Читательская конференция в 8-м классе по теме: «Подросток в повести Г. Михасенко Милый Эп»

Читательскую конференцию по повести братского
писателя Г.П. Михасенко мы провели накануне его
дня рождения. Это была дань уважения творчеству
земляка, покорившего миллионы ребячьих сердец. В
наше нелегкое время, когда многие нравственные
ценности подвергаются переоценке, когда
разрываются связи между родителями и детьми,
куда-то исчезают понятия “совесть”, “добро”,
“милосердие”, когда товарно-денежные отношения
переносятся н взаимоотношения людей – так важно
встретиться нашим ребятам со своими
сверстниками 70-х годов, сравнить прошлое и
настоящее, “пропустить” через себя героев, их
переживания, что-то почувствовать, а возможно, и
изменить внутри себя.

Я пишу только для детей, и в этом
моя особенность,
и этим я могу быть интересен людям.

Г.П.
Михасенко

Я сказке верю! Сам я – сказка!
Я в замысел так ухожу,
Что, вдруг опомнившись, с опаской
На мир всамделишный гляжу.
И думаю, властитель слова,
С какой же правда стороны?
И постигаю вновь и снова,
Что обе правды мне нужны.

Г.П. Михасенко

Слово библиотекаря.

Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля
1936 года в г. Славгороде Алтайского края в семье
кадрового военнослужащего. В начале Великой
Отечественной войны отец ушел на фронт, а мать с
сыном перебралась в деревню Кандаурово
Новосибирской области. Здесь прошло детство,
опаленное войной, здесь происходили те события, о
которых позднее расскажет Михасенко в
автобиографической повести “Кандаурские
мальчишки”.

После войны семья переезжает в Нвосибирск,
радуясь, что отец вернулся со страшной войны. В 1954
году Геннадий поступает учиться в Новосибирский
инженерно-строительный институт на
гидротехнический факультет, одновременно
участвует в семинарах молодых авторов,
проводимых Новосибирской писательской
организацией. В это время у него возник замысел
книги “Кандаурские мальчишки”, которая
принесла писателю широкую союзную известность.

Побывав на строительстве Братской ГЭС во время
преддипломной производственной практики,
Михасенко попросился после учебы в институте
сюда на постоянную работу. Так в 1956 году на
грандиозной стройке века появился молодой
инженер-проектировщик.

Здесь окрепло его перо, здесь он стал
профессиональным писателем, прибавив к
техническому образованию еще и Высшие
литературные курсы.

Его первыми советчиками были опытные
литераторы: Евгений Иванов, Сергей Залыгин,
молодой поэт Илья Фоняков. Первой книгой
Михасенко стал сборник стихов для детей
“Фантезеры” — нехитрые поучительные истории из
мальчишеской жизни. Потребность высказать свое
заветное через стихи сохранится на всю жизнь.
Яркий дар стихотворца Михасенко использовал при
написании уникальной книги “Азбука Братска”, в
которой на каждую букву русского алфавита
написаны стихи о словах, характеризующих историю
Братска.

Чистый свет детства излучают книги Геннадия
Михасенко “Неугомонные бездельники”, “В союзе
с Аристотелем”, “Пятая четверть, или Гость
Падунского Геракла”, “Тирлямы в подземном
королевстве”, “Милый Эп”, “Я дружу с Бабой
Ягой”, “Остров Тэнга”, “Ау, Завьялова”,
“Гладиатор дед Сергей”, “Земленыр, или Каскад
приключений”.

Когда Геннадий Павлович умер, то Братск воздал
ему должное. На могиле установили хороший
памятник с надписью Жени Ковалевой “Он не умер –
он ушел в зарю!” две библиотеки – в Падуне и
Вихоревке — получили имя писателя. Братский
кукольный театр стал называться “Тирлямы” — это
сказочный герой книги Геннадия, Павловича. На
доме, где жил писатель установлена памятная
доска…” (Владимир Монахов).

Чистый свет детства продолжает жить в самом
писателе. Не случайно много в его книгах
почерпнуто из собственной биографии.
Автобиографичность не скрывается Геннадием
Павловичем, прямое свидетельство тому
посвящения, предпосылаемые книгам: то друзьям
детства, то брату, жене, то друзьям отрочества, то
сыновьям.

Светлое мировосприятие детства главного героя
Аскольда Эпова становится главным леймотивом
повести “Милый Эп”.

Группа филологов.

  • С чего начинается повествование?
  • Идет урок английского языка, главного героя
    учительница Светлана Петровна “неожиданно”
    вызывает к доске. Эпов хорошо занимается по
    математике, физике, химии, но с английским у него
    проблемы. Класс дружно помогает Эпу, но
    безуспешно. Двойка поставлена! “Это уже
    попахивало двойкой за четверть, а то и за год…”
  • Почему настроение героя перекликается с
    описанием майского снегопада?
  • Чувства обиды на учительницу, на самого себя
    поднимают бурю в душе Аскольда, которая созвучна
    описанию “снежной мишуры” за дверью школы.
  • Что вы можете сказать о главном герое, каковы
    ваши представления о нем в начале повести?
  • Это 15-летний подросток, учится в 8 классе, умный,
    способный, думающий, реально смотрит на мир, а в
    душе лирик и романтик. В кармане пиджака носит
    “свой давний талисманчик – бочонок от лото
    номер 81”.
  • Он воспитывается в благополучной семье: отец
    работает инженером-строителем, мама – врачом. Эп
    – единственный ребенок в семье, но не эгоист. Он
    переживает, что отца могут посадить в тюрьму
    из-за трещины в железобетоне.
  • У Эпа чуткая душа, ему не по себе из-за того, что
    обозвал учительницу. Он идет к ней домой, чтоб
    извиниться, и встречается с ее младшей сестрой
    Валей Снегиревой.
  • Как вы понимаете слова: “Я собирался к
    учительнице, как в церковь”?
  • Чувства вины не дает покоя Эпу, он,
    вдохновленный, идет извиняться за свой
    проступок.
  • Необычным стало извинение. Оно прозвучало по
    радио, обе сестры его услышали, а младшая, Валя,
    сказала при встрече Аскольду: “Я бы даже нарочно
    согласилась, чтобы меня обидели, а потом чтобы
    вот так извинялись – на всю вселенную! Или бы
    объяснились в любви!”
  • Как складывались отношения Эпа с девочками?
  • Аскольд стесняется своего высокого роста,
    непривлекательной внешности, вот так он говорит
    о себе: “Гадкий утенок, превращающийся в
    лебедя”.
  • Как Валя помогает Эпу стать “лебедем”?
  • Девочка занимается с Аскольдом английским
    языком: пишет записки со словами, цитатами
    великих английских поэтов, знание которых
    покоряет учительницу, поставившую заслуженную
    пятерку Эпу.
  • Как Михасенко рисует пробуждение первой любви в
    душах героев?
  • После прогулки вдвоем в весеннем лесу Эп
    испытывает душевный подъем: он взлетел над
    городом: “Я стрижом унесся за город … и увидел,
    как из подкатившей машины выходят мальчик с
    девочкой и углубляются в лес. Она удивительно
    красива, а он – так себе, на тройку с минусом”…
  • Как меняется Эп под влинием любви? Вспомните
    эпизод празднования дня рождения Садовкиной
    Наташи.
  • Аскольд поразил всех присутствующих
    галантностью: предстал в костюме с
    галстуком-бабочкой, поцеловал руку имениннице,
    вел себя очень учтиво, познакомил гостей со своим
    другом Августом Шулиным.
  • Что вы можете сказать о друзьях Эпа, в частности,
    об Августе Шулине? Чем он интересен?
  • Деревенский паренек приехал в город учиться, он
    мечтает закончить 10 классов и поступить в
    институт, хотя его родители и родные
    отговаривают, якобы в семействе Шулиных все были
    работягами. Он восхищает своим упорством,
    настойчивостью, практицизмом, знанием жизни,
    умением дружить.
  • Кто еще из одноклассников Эпа вам запомнился?
  • Василий Забровский “Забор” как называли
    комсорга ребята, пользовался непререкаемым
    авторитетом в классе, он говорил всегда по делу,
    не суетился, как другие.
  • Мишка Зеф был красив, как Аполлон, ему
    завидовали многие ребята, да и сам Эп.
  • Из-за чего поссорился Эп с Валей?
  • Он случайно увидел ее с бывшим поклонником
    Толиком-Явой, подумал, что они целуются.
  • Чем закончилась повесть?
  • Валя и Аскольдом помирились, Эп, переполненный
    чувством радости, бежит в школу…
  • На оптимистической ноте завершается повесть
    “Милый Эп”. Какие мысли и чувства она у вас
    пробудила?

Вот как об этом написала одна из восьмиклассниц
Захарова Наталия: “Я была в восторге от книги Г.П.
Михасенко “Милый Эп”. Мне очень понравились
герои этой повести: Аскольд, Авга Шклин и Забор.
Особенно запомнилась история любви Эпа и Вали
Снегеревой. Мимолетная встреча в школьном
коридоре перерастает в середине отношения между
двумя подростками. В повести автор красочно
описывает природу. Главным персонажем
становится церковь, которая помогает героям,
вселяя в них надежду и уверенность в собственные
силы. Еще мне очень понравились родители
школьников, которые понимают своих детей и дают
им современные советы”.

В заключение конференции проводится работа по
толкованию цитат, помещенных на доске.

Группа “буквоедов”.

  • Как вы понимаете следующие выражения автора?
  1. “Из любви, как из глубины, нельзя сразу
    вынырнуть, не пострадав от кессоновой болезни”.
  2. “Ясновидцами и волшебниками должны быть
    родители”.
  3. “Вам лишь бы стул был хорош да стол!”
  4. “Душа вот созреет, и тело включится”.
  5. “Школа как трамвай, я спрыгнул, а он дальше
    идет”.

Предлагается разгадать кроссворд к
повести “Милый Эп”, происходит награждение
лучших участников читательской конференции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галимов Ш. Каков он, молодой герой? (о повести Г.
    Михасенко. “Милый Эп”). Противостояние. –
    Архангельск: Сев – Зап. кн. из-во. 1976.
  2. Гантваргер О.А. прописан в ребячьих сердцах:
    (творческий портрет Г.Михасенко) // Вост. – Сиб.
    правда. 1986. 18 февраля
  3. Михасенко Г.П. Собрание сочинений. Том второй:
    Милый Эп. Класс дурацких фамилий. – Братск.
    Вектор, 2001.

Следующий: