Читательская конференция Всем воевавшим, живым и мертвым, посвящается…

Оформление конференции

Выставка книг о войне:

  • Б. Васильев “А зори здесь тихие”,
  • В. Быков “Повести”,
  • А. Адамович, Д. Гранин “Блокадная книга”,
  • К. Воробьев “Это мы, господи”, “Убиты под
    Москвой”,
  • В. Некрасов “В окопах Сталинграда”,
  • Ю. Бондарев “Повести”,
  • В. Кондратьев “Отпуск по ранению”,
    “Селижаровский тракт”, “Сашка”.

(Выставку можно оформить любыми произведениями
о Великой Отечественной войне).


Ход мероприятия

На доске портрет писателя В.Л. Кондратьева,
иллюстрации к повести “Сашка”.

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг,
И смерть опять проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год.
И вмерзшая в снега пехота.
Неизвестный автор, фронтовик.

Ведущий конференции.

Чем дальше уходит от нас
Великая Отечественная война, тем больше осознаем
мы значимость народного подвига. И тем больше –
страшную цену победы. Первое послевоенное
сообщение об итогах войны: семь миллионов
погибших. Потом мы узнаем другую цифру: 20
миллионов. И последние официальные данные: 27
миллионов. А сколько искалеченных, сколько
изломанных жизней, сколько несостоявшихся
счастий, сколько нерожденных детей, сколько мук
материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна
была плата за спасение Отечества.

Об этом написано огромное количество романов,
повестей, статей, очерков, воспоминаний
полководцев и рядовых участников той далекой для
нас войны.

Сегодня мы познакомимся с автором,
рассказавшем о том, что представляла собой жизнь
на войне. Это Вячеслав Леонидович Кондратьев. В
своей повести “Сашка” писатель показывает нам
военную жизнь, которая, естественно, включала в
себя бои, но не они составляют главную ее часть. А
главное – неимоверно трудный повседневный быт
войны.

В повести “Сашка”, по словам критика Игоря
Дедкова, Кондратьев выразил то, что можно было бы
назвать глубочайшим сущностным трагическим
прозаизмом войны.

Выступление ученика о писателе.

Вячеслав Леонидович Кондратьев по профессии
художник-оформитель. В 1939 году с первого курса
вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. В
декабре 1941 после многочисленных рапортов
Кондратьев в числе 50 младших командиров
отправляется на фронт. На переломе от зимы к
весне 1942 года он подо Ржевом. Уже в первую неделю
был помком взвода, командиром взвода, принял роту
убитого командира, а после пополнения – снова
взвод. Потом новые бои, тяжелые, неудачные. Подо
Ржевом получил ранение и медаль “За отвагу”.
После отпуска по ранению – снова фронт, служба в
железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943
года – тяжелое ранение, полгода в госпитале,
потом инвалидность. В марте 1944 вернулся в Москву,
где и встретил Победу.

Дорога в мирную жизнь началась с труда. Нужно
было зарабатывать: инвалидная пенсия маленькая.
Пришлось вспомнить о профессии
художника-оформителя…

Выступление ученика об истории создания
повести.

В немолодые уже годы (ему было за 50) Кондратьев
взялся за повесть о войне. Об этом он скажет:
“Видимо подошли лета, пришла зрелость, а вместе с
нею и ясное понимание, что война-то – это самое
главное, что было у меня в жизни”. Кондратьев
начал разыскивать бывших однополчан, но никого
не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он
один. Значит, он должен, обязан рассказать обо
всем, что пережил на войне. Кондратьев
вспоминает: “Поехал весной 62-го под Ржев.
Протопал 20 километров пехом до самой своей
бывшей передовой, увидел эту истерзанную, всю
испещренную воронками ржевскую землю, на которой
валялись еще и ржавые пробитые каски, и
солдатские котелки… торчали еще оперения
неразорвавшихся мин, увидел – это было самым
стремным – незахороненные останки тех, кто
воевал здесь, может быть, тех, кого знал. С кем
хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем
жался в одном шалашике при минном обстреле, и
меня это пронзило: об этом писать можно только
строгую правду, иначе это будет просто
безнравственно”.

Именно здесь, около местечка Овсянниково и
родился сюжет повести “Сашка”, которая сразу
выдвинула Кондратьева в ряд ведущих писателей
фронтового поколения, для каждого из которых
война была своя. Там, у Овсянниковского оврага, в
роще, в поле шла “малая война”, и исход
“большой” войны зависел от исхода множества
этих “малых”, от того, как действовал и понимал
свой долг каждый солдат, каждый офицер.

Бои под Ржевом были страшными, изнурительными,
с огромными человеческими потерями.

Выступление ученика. Из воспоминаний маршалов
Жукова и Рокоссовского.

В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в
которые трудно поверить. За каждым из них –
жестокая правда, предрешенная гибель людей: в
период наступления устанавливается норма
paсходов боеприпасов 1-2 выстрела в сутки на
орудие! Потому огромные потери. Войска
переутом-лены, ослаблены. Командование просит
остановить невозможное в таких условиях
наступление, разрешить закрепиться на
достигнутых рубежах. Но директивой от 20 марта 1942
года Верховный Главнокомандующий отклонил эту
просьбу, потребовав энергичного наступления. В
конце марта – начале апреля фронты Западного
направления пытались выполнить этот приказ –
разгромить ржево-вяземскую группировку врага.
Сделать это было нереально. Жуков пишет, что
“усилия по понятным причинам оказались
безрезультатными”, добавляет: только после
этого Ставка была вынуждена принять предложение
о переходе к обороне на этой линии.



Рокоссовский тоже рассказал о страшной
тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом
направлении, в том числе и подо Ржевом: “В полках
и дивизиях не хватало солдат, пулеметов,
минометов, артиллерий, боеприпасов, танков
остались единицы… Парадокс: сильнейший
обороняется, а более слабый наступает. Причем в
наших условиях, по пояс в снегу”.

Ведущий.

Мысленно перенесемся в то время и на
ту землю, о которых узнали из воспоминаний
военачальников и прочли в повести “Сашка”.
Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так:
“Всем павшим подо Ржевом – живым и мертвым
посвящена эта повесть”. Насколько она
автобиографична?

Наверное, это неважно. Судьба автора во многом
сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых
товарищей. Насколько важна правда факта,
документальность в его произведении? Наверное, и
это не главное. А главное, как писал Виктор
Некрасов: даже не “так было”, а “не могло быть не
так”.

Вопросы для обсуждения повести “Сашка”.

  1. Как изображается война в повести?
  2. Как автор представляет читателю своего героя?
  3. Какие события из фронтовой Сашкиной жизни
    показывает автор? Почему?
  4. В одной из рецензий на повесть сказано, что
    Кондратьев провел своего героя через испытания
    властью, любовью и дружбой. Так ли это? Как
    выдержал Сашка эти испытания?

* Пересказ эпизода пленения немца.

  • Почему Сашка не подчиняется приказу? Как
    расценивать этот его поступок?
  • Какова роль эпизодического героя, связного
    комбата Толика?
  • Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата
    отменить приказ о расстреле пленного?

Ведущий.

Война не убивает в Сашке
человеческое, а даже обостряет жажду жить,
любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?
Достойна ли она осуждения за то, что предала их с
Сашкой любовь, изменила ему?

  • Рассказать историю краткой фронтовой дружбы
    Сашки с лейтенантом Володей. Как проявляет себя
    Сашка во время этой дружбы? Осуждаем мы его за
    этот поступок или нет?

Ведущий.

“Надо, Сашок. Понимаешь, надо”, –
говорил Сашке ротный “перед тем, как приказать
что-нибудь”, “хлопал Сашку по плечу. И Сашка
понимал – надо, и делал все, что приказано, как
следует”. Категорическое “надо” в некотором
смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо –
и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать.
Но Сашка, подчиняясь этому “надо”, думает и
действует “сверх” надобного: что-то
неистребимое в нем самом заставляет его это
делать. В каких эпизодах повести мы это видим?

В этом “сверх надо” словно слышит Сашка в
самом себе никем не произносимое, но отчетливое,
неумолимое повеление: не стреляй, возвращайся,
поведи санитаров!

Или это командует совесть? Но иная совесть
может не скомандовать – и уверенно докажет, что
чиста”.

Почему Сашка так поступает? Какая у него
совесть? И бывает ли две совести?

Сашка – открытие Кондратьева. Пытливый ум и
простодушие, жизнестойкость и деятельная
доброта, скромность и чувство собственного
достоинства – все это соединилось в герое.
Кондратьев открыл характер человека из народной
гущи, сформированный своим временем и
воплотивший лучшие черты этого времени.
“История Сашки – это история человека,
оказавшегося в самое трудное время в самом
трудном месте на самой трудной должности –
солдатской”. “Не прочитай я “Сашку”, мне
чего-то не хватало бы не в литературе, а
просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня
появился еще один друг, полюбившийся человек”, –
писал К. Симонов. А что для вас,
шестнадцатилетних, значит Сашка, ведь по
возрасту он близок вам?

Эта обыденная, страшная, святая и грешная,
полная боли и памяти правда солдатской жизни в
повести очень важна для Кондратьева. Именно ради
нее привел он нас к Овсянниковскому оврагу, к
заснеженной насквозь простреливаемой роще, где
воюют лейтенант и его рота – 16 человек.

Трудно складывалась послевоенная жизнь
писателя Кондратьева. Особенно нелегко ему было,
как, впрочем, и другим писателям-фронтовикам,
когда в нашу страну пришло перестроечное время.
Не мог он принять абсурды и ужасы той поры.
Кондратьева страшно возмущал творящийся разгул,
бессмысленное насилие и убийства ни в чем не
повинных мирных жителей, женщин и детей. Он писал:
“Я просто больше не могу глядеть на те пляски
смерти, которые вижу каждый день. Не могу!” 23
сентября 1993 года жизнь Кондратьева трагически
оборвалась.




Следующий: