Читательская конференция по повести Г. Н. Троепольского Белый Бим Черное ухо

Цели:

  1. Рассмотреть взаимоотношения между
    людьми и “братьями нашими меньшими”.

  2. На богатом материале урока
    воспитывать в учениках чувства гуманности,
    справедливости, активной жизненной позиции,
    сопричастности всему происходящему.

  3. Пробудить интерес к творчеству
    писателя.

  4. Формировать навык выразительного
    чтения.

  5. Развивать монологическую речь
    учащихся.

До урока прочитать повесть и подумать над
следующими вопросами
:

  1. Понравилась ли тебе повесть Г.Троепольского, и
    чем она привлекла твоё внимание?
  2. Кого ты назовёшь главным действующим
    персонажем произведения?
  3. Какие черты характера Бима ты можешь назвать?
  4. Как ты думаешь, Бим родился с таким характером
    или он был воспитан у него?
  5. Кто воспитал Бима?
  6. Встречал ли ты в жизни собаку или другое
    животное, подобное Биму?
  7. Есть ли у тебя и твоих товарищей собака, кошка
    или другое животное, и как ты к ним относишься?
  8. В чём выражается твоя любовь и забота о друге?
    Расскажи об этом.
  9. Кого в повести ты поставишь рядом с Иваном
    Ивановичем по его отношению к жизни и к Биму?
  10. Понравились ли тебе в повести Толик и Алёша и
    чем?
  11. Кого ты назовёшь из недругов Бима,
    встретившихся ему во время поисков хозяина?
  12. Кто тебе из них кажется наиболее опасным: Тётка,
    Серый или кто-нибудь другой? Почему?
  13. Встречал ли ты в жизни людей, подобных недругам
    Бима? Расскажи о них.
  14. Права ли была учительница Анна Павловна, давшая
    классу задание написать сочинение на тему: “Я
    люблю животных” и в то же время не разрешившая
    Толику пойти на поиски Бима?
  15. Как описывает Г.Троепольский природу, и какую
    роль она играет в жизни Бима?
  16. Некоторые читатели заявляют, что повесть ничему
    хорошему школьников не учит. Согласен ли ты с
    таким утверждением?
  17. Какие произведения, посвящённые животным, ты
    можешь назвать ещё? О чём в них говорят писатели?
  18. Смотрел ли ты фильм по повести Г.Троепольского?
    Что сильнее подействовало на тебя – повесть или
    фильм?
  19. Один из родителей заявил, что ставить такие
    фильмы и показывать их не следует: дочь плакала
    на протяжении всей демонстрации фильма. Согласен
    ли ты с тем, что такие фильмы не нужны?
  20. Каким должен быть человек, какие качества в себе
    нужно воспитывать?


Ход дискуссии

Оформление

а) плакат “Всем, что есть во мне, я обязан
книгам”

б) эпиграфы “Не для того мы рассуждаем, что
такое добродетель, а для того, чтобы стать
хорошими людьми”. Аристотель

“В каждом человеке природа всходит либо
злаками, либо сорной травой, пусть же он
своевременно поливает первое и истребляет
второе”. Ф.Бэкон

в) книжная выставка, посвящённая животным;

г) иллюстрации картин Васнецова, Венецианова,
Грекова;

д) стенд “Мы рисуем”

е) музыкальное оформление (первая часть 5-й
симфонии П.И.Чайковского)


I. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы встретимся с интересным
современным писателем Гавриилом Николаевичем
Троепольским. Давайте послушаем рассказ о жизни
писателя, о его творческой судьбе. Слово
предоставляется библиотекарю нашей школы.
(Приложение1)


II. Выступление ученика с индивидуальным
заданием

Г.Н.Троепольский посвятил свою повесть “Белый
Бим Чёрное ухо” Александру Трифоновичу
Твардовскому, который как-то посоветовал ему:
“Напиши что-нибудь про охоту, вы же так хорошо о
ней рассказываете”. И писателем была написана
повесть о четвероногом друге, о его одиночестве и
верности. После выхода в свет повесть сразу же
привлекла к себе внимание критики и читателей,
особенно школьников. Автору была присуждена
Государственная премия. Это произведение стало
популярным и в других странах: Польше, Венгрии,
ФРГ, Японии, в государствах африканского
континента. Очень быстро всему миру стала
известна книга о Белом Биме. Уже не одно
поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в
душе образ Белого Бима.


III. Краткий рассказ ученика о содержании
повести “Белый Бим Чёрное ухо”

сопровождается демонстрацией фотографий на
слайдах. (Приложение 2)

Слайды 9, 10


IV. Перейдём к обсуждению повести

сопровождается демонстрацией фотографий на
слайдах. (Приложение 2)

Слайды с 11 по 20

  1. Расскажите, как рос Бим, как он воспитывался,
    почему хозяина беспокоила судьба собаки.
  2. Кто был его хозяином и как он относился к Биму?
    Каким человеком был журналист Иван Иванович?
  3. Кто главный герой повести?
  4. О каких чертах Бима вы можете рассказать?
  5. Как вы думаете, Бим родился с таким характером
    или был воспитан?
    – Часто в жизни бывает так, что мальчик или
    девочка долго просят родителей купить собаку. С
    радостью и удовольствием занимаются щенками
    первое время, а потом всё это надоедает, и вся
    забота ложится на плечи взрослых.
  6. На примере Ивана Ивановича докажите, что для
    воспитания Бима хозяин приложил много труда,
    терпения, заботы, прежде чем вырастил умную
    собаку.
    – Собаки и кошки любят человека, доверяют ему или
    страдают от его равнодушия и чёрствости. Как
    часто на оставленных на зиму дачах , на улицах
    города мы видим брошенных хозяевами собак и
    кошек из-за того, что надобность в них отпала, что
    они просто стали не нужны им.
  7. О каких качествах души таких людей можно
    говорить? (о равнодушии, черствости, жестокости…)
  8. Кто же проявил заботу о Биме, когда его хозяина
    увезли в больницу?
  9. Расскажите о друзьях Бима, о Толике и Алёше.
    Зачитайте эпизоды, повествующие об их заботе о
    собаке. А как бы вы повели себя на их месте?
  10. Но Г.Н. Троепольский рисует и целую галерею
    врагов Бима, людей жестоких, эгоистичных,
    равнодушных ко всему, что не касается их личных
    интересов. Расскажите об этих людях, зачитывая
    эпизоды, характеризующие их отношение к Биму.
  11. “Толстый-претолстый человек с мясистыми
    отвисшими губами, холёная бабёнка” – родители
    Толика. Все они вызывают у читателей неприязнь за
    их жестокость, глухую вражду к собаке. Особенно
    отталкивающие по своему ледяному сердцу это
    Тётка и Серый. Давайте, опираясь на текст,
    зачитывая эпизоды повести, разберёмся, кто же из
    них наиболее страшен.
  12. Да, гораздо опаснее из всех недругов Бима Серый;
    он маскируется, не показывает открыто свою
    жестокость, а оставшись наедине с Бимом, “этот
    коллекционер собачьих знаков” проявляет своё
    подлинное лицо.
    – Не приходилось ли вам, ребята, уже встречать в
    жизни людей типа Серого, с их жестоким отношением
    к животным?
  13. Права ли была Анна Павловна в случае с Бимом? Её
    формальное равнодушное отношение к воспитанию, к
    своей работе оттолкнули от неё Толика.
    Прочитайте главу о школьном уроке.
  14. Как описывает Троепольский природу, и какую
    роль природа играет в жизни Бима? Роль природы в
    повести всем своим произведением раскрывает
    проблему природы и человека, их взаимосвязь.
    Природа важна для раскрытия характера, поступков
    действующих персонажей, герои повести как бы
    проверяются природой. Ведь только хороший
    человек любит природу, относится к ней бережно,
    охраняет её. Плохой человек, как правило, к
    природе равнодушен.
  15. Искренно, убедительно ли написал автор свою
    повесть о собаке, о её одиночестве и верности?
    Учит ли повесть хорошему?
    – В газете “Советская культура” была помещена
    статья, посвящённая этой повести, в ней писалось
    следующее: “Повесть Г.Н.Троепольского
    воспитывает у детей чувство гуманизма, ибо
    любовь и уважение к людям неразрывно связаны с
    хорошим отношением к животным, к природе. Ведь
    гуманизм и жестокость несовместимы”.
  16. Какой же вывод мы делаем, прочитав эту повесть?
    Вывод: Животные любят человека и преданы ему.
    А мы? “Как мы относимся к “братьям нашим
    меньшим”?
  17. Какой след оставил Бим на земле?
    Толик и Алёша стали друзьями.
    Младший Иван бросил работу собачника.
    И другие люди, встречаясь с Бимом, становились
    чище, богаче душой.
    Цитаты о Биме (написаны на доске)
    – “Бим вошёл в мою жизнь. Чем же он взял?
    Добротой, безграничным доверием и лаской…”
    – “Друзья всё больше понимали друг друга, любили
    и жили на равных – человек и собака”.
    – “Эх, если бы Бим был человеком?”
    – “Бим плакал первый раз в жизни. Это были слёзы
    надежды, счастливые слёзы”.
    – “Скучно сторожу, а тут – живое существо
    смотрит на него изумлённым, человеческим,
    измученным, откровенно страдающим взглядом”.
  18. Какие чувства вызвала у вас повесть?
    – Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого
    произведения, то в воображении возникает образ
    трогательного, чистого, верного, беззащитного до
    поры существа, жизнь которого закончилась
    трагически. Ему противостоит образ злобного,
    жадного, равнодушного человека, почему-то
    уверенного в своей безнаказанности. Но всё-таки в
    нашей жизни больше добрых, отзывчивых,
    милосердных людей, заботящихся о своих братьях
    меньших. Вспомним слова из произведения Антуана
    де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Мы в
    ответе за тех, кого приручили”.

V.Систематизация имеющихся знаний у учащихся
по теме “Человек и животное”

– Вспомните произведения, героями которых
являются собаки.

А.П.Чехов “Каштанка”, “Белолобый”, Л.Андреев
“Кусака”, Джек Лондон “Белый клык”.

– Что объединяет эти произведения? Дружба
собаки и человека.

VI. У многих из вас есть верные друзья –
животные. Расскажите о них.

VII. А сейчас посмотрим, как изобразили своих
любимых питомцев наши ребята.

Берегите друг друга, добротой согревайте.

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга суету позабудьте

И в минуту досуга рядом с другом побудьте.

– Подумайте, ребята, почему именно этот эпиграф
выбран к вашим рисункам? Соответствует ли он теме
нашего разговора?


VIII. Звучит первая часть 5-й симфонии
П.И.Чайковского

Дети читают стихотворения Сергея Есенина
“Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”.

IХ. Заключительное слово учителя

– С 1 января 1981 года в нашей стране начал
действовать закон “Об охране и использовании
животного мира”, первый такой закон в истории
человечества. Мы любим и ценим животных не только
за их полезные действия, но и как вообще всё
живое, как часть окружающей нас природы, а значит
и часть нашей жизни. Ведь животные – это часть
жизни человека, и их исчезновение обеднит её.
Человек ответственен за судьбу “братьев
меньших”, отношение к животным характеризует
внутренний мир человека и влияет на формирование
этого мира. Ведь подлинная красота – это
внутренняя. Любого человека во все времена и у
всех народов и народностей красят такие
качества, как доброта, честность, отзывчивость,
человечность, сострадание, забота, скромность,
трудолюбие.

Приложение 1

Приложение 2

Следующий: