Paint», «TuxtPaint», «ПервоЛого».
  • развивать умения самостоятельной работы на компьютере.

Оборудование: ноутбуки, презентация к уроку, учебники «Информатика и ИКТ»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Техника безопасности в кабинете информатики. Приложение 7. 1-2 слайд

III. Обобщение по разделу «Создание рисунков» и проверка знаний.

- Какие графические редакторы вы знаете? 3-6 слайд

(Для повторения изученного материала на уроке эффективно использовать работу на интерактивной доске в программе SMART).

- Какие основные операции при рисовании используются? 7-8 слайд

IV. Практическая часть урока. (Учащиеся работают в заданных учителем программах, повторив правила техники безопасности при работе с компьютерами)

- Найдите программы «Paint», «TuxtPaint», «ПервоЛого», откройте нужную программу.

- Используйте геометрические фигуры, анимационные картинки, заливку цветом.

№ групп

задание

Оценка результатов

3,6,9 пары

в программе «Paint» создать рисунок на тему «Лето»

Ребята представляют свои работы

1,4,7 пары

в программе «TuxtPaint» создать рисунок на тему «Хозяйственный двор»

Ребята представляют результаты работы

2, 5,8 пары

в программе «ПервоЛого», создать рисунок на тему «Полёт в космос»

Ребята представляют свои работы

V. Итог урока.

  1. Обобщение. Каждая группа показывает результат их работы в программе.
  2. Рефлексия. Что вам понравилось, что не понравилось на уроке, что было самым трудным?

Тема: Знакомство с программами: «Компьютерная анимация», «Проект домов и дизайн помещений», «Создание компьютерных игр» и др.

8 урок. Информатика и ИКТ



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: