Читательская конференция как средство формирования читательского интереса учащихся


Современное литературное образование в
средней школе предусматривает формирование у
обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В связи с этим в преподавании
литературы важное значение приобретает
коммуникативно-деятельностный подход,
предусматривающий переход от репродуктивной к
продуктивной деятельности при взаимодействии
предметов гуманитарного и эстетического циклов.
Интегрированное обучение повышает
познавательную активность обучающихся,
формирует целостное представление о мире,
способствует приобретению опыта познания и
самопознания в процессе деятельности.

Одним из эффективных средств формирования
читательского интереса у обучающихся 5-9 классов
можно назвать читательскую конференцию, во время
подготовки и проведения которой
осуществляется интеграция таких дисциплин, как
литература, русский язык, изобразительное
искусство. Интегрированный подход к изучению
литературного произведения позволяет наиболее
полно понять авторский замысел, представить
художественные образы, передать впечатления от
прочитанного, осуществить связь когнитивной
(мыслительной) и эмоциональной деятельности.
Читательская конференция невозможна без
исследовательской работы, без систематизации
материала, без формулирования собственного
мнения о прочитанном, что позволяет повысить
мотивацию обучения, максимально реализовать
способности, возможности и интересы каждого
ученика.



В течение 2010-2011 учебного года в МОУ «Лицей № 11
им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» проводилась
исследовательская работа по изучению
формирования читательской компетентности у
обучающихся пятых классов. Практическая
значимость исследования заключается в том, что
определены основные методические подходы к
формированию читательской компетентности,
которые можно активно использовать и
совершенствовать в дальнейшей работе. Одним из
таких подходов можно считать читательскую
конференцию по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский
пленник».

Цели читательской конференции:

  • расширить и углубить представление обучающихся
    о русском человеке, верном своему воинскому и
    гражданскому долгу, о носителе лучших черт
    русского национального характера;
  • раскрыть сложные взаимоотношения между людьми,
    показать поведение человека в трудную минуту,
    когда от него требуется предельная собранность,
    принятие верного решения, когда полностью
    проявляется его характер, душевная чистота и
    моральная стойкость;
  • обратить внимание на особенности языка
    произведения;
  • воспитывать обучающихся «силою образов и
    увлекательностью повествования».

Предварительные задания:

  • подготовить ответы на «Вопросы для обсуждения»;
  • нарисовать иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого
    «Кавказский пленник»;
  • подготовить выразительное чтение
    понравившихся эпизодов из произведения;
  • работа с родителями: помните ли Вы, какое
    впечатление на Вас произвел рассказ, когда Вы
    читали его в школе? Изменилось ли это
    впечатление?

Оформление к уроку:

  • иллюстрации обучающихся к рассказу
  • тема урока: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник, или
    Повесть о том, как был в плену и сбежал из плена
    русский офицер».
  • Портреты Л.Н. Толстого: Крамской И.Н. Портрет Л.Н.
    Толстого. 1873; Ге Н.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1884; фото
    Л.Н. Толстого 1849 и 1856 гг.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово



1. Слово учителя. В четвёртую книгу для чтения
включил Л.Н. Толстой рассказ «Кавказский
пленник». Он использовал в нём свой жизненный
опыт службы в армии. В молодости Толстой служил
на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне,
оборонял Севастополь. Служба в армии сблизила
графа Толстого с простыми русскими солдатами. Он
уважал их за храбрость, за простую, непоказную
готовность умереть за царя и Отечество, за
большую душу.

2. Сообщение обучающегося об исторической
основе рассказа.

II. Беседа

1. Варианты заглавия.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что
рассказ имеет разные названия в первоначальной
редакции (это название на доске) и в варианте,
который у вас в книгах.
– Какое заглавие кажется вам более удачным?
Почему?
– Как вы понимаете, почему Толстой изменил
заглавие? Согласны ли вы с ним?

2. Вопросы общего плана.

– С какими чувствами читается рассказ?
Постоянны ли эти чувства?
– Какой эпизод хочется ещё раз перечитать вслух?
Почему?
Выразительное чтение обучающимися
понравившихся эпизодов из произведения.



– Зачем писатель разделил на главы свой
рассказ?
– Ощущается ли тревога с первых строк? Почему?
– Что можно сказать о фамилиях героев?

3. Вопросы для обсуждения (предварительно
подготовленные дома)

  1. Что можно подумать о Костылине при первом о нём
    упоминании? Правильно ли первоначальное мнение?
    Как скоро мы в этом убеждаемся?
  2. При каких обстоятельствах Жилин попал плен?
  3. Почему Жилин решил выехать на гору?
  4. Что он требовал от Костылина?
  5. Как Костылин отнесся к требованию Жилина?
    Выполнил ли он данное обещание?
  6. Как вел себя Жилин при встрече с татарами? Какие
    его поступки говорят о смелости и решительности?
  7. Как Костылин поступил при виде татар?
  8. Как ведет себя Жилин в положении пленника? Какие
    его качества выявляются при этом?
  9. Татары часто о нем говорят: «Джигит урус». Как вы
    понимаете смысл этих слов?
  10. «Я тебя, Иван, полюбил, я тебя и выпускать бы не
    стал, кабы слова не дал». Как это характеризует
    хозяина?
  11. «Написали письма»… Почему Толстой не говорит,
    что в них? А вы как думаете?
  12. Почему Жилин написал неверный адрес? Почему он
    торговался?
  13. Как Жилин проводит в плену время? Как Костылин
    проводит время?
  14. Как характеризует Жилина то, что он хочет взять
    с собой Костылина?
  15. Как же относится Толстой к Костылину и нас учит
    относиться к людям?
  16. Как в ваших сердцах отозвалась история старика
    в чалме? Почему старик ненавидел русских?
  17. Почему Дина хочет помочь Жилину? Как
    характеризует ее автор? Какие
    изобразительно-выразительные средства
    использует при этом?
  18. В плену двое, почему писатель назвал рассказ
    «Кавказский пленник», а не «Кавказские
    пленники»?

III. Работа с иллюстрациями обучающихся к
рассказу

Рассмотрите иллюстрации к рассказу ваших
одноклассников и прокомментируйте их.

IV. Заслушивание отзывов родителей
обучающихся «Какое впечатление произвел рассказ
Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

V. Итоги конференции: альбом (презентация) с
иллюстрациями и отзывами обучающихся о рассказе
Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Интегративный подход к изучению литературного
произведения становится все более актуальным в
связи с введением Федеральных государственных
стандартов общего образования второго
поколения, предполагающих нацеленность
образования на развитие личности ученика, его
познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей. В процессе работы по подготовке
и проведению читательской конференции
происходит развитие общеучебных умений
(формирование умений по работе с книгой, со
справочной и популярной литературой,
совершенствование навыков чтения), обогащение
словарного запаса, развитие организаторских
способностей (умение планировать работу,
осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль) и
т.д.




Следующий: