Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры речи учащихся


Среди равноправных предметов учебного плана
особое место занимает литература. Она ведет в мир
художественных образов, в мир прекрасного, но она
- учебный предмет, требующий постоянного,
систематического, увлекательного, а порой и
очень нелегкого учебного труда. Нередко мы
слышим упреки: школьник увлечен чтением, но не
любит уроки литературы. Иногда это объясняется
тем, что более развитому, опережающему свой класс
школьнику скучно на занятиях. А кроме того,
большая разница — читать для собственного
удовольствия, закрывать книгу, когда вздумается,
и обязанность прочитать хотя бы и очень хорошую
книгу точно к указанному сроку, и не просто
прочитать, а работать над ней, имея в перспективе
положительную или отрицательную оценку. К тому
же программа предлагает, особенно в старших
классах, сложные произведения, изучение которых
требует напряженного внимания, серьезных
размышлений и, главное, глубоких переживаний. Но,
как известно, чувству не прикажешь, и учитель не
может потребовать сопереживания при чтении, как
может он требовать решения чисто
интеллектуальных задач. В этом объективные
трудности преподавания литературы.



Однако без воздействия на эстетические и
нравственные чувства школьников нельзя успешно
преподавать литературу. Главная задача ее
изучения — нравственное воспитание школьников,
теснейшим образом связанное с воспитанием
эстетическим и общественно — политическим.

Работая в старших классах и в среднем звене,
видела недоработки начальной школы; поэтому
хотелось кое-что изменить в программе, научить и
понимать текст, и владеть устной и письменной
речью.

Мне повезло, получила хороших учеников из
начальной школы, но многое не получалось. Ребята
пересказывали прочитанное, но выделить главную
мысль могли не все, не всегда понимали мои
вопросы и, что самое главное, не все читали и
любили читать. Положение стало меняться к концу
года.

Следующий год я начала с того, что на целый
месяц вперед писала на доске темы уроков, а
ребята в дневник те произведения, которые мы
будем изучать. Естественно, что все ученики были
записаны не только в школьную, но и в сельскую
библиотеки. И родители помогли: они
ксерокопировали тексты произведений, которые
трудно было достать (например, стихотворения
русских и советских поэтов, выбранные для
анализа в классе).

С первых уроков литературы в 6 классе
практически не было таких учеников, кто приходил
неподготовленным.

В планировании Аркина мне понравились
викторины «Узнай автора», я их немного
изменила. Выбирала описания природы,
распечатывала и предлагала ребятам методом от
противного определить автора. Ведь не секрет, что
описания природы, встречающиеся в произведениях,
дети пропускают.

ТЕКСТ № 1

С самого утра перепадал мелкий дождик,
сменяемый по временам теплым солнечным сиянием:
была непостоянная погода. Небо то все
заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг
местами расчищалось на мгновенье, и тогда из — за
раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и
ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел
кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей
головой, по одному их шуму можно было узнать,
какое тогда стояло время года. То был не веселый,
смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не
долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье
поздней осени, а едва слышная, дремотная
болтовня.

ТЕКСТ № 2

Я никогда не мог равнодушно видеть не только
вырубленную рощу, но даже падение одного
большого подрубленного дерева: в этом падении
есть что — то невыразимо — грустное. Сначала
звонкие удары топора производят только легкое
сотрясение в древесном стволе, оно становится
сильнее с каждым ударом и переходит в общее
содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере
того как топор прохватывает до середины, звуки
становятся глубже, больнее, еще удар, последний:
дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит
вершиною, на несколько мгновений как будто
задумается, куда упасть, и начнет склоняться на
одну сторону, сначала медленно, тихо и потом, с
возрастающей быстротой и шумом, подобным шуму
сильного ветра, рухнет на землю!

ТЕКСТ № 3

Между тем он углублялся в чащу дерев, движением
и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь.
Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно
задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли
в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул
он маленькой лощины, со всех сторон окруженной
лесом; ручеек извивался молча около деревьев,
полуобнаженных осенью. Он остановился, сел на
холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее
стеснились в душе его: Сильно чувствовал он свое
одиночество. Будущее для него являлось покрытым
грозными тучами. < ...> Долго сидел он
неподвижно на том же месте, взирая на тихое
течение ручья, уносящего несколько поблеклых
листьев и живо представлявшего ему верное
подобие жизни — подобие столь обыкновенное.
Наконец заметил он, что начало смеркаться; он
встал и пошел искать дороги домой, но еще долго
блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на
тропинку, которая и привела его прямо к воротам
его дома.

С И. С. Тургеневым ребята были знакомы по
«Запискам охотника», читали «Дубровского», и с
Аксаковым встреча уже состоялась. Детям
предстояло найти описание Тургенева.

Второй текст отбросили сразу: Тургенев никогда
не будет описывать падающие деревья. Он любит
природу. Третий — тоже не Тургенева: писатель сам
заядлый охотник, он должен писать от первого
лица.

«Тургенев природу как бы пропускает через свое
сердце, поэтому тургеневское описание первое», -
сказала Вика.

Я обратила внимание на лексику. Практически
каждый урок мы записывали в наш словарик новые
слова и выражения, которые потом использовали в
устных ответах и сочинениях. Как изменилась речь
учащихся!

Хочу поделиться опытом и внеклассной работы с
книгой в старших классах. Прежде всего об уроках
внеклассного чтения.



Опыт лучших словесников подсказывает: работа
над произведениями современной русской
литературы становится особенно эффективной,
когда учитель проводит уроки внеклассного
чтения в системе, стараясь связать их с
программой литературного курса.

Продумывая собственную систему уроков
внеклассного чтения, я отбираю для чтения
произведения о нашей современности, учитываю
поставленные в них проблемы, силу
воспитательного воздействия, возрастные
особенности учеников, их читательские интересы,
а также возможности библиотеки поселка
Топканово, где находится наша школа.

Первая задача, которая встает перед учителем, -
организовать чтение рекомендуемых произведений
и критической литературы. В начале года мы вместе
с работниками библиотеки проверяем наличие
нужных книг. Книги эти по моей просьбе
сосредоточены в читальном зале. С годами
работниками библиотеки была подобрана
необходимая критическая литература. Подбором ее
они занимаются и сейчас, потому что знают, какие
произведения и на какие темы будут
рассматриваться на уроках, в том числе на уроках
внеклассного чтения и на читательских
конференциях.

Иногда я не жду, пока ребята придут в читальный
зал и там прочтут рекомендуемую книгу (время
работы читального зала ограничено, могут
возникнуть и другие неудобства): я приношу книги
в класс (работники библиотеки позволяют мне это
делать) и распределяю между учащимися. После того
как ученик прочтет книгу, он передаст ее другому.
Школьники могут и сами достать нужное
произведение, так как в литературном кабинете я
заранее вывешиваю список книг для внеклассного
чтения и по мере надобности вношу в него
необходимые коррективы. О том, как и что читают
мои воспитанники, я узнаю, проверяя их
литературные дневники.

Формы занятий могут быть разные: уроки -
беседы, семинары, уроки, на которых ученики
выступают с докладами. Тему урока и названия
произведений, которые будем разбирать, объявляю
за 2-3 недели, вывешиваю бюллетень с вопросами для
обсуждения. У нас удачно прошел урок
внеклассного чтения по повести А. Алексина » А
тем временем где-то» в 9 классе. После урока
учащиеся писали сочинения на темы: «Нет чужих
судеб», «И для людей ты не жалей огня души
своей», «Чтобы защитить человека, не надо
спрашивать его разрешения».

Особый эмоциональный настрой создается на
уроках внеклассного чтения по произведениям о
Великой Отечественной войне. Хорошо прошли в 9
классе уроки по повести Б. Васильева «А зори
здесь тихие:» Еще до урока и на самом уроке я
стремилась создать обстановку взволнованности,
приподнятости и в то же время простоты и
задушевности. Этому способствовало внешнее
убранство: на столе, покрытом красной скатертью,
первые весенние цветы, принесенные ребятами,
веточка березы или вербы — и музыкальное
оформление: до урока негромко звучали записи
песен о Великой Отечественной войне. Это занятие
я проводила накануне Дня Победы.

Вот что написали в своих работах ребята после
этого урока:

Осипова Катя:


«Любовь к Родине, верность гражданскому долгу,
чувство товарищества — вот основные черты,
присущие героям этой повести. Они глубоко
осознают и общий смысл борьбы, и свою личную
ответственность за судьбу страны, сознательно
идут на подвиг, на самопожертвование. Жизнь и
борьба во имя Родины неразделимы для них, героизм
- не минутная вспышка, а норма поведения,
мировоззрение. Таких людей нельзя победить.
Убить можно, а победить нельзя. Смертью смерть
поправ, они уходят в бессмертие.»

Храмцова Светлана:


«Эту повесть можно считать одним из
многочисленных венков славы, которые возлагают
потомки в знак безмерной благодарности за
спасенную Родину, сохраненную свободу. Слова
сердечной благодарности должны звучать не
только со страниц книг. Все наши дела,
направленные на возрождение Отчизны, — это и дань
памяти погибшим солдатам. Воздавая должное
памяти погибших, нельзя забывать об уже
немногочисленной когорте оставшихся в живых
ветеранов войны. Забота об их здоровье,
благополучии, рука помощи этим уже престарелым
людям, уважение к ним — вот то малое, его они ждут
от нас. Низкий поклон вам, ветераны Великой
Отечественной!»

Чтобы выступления учащихся на уроках
внеклассного чтения были продуманными,
глубокими, я заранее предлагаю дать
обстоятельный письменный ответ на один из
перечисленных в бюллетене вопросов. Готовясь,
ребята пользуются критической литературой,
заранее подобранной мной и работниками
библиотеки.

Таким образом, я имею возможность
проконтролировать подготовку учащихся к
занятию, приобщить их к работе с критической
литературой, способствовать развитию письменной
речи, проследить степень понимания той или иной
проблемы, что помогает мне в проведении урока. За
письменные ответы я ставлю предварительные
оценки, итоговые же выставляю после занятия, так
как в процессе живого обсуждения ученик может
изменить свою точку зрения или более полно
изложить суть проблемы.

Особо хочу сказать о проведении урока
внеклассного чтения, посвященного творчеству
современных русских поэтов, каждый из которых
по-своему интересен. За полгода до занятия я
распределила между учащимися темы. Каждый
готовился рассказать о творчестве выбранного им
или названного мной поэта. Я хотела, чтобы
выпускники почувствовали себя исследователями и
стремились поделиться с другими тем, что им стало
интересным и дорогим.

Для урока мы отвели два часа. Первое слово было
моим — о развитии современной русской поэзии.
Затем выступали ученики, рассказывали о ведущих
поэтах, анализировали их творчество, многие
стихи читали наизусть. Читала и я. Но не все
желающие успели выступить. И тогда мы решили
провести дополнительное занятие во внеурочное
время.

Меня радовали основательные выступления
одиннадцатиклассников: не сразу приходит это
умение. В 9 классе я тоже проводила с ними
внеклассное занятие по современной русской
поэзии. Но тогда ребята готовили одно — два
стихотворения. Сейчас они смогли на доступном им
уровне анализировать многие стихотворения,
приобретя за годы необходимые знания и опыт.

Любовь к книге, умение с ней работать, мы
воспитываем не только на уроках внеклассного
чтения. Я использую и многие другие формы работы.

В воспитании молодежи велика роль
периодической печати, которую нужно умело
подобрать и рекомендовать учащимся.

Мы с учащимися постоянно следим за материалами
журнала «Юность». Иногда я прихожу в класс с
одним из номеров, кратко знакомлю с его
содержанием, обращаю внимание ребят на
заинтересовавшее меня произведение. Большой
интерес проявляют учащиеся к номерам, где
печатаются произведения начинающих авторов.
Пропаганда журнала возымела свое действие.
Вскоре ребята сами стали предлагать для
обсуждения рассказы и повести, напечатанные в
«Юности».

Побуждению интереса к литературным
произведениям и их более глубокому осмыслению
способствуют посещения театров, просмотры
кинофильмов и телепередач. Я не мыслю знакомство
с драматургией А. Островского В 10 классе и М.
Горького в 11 классе без посещения театра. Но
поездка в театр должна быть продумана, связана с
изучаемым материалом, она должна способствовать
его осмыслению.

Кроме перечисленных форм работы, я провожу
пятиминутки современной поэзии в начале урока.
Обычно ребята читают наизусть стихи, знакомят
одноклассников с их автором. За хорошее
исполнение ставлю оценки. Читают стихи известных
поэтов нашей области и района.

У моих учеников есть записные книжки, так
называемые «читательские дневники», куда они
переписывают полюбившиеся стихи. Пробуют они и
сами писать. Из лучшего, что было ребятами
написано, мы подготовили поэтическую страницу в
нашей школьной стенгазете.

Литературные вечера, которые я провожу вместе с
ребятами, посещающими литературно — театральную
студию «Эльф», руководителем которой я являюсь,
- хорошее средство пропаганды литературы среди
учащихся школы. Студией были проведены вечера,
посвященные творчеству В. Высоцкого, В. Шукшина,
М. Цветаевой, А.Ахматовой и др.

Отдельно хочу сказать о беседах, которые
готовят и проводят старшеклассники. Этому я
стала учить ребят с 5 класса. Сначала я проводила
беседы сама, как делаю и сейчас в ответственных
случаях, затем постепенно привлекала в качестве
участников отдельных учащихся. Вскоре стала
давать им темы для самостоятельных выступлений.
К 9 классу самостоятельно готовил и проводил
почти каждый мой ученик.

Уроки — беседы должны помочь учителю сделать
внеклассное чтение ребят систематическим. Они не
только пропагандируют лучшие произведения, но и
учат сознательно читать, разбираться в
художественной ценности книги, любить книгу. На
таких уроках учащиеся приобретают опыт в умении
размышлять, делать выводы.

Много бесед мы проводили и об искусстве (я
преподаю и МХК), например, о творчестве В. Шукшина,
актрисы Н. Сазоновой, композитора А. Пахмутовой,
художника Шилова.

И, наконец, хочу поделиться своей самой большой
радостью: в конце года ребята выпускают
книгу-альбом.

Путь к этим книгам был труден. После каждой темы
ребята писали классные сочинения. За год мы
написали одиннадцать работ, и каждый раз на выбор
предлагалось три — четыре темы.



После того, как работы были проверены и ребята
получили заслуженные оценки, решили составить
книгу. Нашлись ученики, которые набирали
сочинения на компьютере, художники оформили
титульные листы, классные фотографы
сфотографировали ребят. Единственное, о чем
просили ребята, так это печатать сочинения без
стилистической правки: «Через несколько лет
будет интересно посмотреть, какими мы были:»

Результат такой работы на лицо. Ребята стали
больше читать, в основном классику, научились
вести дискуссию, изменилась речь, исчезли из
лексикона вульгаризмы.

Пропаганда книги — дело трудное, требует
больших усилий, заставляет учителя работать над
собой. Ощутимых результатов она сразу не
приносит. Но желание видеть своих воспитанников
культурными, всесторонне образованными людьми
побуждает вести пропаганду книги увлекательно,
разнообразно и основательно.




Следующий: