Цикл эколого-эстетических занятий по формированию у детей представлений об осенней березе

1. Любование осенней берёзкой

Цель: вызвать эмоциональный отклик на
красоту и индивидуальность, неповторимость
дерева, его грациозность. Совершенствовать
умение замечать яркие, выразительные,
чувственные признаки объекта, подбирать эпитеты,
передающие внешнюю красоту дерева. Развивать
способность к эстетическому восприятию,
переживанию, суждению, оценке. Содействовать
становлению ценностного отношения к берёзке, как
объекту любования.

Беседа с детьми.

- Ребята, мы сегодня с вами пойдём в
гости к старичку-Лесовичку, он хочет показать нам
свои владения и познакомить с одним очень
необыкновенным деревом, он даже прислал загадку
про него:

В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками (Берёза)

- А вот и наша красавица белоствольная
березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится
берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол
с чёрными пятнами)

- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое
платьице в чёрный горошек)

- А теперь представьте, что у берёзки просто
белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги)
Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает
чёрный лист бумаги) А так красиво?

- А какие у берёзы листья? (Маленькие как
сердечки с резными
краями)

- Давайте скажем берёзке добрые слова,
расскажем ей, какая она красивая. (Дети
подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые
слова)

- Да, осенняя берёзка очень нарядная. Только
это дерево имеет белый ствол, украшенный
серовато-чёрными чёрточками и пятнами. Большие
ветви, чуть утолщены у ствола, к концам
становятся тоньше. Много тонких длинных веточек,
которые плавно изгибаясь, спускаются к земле,
образуя красивые ниспадающие золотые каскады
листвы и длинные ажурные гирлянды. Берёзку часто
сравнивают с девушкой. А по чему? (Она в белом
сарафане и её ветви похожи на распущенные
волнистые девичьи косы)

- Послушайте, как о берёзке говорили поэты, как
они восхищались её красотой:

Чудеса приходят на рассвете.
Спят леса в голубоватом свете,
Исчезают лунные полоски,
Дремлют босоногие берёзки.

Снится им, что их принарядили,
Звёзды им серёжки подарили,
И дрожат серёжки на весу
И огнями светятся в лесу.

На заре приходят чудеса:
Незаметно падает роса,
Тихо спят берёзки-босоножки,
А в листве горят у них серёжки.

- Почему поэт называет берёзки “босоногими”? (Белые
стволы как босые ножки)

- А как надо относиться к берёзе и другим
деревьям, чтобы они долго радовали нас и
оставались красивыми в любое время года? (Беречь,
заботиться, любить)

- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в
этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна,
много солнечного света, рядом река, которая поит
берёзовые корни, а вокруг растут её подружки –
молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не
одиноко).

- А сейчас мы представим, что превратились в
берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого
своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с
прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или
старая с опустившимися изящными, изогнутыми
ветвями и т.п.

- Чья берёзка вам больше всего понравилась?

Завершение беседы.

- Что необычного у этого дерева?

- Почему берёзку сравнивают с девицей?

- Нравится вам берёзка? Почему?


2. Рассматривание репродукции картины
И.И.Левитана “Берёзовая роща”

Программное содержание.

  • Познакомить с творчеством русского
    художника-пейзажиста И.И. Левитана, с
    жанром живописи — пейзаж.
  • Учить рассматривать произведения искусства,
    выделять средства выразительности (цвет,
    композиция).
  • Вызвать эстетические переживания,
    эмоционально-положительное отношение к красоте
    осенней природы.
  • Вызвать желание отразить свои впечатления в
    изобразительной деятельности.
  • Предварительная работа:

    прогулка в парк;
    рассмотреть берёзу, выделить её отличительные
    признаки, сравнить с др. деревьями, полюбоваться
    её осенней красотой.

    Материалы:

    репродукция картины
    И.И.Левитана “Берёзовая роща”, фонограмма пьесы
    П.И.Чайковского “Осенняя песнь” из цикла
    “Времена года”.

    Ход занятия

    (Дети садятся в полукруг)

    - Сегодня мы с вами совершим путешествие в
    особый удивительный мир. Это мир искусства.
    Искусство позволяет нам узнать о красоте
    окружающего мира, о людях, которых мы никогда не
    встречали, о природе дальних стран, которую мы
    никогда не видели. Позволяет увидеть в знакомых
    для нас вещах что-то необычное, чего мы никогда
    раньше не замечали. А помогают об этом рассказать
    интересные, удивительные люди. Это поэты,
    музыканты, художники. Они всё видят, замечают,
    запоминают, а потом передают то, что их радует или
    печалит, удивляет или вызывает восторг в
    произведениях искусства. Поэты – в стихах,
    композиторы – в музыке, а художники – в картинах,
    рисунках.

    - Сегодня мы познакомимся с вами с одним великим
    русским художником, который очень любил нашу
    родную природу, и свою любовь к ней он передавал в
    своих картинах. Звали его Исаак Ильич Левитан. Он
    написал очень много картин, посвящённых красоте
    родного края, в народе его даже прозвали “Певцом
    русской природы”, потому что он воспевал её
    красоту и неповторимость в свих произведениях.

    Я хочу вам рассказать секрет, который знают
    только художники. Когда на картине нарисована
    природа, то картина называется пейзаж, а
    художник, который рисует пейзажи называется пейзажистом.
    Поэтому И.И. Левитана и называют пейзажистом.
    Сейчас мы с вами познакомимся с одним из его
    пейзажей, который он назвал “Берёзовая роща”.

    (Воспитатель открывает репродукцию,
    даёт возможность детям полюбоваться ею)

    - Посмотрите, какая замечательная картина!
    что же на ней изображено? (Осень берёзки в лесу)

    - Какой же здесь нарисована осень? (Солнечной,
    золотой, нарядной, красивой)

    - Да, точь-в-точь такой, какую мы видели, когда
    ходили на прогулку в наш парк. А что там было
    похожего с той осенью, которую нарисовал
    художник? (Также светило солнышко, красовались
    золотые берёзки с белыми стволами)

    - А как вы думаете, о чём хотел рассказать нам
    художник? (О золотой осени, о красавицах –
    белоствольных берёзках)

    - А какое настроение вызывает у вас эта картина?
    (Весёлое, светлое, праздничное, радостное) Почему?

    - А как вы думаете, какое настроение было у
    художника, когда он рисовал эту картину?

    - Да, художник очень радовался, увидев эту
    красоту. Он восхищался ею, почувствовал это
    праздничное настроение, эти нарядные краски
    осени и захотел рассказать об этой радости и
    своём восхищении осенней красотой нам. Он как
    будто говорит нам: “Посмотрите, какая славная
    осень!”.

    - А с помощью каких красок художник передал своё
    восхищение, радость, восторг? Сколько цветов
    увидел художник в осенней берёзовой роще?
    Назовите их.

    - Посмотрите внимательно, что художник
    нарисовал на переднем плане, ближе к нам? (Высокие
    берёзовые стволы без верхушек)

    - Да, мы видим только берёзовые стволы и нижние
    каскады золотой листвы, а верхушки берёз как
    будто не вошли в картину и неба совсем не видно.
    Как же вы догадались, что картина солнечная? (На
    траве видны тени от берёз и между листочками как
    будто прыгают солнечные зайчики)

    - В картине художник изобразил совсем небольшое
    пространство. Этим он, наверное, хотел показать
    нам, как красив даже небольшой кусочек берёзовой
    рощи осенью. А ещё, он как будто приглашает нас
    прогуляться между осенних берёзок и насладиться
    тёплым осенним днём. Посмотрите, берёзы такие
    высокие, как будто мы оказались прямо там, в роще,
    среди их белых стволов. Давайте с вами
    представим, что мы попали прямо в картину.

    (Воспитатель включает музыку
    П.И.Чайковского “Осенняя песнь”, дети слушают
    музыку и любуются картиной)

    - Что же вы представили, почувствовали,
    услышали? (Дети рассказывают о своих
    впечатлениях, чувствах)

    - А я услышала шелест маленьких листочков,
    лесные звуки, щебетанье птиц, почувствовала
    приятные запахи осенней травы и грибов.
    Солнечные лучики приятно согревали меня, и мне
    очень захотелось обнять одну из этих тёплых
    берёз и прижаться к её коре щекой, вдохнуть её
    аромат.



    - А почувствовали ли вы тишину? Что вы услышали?

    - А как вы думаете, было ли там какое-то движение?

    - Там было тихо-тихо, неподвижно, лишь лёгкий
    ветерок слегка шелестел листочками, очень
    спокойно и приятно.

    - А как вы думаете, та музыка, которую вы слышали,
    передавала настроение художника? Какая она была?
    (Плавная, спокойная, мелодичная, немного
    грустная)

    - Композитор, как будто тоже увидел эту картину
    и отразил прекрасную золотую осень в своей
    музыке. Она была такая же светлая, прозрачная,
    мелодичная и немного печальная, как эти
    удивительно красивые берёзки.

    - А сейчас послушайте, как рассказал о берёзке
    поэт:

    Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
    Над речушкой берёзка листвой шелестит.
    Только ветер играет в косах длинных листвы,
    Только звёзды мигают ночью ей с высоты.

    Рано утром встаёт она солнце встречать,
    Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
    И, наверно, на свете нет берёзы родней,
    Ведь берёзка – частица России моей.

    - Передаёт ли это стихотворение образ тех
    берёзок, которые изобразил художник? С помощью
    каких слов?

    - Как относится поэт к берёзке?

    - Почему поэт сравнивает ветви берёзы с
    длинными косами?

    - Вот видите, и художник, и композитор, и поэт
    по-разному, но удивительно красиво рассказали
    нам о красоте русской природы, о красавице
    берёзке.

    - А давайте и мы каждый по-своему изобразим
    берёзку. Передадим своё восхищение ею с помощью
    “языка” тела. Превратимся в стройную русскую
    белоствольную красавицу.

    (Дети под музыку П.И.Чайковского идентифицируют
    себя с берёзкой с помощью игры-имитации.
    Воспитатель восхищается разными “берёзками”, у
    каждой находит что-то неповторимое)

    - Что вам понравилось сегодня на занятии?

    - О чём нам рассказал художник И.И.Левитан в
    своей картине?

    - Художник назвал эту картину “Берёзовая
    роща”, а вы как бы её назвали?

    - А хотели бы вы нарисовать свою картину? Какой
    бы вы нарисовали берёзку? Как бы назвали свою
    картину?

    - На следующем занятии мы с вами тоже будем
    художниками и нарисуем свою осеннюю берёзку.


    3. Занятие по изобразительной
    деятельности “Как берёзка меняет причёску”

    Тип: на тему.

    Вид:

    предметное.

    Программное содержание

    .

    1. Изобразительные задачи

    : учить передавать в
    рисунке характерные особенности берёзы (белый
    ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветви,
    лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.

    2. Технические задачи: у

    чить правильным
    способам действия полусухой, жёсткой кистью
    (приём “тычка”) для изображения листвы;
    продолжать учить лёгкому прикосновению кисти к
    листу при изображении тонких веток.

    3. Воспитательные задачи:

    вызвать
    эмоционально-положительное отношение к берёзе,
    желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

    4. Творческие задачи

    : предложить
    самостоятельно создать образ своей берёзки,
    смешивать краски для получения нужного оттенка;
    выбрать понравившийся цвет, размер, форму листа.

    Оборудование:

    фонограмма русск. нар. песни в
    обработке Н.А.Римского-Корсакова “Во поле берёза
    стояла”, репродукция картины И.И.Левитана
    “Берёзовая роща”.

    Материалы для детей:

    листы плотной бумаги
    разного цвета, размера, формы; гуашевые краски,
    жёсткие клеевые кисти, беличьи кисти №3, палитра,
    маленькие листочки белой бумаги (для пробы).

    Подготовительная работа:

    любование берёзкой во время прогулки в парк;
    выделение её характерных особенностей (белый
    ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветви,
    лёгкая крона, жёлто-коричневая окраска осенней
    листвы);

  • рассматривание репродукции картины
    И.И.Левитана “Берёзовая роща”.
  • Ход занятия

    I часть

    (Дети садятся в полукруг. Звучит русск.
    нар. песня в обработке Н.А.Римского-Корсакова “Во
    поле берёза стояла”)

    - Дети, вы узнали эту мелодию? О чём она? Как
    она называется?

    - Да, это русская народная. песня “Во поле
    берёза стояла”.

    - Это дерево настолько любимо нашим народом, что
    про него с самых древних времён и до наших дней
    слагают песни, стихи, пословицы, поговорки. А как
    вы думаете, почему?

    - Потому что берёза – это дерево, которое
    символизирует нашу Родину. У каждого жителя
    земли есть своя Родина – то место, где он родился
    и живёт. Когда жители Африки произносят слово
    “родина”, они представляют пальмы и пустыни,
    жители Египта – пирамиды, а многие жители нашей
    страны, думая о Родине, вспоминают её
    неповторимую природу, белый зимний снег и,
    конечно же, русскую берёзку.

    - Берёза – это очень красивое и необычное
    дерево. А чем оно необычно? (Белый ствол с
    чёрными пятнами)

    - Да, это единственное дерево на земле, которое
    имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют
    белоствольной, а белую кору берёзы – берестой.
    Береста – это защитный покров дерева. Но в белой
    бересте есть своеобразные отдушины – довольно
    крупные чёрные пятна и чёрточки, идущие по
    стволу. Это – чечевички, через них берёза
    дышит. Мало того, эти чёрные чёрточки – чечевички
    являются и своеобразным украшением. Вспомните, с
    кем мы сравнивали берёзку? (С девочкой в белом
    платьице в чёрный горошек)

    - Без этих “горошинок” берёзовое “платье” не
    было бы таким нарядным.

    - В народе берёзу часто сравнивают с девицей. А
    почему?

    - Сегодня я вас познакомлю ещё с одним
    стихотворением о берёзке, которое написала
    детская поэтесса И.Токмакова:

    Если б дали берёзе расчёску,
    Изменила б берёза причёску:
    В речку, как в зеркало, глядя,
    Расчесала б кудрявые пряди,
    И вошло б у неё в привычку
    По утрам заплетать косичку.

    - С кем сравнивает поэтесса берёзку?

    - А что за кудрявые пряди нужно расчёсывать
    берёзке? (Ветви) А почему, ветви сравниваются
    с кудрявыми прядями? (Они длинные, тонкие,
    волнистые, плавно спускающиеся вниз, как
    распущенные волосы девушки)

    - А как вы думаете, какие чувства автор
    стихотворения испытывает к берёзке?

    - Многие поэты, писатели, музыканты и художники
    передавали в своём творчестве красоту этого
    дерева и свою любовь к нему. А на какой картине
    русский художник И.И.Левитан изобразил берёзки? (“Берёзовая
    роща”)

    (Воспитатель показывает картину)

    - Давайте ещё раз полюбуемся этим
    произведением.

    - А хотите ли вы изобразить это прекрасное и
    удивительно красивое дерево в осеннем наряде?

    - А каким цветом вы будете изображать ствол
    берёзы? Какие краски используете для изображения
    осенней листвы?

    - Если сравнивать берёзу с девочкой, то её
    осеннюю “причёску” можно сравнить с копной
    рыжих кудрявых волос. Вот мы и нарисуем, как наша
    берёзка меняет причёску. А из рисунков мы оформим
    выставку к “Дню осеннего дерева”. Вы согласны?

    II часть

    Дети садятся за мольберты и приступают к
    работе. Воспитатель показывает приёмы рисования
    берёзы белой гуашевой краской, учит рисовать
    тонкие ветки кончиком кисти, лёгким
    прикосновением к бумаге; знакомит с приёмом
    “тычка” для изображения листвы и чёрных штрихов
    на стволе берёзы (полусухой, жёсткой кистью);
    побуждает детей вносить в рисунок
    дополнительные детали. Дети работают под
    музыкальное сопровождение соответствующего
    характера.

    III часть

    Работы детей вставляются в рамки, из них
    организовывается выставка.

    Посмотрите, как
    много чудесных осенних берёз. Целая берёзовая
    рощица получилась. А посмотрите, какие они все
    разные: и старые толстые берёзы, и совсем юные,
    тонкие берёзки. Эта склонилась на осеннем ветру,
    а у той роскошная густая причёска рыжего цвета.

    - А давайте каждый из вас изобразит ту берёзку,
    которую нарисовал. Представьте, что
    девочки-берёзки встали в хоровод. Как бы они
    побежали по лесной полянке?

    Под мелодию “Во поле берёза стояла”
    дети имитируют каждый свою берёзку.




    Следующий: