Читательская конференция по повести В. Распутина Живи и помни

Цели:

  1. Приучить учащихся к самостоятельному прочтению
    художественных произведений и восприятию их
    идейного содержания.
  2. Развитие связной речи и умения высказывать свое
    личное отношение по идейному содержанию повести.
  3. Воспитание чувства уважения к старшему
    поколению и чувства личной ответственности за
    судьбу Родины, семьи, близких.

Оборудование: Портреты
писателей-фронтовиков; на доске коллаж -
фотографии солдат, матерей, потерявших сыновей;
выставка книг о войне (М.Шолохова, В.Быкова и др.);
стенд “К уроку” (задания и вопросы по повести
“Живи и помни”).

Подготовительная работа: 1) каждый ученик
перечитывает повесть; 2) анализирует по заданиям
и вопросам, заданным учителем заранее; 3) делает
записи в тетрадях; 4) пишет сочинение на тему
“Война глазами детей”.

ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

Слово учителя: Проходят годы, вот уже и XXI
век наступил. И хотя все дальше от нас победный
день 9 Мая, величие этого праздника нельзя
уменьшить. Нелегко далась эта Победа, поэтому
думать о мире, бороться за мир мы должны
ежедневно, ежечасно, и сегодняшнюю нашу
конференцию мы посвящаем тем, кто отдал свои
жизни за светлый День Победы.

Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез
Победу 9 мая
Отпразднуют люди без слез.
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.

Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полке…
И вот уж пять десятков лет
Ношу твои осколки.

Литература и искусство всегда выступали как
хранители памяти поколений. Более 1000 писателей
ушли на фронт, и около 400 из них не вернулись. По
горячим следам войны прозаики и поэты создавали
свои произведения. Военными корреспондентами
были: К.Симонов, А.Сурков, А.Твардовский и многие
другие.

А сегодня мы будем говорить о повести “Живи и
помни” В.Распутина, писателя, который не был
участником войны. В своем произведении он
описывает не войну, не подвиги солдат, а
поднимает нравственные вопросы. Проанализировав
содержание повести, мы постараемся раскрыть её
идейное содержание. Слово ученика о биографии
писателя.

Анализ содержания повести. Главной
героиней повести является Настена. Кто она?
Откуда?

Ученик: Настёну в Атамановку занесла судьба
с верхней Ангары. В голодном 33-м году, похоронив
мать, и забрав с собой 8-летнюю сестренку, Настёна
стала спускаться по Ангаре. Ей было 16 лет. Она
слыхала, что там люди не бедствовали как здесь. По
дороге она подрабатывала на ужин, на обед.
Некоторые люди и так давали им чего-нибудь,
пожалев Катьку. К осени девочки дошли до д.Рютина,
где жила их тётка по отцу. Тётка поворчала, но
девочек приняла. Настя пошла в колхоз, а
сестрёнку отправили в школу. За эти годы из худой
девушки получилась прекрасная девушка по имени
Настёна.

Учитель: За кого Настёна вышла замуж? Что
подтолкнуло её к замужеству?

Ученик: С Андреем Гуськовым они
познакомились случайно. Гуськов вёз горючее в
соседнюю деревню. На обратном пути Андрей повёз к
себе и Настёну. Они поженились очень скоро:
Настёне надоело у тётки, надоело работать на неё,
ей хотелось иметь свою семью, свой дом.

Ученик:

Андрей сразу после свадьбы
познакомил молодую жену со своими друзьями. Мне
кажется, что он сделал правильно: Настёна быстро
вошла в новую жизнь.

Учитель: Расскажите о жизни Гуськовых до
войны.

Ученик: Семья Гуськовых была небольшая.
Настёна стала четвертым членом семьи. Её приняли
неплохо. Свекор работал на конюшне, был добр к
Настёне. А свекровь, Семёновна, у которой сильно
болели ноги, обрадовалась невестке. Настёна была
хорошей, работящей хозяйкой, всё успевала делать:
и в колхозе работать, и хозяйство вести на себе.
Андрей обращался с нею вначале ласково, но потом
сделался грубым. Он обвинял её в том, что у них не
было детей. Семёновна часто ворчала, была вечно
недовольной, но на счёт ребёнка ничего ни разу не
говорила.

Учитель: Расскажите, как Андрей Гуськов
воевал?

Ученики: Андрея взяли на войну в первые же
дни. Настёне трудно было смириться с тем, что он
уходит далеко от неё. Но, понимая, что другим ещё
тяжелее, смирилась и стала жить надеждой, что
вот-вот война кончится, Андрей вернётся и они
заведут детей. Андрей был хорошим бойцом и
разведчиком. друзья уважали его за то, что он был
сильным и добрым. В 44-м он был ранен и попал в
госпиталь. Настя хотела поехать к нему, но Андрей
писал, что его отпустят домой. Андрей ошибся,
комиссия нашла его пригодным к службе и
направила сразу после лечения на фронт. С тех пор
от него не было никаких вестей.

Учитель: Расскажите о дезертирстве Андрея
Гуськова. Как и почему, по-вашему, это случилось?
Как Настёна догадалась об этом?

Ученик: Обиженный на врачей, которые не дали
ему после тяжелого ранения увидеться с родными,
мечтавший о встрече с Настёной, Андрей пропустил
один состав, потом – другой добрался до Иркутска,
встретил там одну немую женщину по имени Таня,
работавшую в госпитале, и стал жить у неё. Она не
могла ни о чём у него спрашивать, что вполне
устраивало Андрея. Но и такая жизнь надоела ему.
На место назначения он уже и так опоздал и
поэтому он решил добраться до родной деревни. В
дом свой Андрей не пошёл, а стал жить в зимовье.

Ученик: О том, что Андрей дезертировал,
Настёна догадалась постепенно. Сначала пришла
бумага. Потом из предбанника исчез топор, о
котором знали только члены семьи. Чтобы узнать
правду, Настёна натопила баню, затем, сказав
старикам, что она идет к Наде, пошла в баню и стала
ждать. Она была права: и хлеб, и топор были делом
рук Андрея. Он пришёл в тёплую баню ночью. И здесь
состоялась их первая встреча после 3 лет разлуки.

Учитель: Вы, ребята, наверно, понимаете, что
дезертирство – это очень низкий, недостойный
мужчины поступок, особенно во время войны. Обычно
мужественный и справедливый человек,
совершивший такой поступок, понимает это,
признает свою ошибку и готов отвечать за него. А
как поступает Андрей? Чем он оправдывает себя? О
чём он говорит?



Ученики: — Он очень хотел увидеться с
родными. — Он был обижен на врачей: после такого
тяжёлого ранения обычно отправляли домой
долечиваться. — Узнав, что Настёна беременна, он
говорит, что это будущий ребёнок позвал его. — Он
обвиняет Настёну, т.к. она звала его домой,
приходила к нему во снах, говоря, что его ждут
дома дети. — Человек, оправдывающий себя, за свои
поступки обвиняющий других, перекладывает
ответственность на других.

Учитель: А почему Настёна обвиняет себя в
том, что муж дезертировал?

Ученики: - Настёна очень хотела увидеть
мужа… — Она признает, что возвращение Андрея и её
беременность – это зов крови. — Она считает себя
виноватой за то, что очень скучала, тосковала по
Андрею. — Она – человек, умеющий брать на себя
ответственность.

Учитель: В чём, по-вашему, трудность
положения Настёны?

Ученики: — Ей тяжело физически, т.к. она
продолжает работать в колхозе, всё делает по
дому, заботится о муже, ездит или ходит к нему на
зимовье, урывая время на отдых. — Ей тяжело, потому
что она беременна. — Ещё тяжелее ей морально: она
обманывает стариков, когда относит мужу хлеб,
порох, когда ездит в район. Она не может сказать
правду о ребёнке, т.к. не хочет подставить мужа.
Значит, люди будут думать о ней плохо.

Учитель: Вы правы, ребята. Настёне очень
тяжело. Самое главное, женщине, которая ждёт
ребёнка, нужна забота, нужно внимание со стороны
мужа, родных. Настёна обделена всем этим. На ней
лежит такой большой физический, психологический,
моральный груз, который можно носить только в том
случае, когда есть поддержка. Её никто не
поддерживает, т.к. никто не знает правды.

Ученики: Настёна рада встрече с мужем, тому,
что он жив и что она беременна. Но со временем ей
становится всё хуже и хуже, особенно, когда её
выгнали из дома. А ещё труднее было ей, когда всей
деревней они праздновали Победу. Она не могла ни
радоваться вместе со всеми, ни горевать, потому
что чувствовала, что не имеет морального права на
это. Ей казалось, что какое-то кольцо вокруг неё
сжимается.

Учитель: А меняется ли Андрей?

Ученик: Андрей меняется. Чувствуя
безвыходность своего положения, он становится
ещё более беспокойным. Он даже научился выть
волком.

Учитель: Человек, чувствующий огромную вину
перед людьми, человек, у которого запятнана
совесть, не может быть спокойным. И воет он
по-волчьи, т.к. нечего ему сказать людям, которые
потеряли на войне родных, остались сиротами с
малыми детьми. А как вы представляете выход из
этого положения? И каким вы представляете
будущее ребёнка?

Ученики: - Они могут уехать отсюда. — Он может
оставить в покое Настёну. — Они не могут уехать
отсюда, т.к. нельзя бросать старых родителей. И,
вообще, уехать незаметно невозможно. — Он не
оставит Настёну в покое, т.к. он не такой человек,
он одичает совсем. Если бы он был способен
оставить Настёну в покое, он не поступил бы так. -
Просто ему нужно выйти к людям, попросить
прощения, попрощаться с родителями и сдаться
властям.

Учитель: Вы правы, но чтобы поступить так,
надо иметь мужество, Скорее всего, его засудил бы
военный трибунал. Обычно за дезертирство солдат
расстреливали, а иногда им давали возможность
оправдать себя, направив в штрафной батальон. И
обычно штрафники погибали, но в какой-то мере
восстанавливалось доброе имя, что облегчало
жизнь их близких. А каким вы представляете
будущее ребёнка Гуськовых?

Ученики: - Настёна могла бы уехать с
ребёнком. — Она такой человек, что, потеряв Андрея,
она не могла бы оставить старых его родителей. И
получилось бы так, что ей и ребёнку пришлось худо.

Учитель: Кто виноват? Почему?

Ученики: - Виноват Андрей. Не надо было
бежать. — Надо было терпеть, делать то, что делали
другие… — Виновата война. Не было бы войны, не
пришлось бы Андрею воевать, уходить на фронт.
Виноваты те, кто начинает войну. — Но если она
началась, значит, нужно защищать Родину, свою
семью, близких, свою независимость.

Учитель: Вы совершенно правы. Человек
рождается, чтобы жить, любить, творить, быть
счастливым. Виноваты те, кто развязывает войну.
Но если уж она касается твоей Родины, то
необходимо её защищать. Судьба каждого
отдельного человека и судьба Родины едины. Мы не
можем быть счастливыми, когда Родина в опасности,
когда народу трудно. А сейчас, напомните,
пожалуйста, кто, где произносит слово “живи”?

Ученики: - Слово “живи” произносится
несколько раз, и произносят его разные люди. — Но
самое большое звучание имеет это слово, когда его
произносит Надя, оставшаяся вдовой с тремя
маленькими детьми, обращаясь к подруге, у которой
с войны вернулся муж. Человек должен жить и
помнить: слишком много вокруг несчастных;
слишком дорогой ценой завоеван мир; раз ты
живешь, значит, должен, обязан быть счастливым.

Учитель: Андрей остался жить. Пока он будет
жив, он должен будет помнить, что случилось с
Настёной и с их ещё не родившимся ребёнком и о
том, кто в этом виноват. Писатель обращается к нам
тоже. Мы живем в мирной стране, и мы должны
помнить, как завоеван мир. И если мы хотим мира
между странами, должны научиться жить в мире
между собой и со своей совестью.

Именем солнца,
- Именем Родины клятву даем!
Именем жизни
Клянемся павшим героям:
То, что отцы не допели,
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!
Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!

Конференция заканчивается чтением
конкурсных сочинений учеников на тему “Мир
глазами детей”, в которых выражается надежда на
то, что разум и слово помогут людям жить без
войны.




Следующий: