Что такое бродячий сюжет? Как подобные сюжеты…

Что такое бродячий сюжет? Как подобные сюжеты проявляют себя в литературе?

  • Полностью согласна с А-строй. Почти вся лит-ра основывается на бродячих сюжетах
  • ВСе вышеперешисленное плюс — Б. С. характерен больше для фольклора. На то он и «бродячий». В литературе авторской он обычно называется «готовым», насколько я помню.
  • СЮЖЕТЫ БРОДЯЧИЕ — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Бродячие сюжеты бывают настолько устойчивы, что на всем пути остаются почти неизменным; варианты же их, возникающие в зависимости от бытования сюжета в различных странах, дают возможность определить, путем сличения их, всю историю возникновения каждого сюжета.Если взять все индоевропейские мифы и сказания, но можно выделить несколько так называемях «бродячих» сюжетов, которые с небольшой разницей проявляются вновь и вновь у разных народов. Непример сюжет о Золушке. В какой стране нет сказки о всеми обижаемой сиротке, которая в итоге бывает вознаграждена за свое доброе сердце? Перечислю небольшую часть наиболее известных: «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», «Золушка». Разница в этих сказках есть, но смысл один и тот же.Самые типовые бродячие сюжеты — борьба за власть, любовные трагедии, супружеская неверность, тема «отцов и детей», притчи, подвиг и т. д.
  • Сюжеты бродячие — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Сюжет данного произведения, порой даже его фабула, бывает настолько устойчив, что на всем пути остается почти неизменным; варианты же его, возникающие в зависимости от бытования сюжета в различных странах, дают возможность определить, путем сличения их, всю историю бродячих сюжетов (Употребление терминов «сюжет» и «фабула» применительно к бродячих сюжетов закреплено в литературоведении А. Веселовским и сохраняется в этой статье в тех же значениях) . Таковы бродячие сюжеты рассказов и притч из сборников «Панчатантра» («Калила и Димна») , «Деяния римские» , «Тысяча и одна ночь» , басен Эзопа, отдельных сказок, легенд, преданий и пр. В течение тысячелетий они не утрачивают единства структуры, обрастая, однако, на своем пути все новыми и новыми вариантами. Свойственные отдельным странам различия социально-экономического строя, языка, национальности, быта, культуры, религии кладут свой отпечаток на данный бродячий сюжет, но не изменяют его целиком. Примером преимущественно книжной передачи бродячих сюжетов могут служить сюжеты в сборнике «Панчатантра» ; они переносятся, как было установлено, с Востока на Запад и, преодолевая века и пространства, доходят до наших дней. Так обр. даже при письменной передаче круг взаимовлияний, бытований и распространений бродячих сюжетов может быть почти бесконечным. Примеры устной передачи бродячих сюжетов мы видим в новелле (фабльо) и сказке. Особенно типичные примеры бытования бродячих сюжетов дает сказка . Такова напр. русская сказка о Шемякином суде, родиной которой (согласно исследованиям) является Восток, а именно Индия, и параллели которой можно видеть в тибетском сказании, в сказке о каирском купце, в современных персидских сказках, в итальянских новеллах Джовании Серкамби, в английских стихах о водовозе Бусотто и т. д. Так же прочны бродячие сюжеты и в баснях, но здесь преобладает письменная передача. Обычно бродячие сюжеты каталогизируются двумя способами. Одни исследователи кладут в основу каталога какой-либо особенно популярный сборник сказок («Сказки бр. Гримм» ) или новелл («Декамерон») , подбирая к нему параллели. Другие распределяют бродячие сюжеты по определенным тематическим рубрикам, выделяя напр. следующие типы С. б. : героические, повествующие гл. обр. о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр. ; таков напр. бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр. ; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков напр. бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр. ; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр. ; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые) ; таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и пр. Разумеется, оба способа классификации бродячих сюжетов в равной мере условны. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1511.htmhttp://www.bestreferat.ru/referat-74244.html Ж. Польти предложил 36 сюжетов, к которым сводятся известные пьесы. Многочисленные попытки дополнить этот список, только подтвердили верность исходной классификации основных (или бродячих) сюжетов, а именно: Мольба Спасение Месть, преследующая преступление Месть, близкому за близкого Затравленный Внезапное несчастье Жертва кого-нибудь Бунт Отважная попытка Похищени



Следующий: