Читательская конференция: урочно-внеурочная деятельность учащихся

С учителем литературы у школьников часто
складываются особые отношения: на уроках мы не
только изучаем материал, но и обсуждаем проблемы,
ситуации, людей. Ведь, сколько бы ни говорили мы о
“художественном образе”, ученики прежде всего
видят на страницах книг живых людей. Со временем
возникает потребность поделиться мнением не
только о героях “программной” литературы.

Форма читательской конференции достаточно
строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе
серьёзно, и достаточно свободна для высказывания
собственных мыслей, формирования собственных
взглядов на книгу.

При подготовке к конференции проводится
большая исследовательская работа: готовится
художественное оформление, пишутся доклады,
проводятся социологические опросы. Преимущества
подобной работы в том, что, во-первых, в ней могут
участвовать дети с самыми разными интересами и
способностями, а во-вторых, её можно проводить
как в рамках одного класса, так и в целой
параллели, а также объединяя две параллели,
близкие по возрасту.

Далее представлены программы двух
читательских конференций, проведенных
соответственно в седьмых и восьмых классах.

Тема 1: “Книга детская – и не только”.

1. Оформление: выставка-конкурс “Макет
любимой книги”
(работы приготовлены на
уроках русского языка при изучении темы “Отзыв о
книге”).

2. Результаты социологического опроса
представляют несколько учащихся.

а) опрошены ровесники: каких книг читают больше?
б) опрошены родители: какие книги они читали в
возрасте 12-13 лет?
в) опрошены продавцы книжных магазинов и
библиотекари: какие детские книги покупают
(берут) больше?

Количество опрошенных оговаривается заранее.
После выступлений обращаем внимание на
получившиеся совпадения: некоторые названия и
авторы повторяются.

3. Чтение докладов:

а) Русская народная сказка: действительно ли на
все времена?
б) Детский детектив: вредно или полезно?
в) Фантастика: чем отличается детская от
взрослой?

Самое ценное в таких докладах – доказательства
с помощью собственных мыслей, собственные
выводы. Для примера приводится содержание 3-4
прочитанных по выбранной теме книг.

4. Дискуссия.

Поскольку в этом году мы много внимания уделяли
Гарри Поттеру (обсуждали на переменах, рисовали
на конкурс “Портрет любимого героя”,
участвовали в анкете-конкурсе одного из книжных
магазинов) – поговорим о нём.

Дети достаточно информированы о том, что
взрослые относятся к этой книге неоднозначно, и
сами готовы защищать – или разоблачать её.

Берём весы с чашками (из кабинета физики) и
конфеты. Любой участник конференции высказывает
своё мнение о книге. Если оно “за” — кладём
конфету на чашку, отмеченную “плюсом”,
“против” — “минусом”. В результате аудитория
делится на две группы. Озвучиваем вывод: чего мы
находим больше в нашумевшей книге – полезного
или вредного? (Мои дети полезного нашли больше).
Каждая группа забирает конфеты со своей чашки.
Читательская конференция – своего рода
праздник, приятно закончить его подарком.

Тема 2: “Книга для современного подростка”.

1. Оформление: книжная выставка.

Номинации:

а) новинки и бестселлеры
б) книга на все времена.

Ученики, приготовившие выставку, обязательно
комментируют свой выбор во время конференции.

2. Результаты исследования по вопросу: что
читают современные подростки?
(жанры и
названия – лидеры).

Один из учеников предварительно выясняет,
какие книги из получившегося списка читали в
детстве его родители, а возможно – бабушки и
дедушки.

3. Докладчики читают рецензии на
прочитанные книги.

а) новинка (выбрали “Дневник принцессы” Мэг
Кэбот)
б) книга – ровесник наших родителей (по
рекомендации учителя – “Ясновидящая, или Эта
ужасная улица” Юрия Сотника)
в) подросток сто лет назад (Лидия Чарская,
“Записки институтки”).

После чтения докладов коллективно сделали
вывод: не так уж различаются подростки из разных
времён. При случае, наверное, нашли бы общий
язык…

4. Дискуссия: в наш век компьютеров и видео
нужна ли нам художественная книга?
(Очень
важно, чтобы высказался каждый. Из моих детей
только двое высказались против – приятно,
правда?).

Следующий: