Чехов и театр

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностью
    драматургического творчества А.П.Чехова;
  • помочь уловить чеховское восприятие жизни,
    почувствовать художественное своеобразие пьес,
    поставленных на сцене МХАТ, выявить взаимосвязь
    творчества и судьбы писателя;
  • ввести драматургию Чехова в общий контекст
    развития литературы второй половины 19 века,
    (слайд №2)

Обучающие задачи:

  1. Показать перелом в восприятии жизни Чеховым.
  2. Ознакомить учащихся с содержанием основных
    пьес драматурга, показать их связь с
    идейно-эстетическими исканиями времени.
  3. Показать своеобразие чеховских пьес.
  4. Представить ресурсы ИНТЕРНЕТ о творчестве
    Чехова.

Развивающие задачи:

  1. Мотивирование изучения русской драматургии.
  2. Предоставление учащимся свободы выбора при
    выполнении заданий.

Форма урока: рассказ-лекция.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная презентация,
  • компьютер с доступом к сети ИНТЕРНЕТ.

Ход урока

Эпиграф: “Пусть на сцене все будет так
же сложно и так же вместе с тем просто, как в
жизни. Люди обедают, а в это время слагается их
счастье и разбиваются их сердца”. А.П.Чехов,
(слайд №1)

1. Слово учителя:

“Никто не понимал так ясно и тонко, как Чехов,
трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так
беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и
тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе
мещанской обыденности”, -писал М.Горький, (слайд
№4) И здесь нельзя не сказать о пьесах Чехова, в
которых отразился этот трагизм.

Значение А.П.Чехова в истории русского театра
трудно переоценить. К написанию
драматургических произведений чехов обращался
на протяжении всей жизни — от первой
незаконченной пьесы “Безотцовщина” (1878г.) до
пьесы “Вишневый сад” (1903г.) Драматургическое
наследие писателя составляет более 20 пьес.
“Чайка” (1896г), “Дядя Ваня” (1896г.), “Три сестры”
(1900г.) и “Вишневый сад” открыли новую эпоху в
русской и мировой драматургии. Чехов выступил в
своих пьесах как реформатор классического
театра. Хрестоматийно утверждение о том, что
чехов заложил основы “новой драмы”, создал
“театр философского настроения”. Однако в
начале века это положение не представлялось
бесспорным. Современникам писателя его пьесы
казались несценичными, лишенными действия,
нарушающими традиции.

Жизнь Чехова была связана с Московским
Художественным театром, (слайд №3).

“Пусть на сцене все будет так же сложно и так же
вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в
это время слагается их счастье и разбиваются их
сердца”, (слайд “5). Эти слова станут эпиграфом к
нашему уроку, тема которого “Чехов и театр”.
Зададимся вопросами:

  1. В чем заслуга Чехова — драматурга?
  2. Какой театр создал Чехов?
  3. Что завещал Чехов читателям, театру, будущему
    веку?

Чехов в течение всей своей писательской жизни,
начиная еще с гимназических времен, увлекался
драматургией. К.С.Станиславский вспоминал, что
Чехов любил театр не только с показной его
стороны, но и “с изнанки”, с каким-то детским
удовольствием бывал и за сценой, среди кулис и
театральных машин.

Когда Чехов стал писателем, был еще жив
А.Н.Островский (слайд №5). Но, чем гуще становилась
над Россией тень реакции, тем энергичнее лезли на
сцену бойкие драмоделы. Для театра, говоря
словами Островского, наступила пора
“безвременья и безлюдья”, (слайд №7). Молодой
Чехов иронически говорил об одной модной пьесе:
“Герои и героини бросаются в пропасти, топятся,
стреляются, вешаются, заболевают
водобоязнью…Умирают они обыкновенно от таких
ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных
медицинских учебниках”. Как же создавались
пьесы Чехова? Послушаем учеников. Слушая
сообщения, отметьте отношение режиссеров театра
и зрителей к пьесе.

2. Сообщение учеников: Создание и
постановка на сцене пьесы “Чайка”.

Первый ученик

: работая над комедией
“Чайка” (1896г), Чехов признавался в одном из
писем: “Пишу её не без удовольствия, хотя страшно
против условий сцены, много разговоров о
литературе, мало действия, пять пудов любви”,
(слайд Чехов). Писатель дерзко нарушил привычные
для массы зрителей драматургические законы.

Пьеса требовала от зрителей внутренней
сосредоточенности, внимания к звучанию каждого
слова, напряженной работы мысли, умения
чувствовать настроение спектакля и незримое
присутствие автора. На сцене — самые обыкновенные
люди. “Они плачут, удят рыбу, играют в карты,
смеются и сердятся, как все…”- писал Чехов.
“Чайка” называлась комедией, и это тоже было
необычным, потому что в “Чайке” смешного не
больше, чем бывает в жизни. И как и в жизни,
радость, любовь, успех достаются героям пьесы
очень скупо или вовсе не достаются, жизненные
пути их негладки, характеры сложны.

Обманутые надежды, несчастная любовь, мысли о
зря прожитой жизни -удел почти всех героев пьесы.
И все-таки “Чайка” вызывает впечатление света,
возможного, близкого счастья. Это впечатление
создает и картина чудесного “колдовского”
озера, на берегу которого происходит действие, и
стремление героев к настоящей жизни, и
лирическая интонация, пронизывающая весь
спектакль.

Впервые “Чайка” была поставлена в 1896 году в
Петербурге на сцене Александрийского театра.
Режиссеру и актерам, талантливым и искусным, но
привыкшим к обычному репертуару того времени,
пьеса оказалась первоначально не по плечу.
Правда, В.Ф.Комиссаржевская, актриса великого
таланта и обаяния, глубоко понимающая чеховское
творчество, блестяще сыграла Нину Заречную. Но
она не могла спасти весь спектакль. К тому же зал
наполняла не та публика, на которую рассчитывал
Чехов. “Чайка” ставилась в день бенефиса
комической актрисы Левкеевой, и зрители
определенного уровня и запросов пришли в театр,
надеясь весело провести вечер.

Первое представление окончилось грандиозным
провалом. “Театр дышал злобой, воздух сперся от
ненависти, и я — по законам физики_ вылетел из
Петербурга, как бомба”, — писал Чехов вскоре
после спектакля. Газеты и журналы накинулись на
автора. Нашлись журналисты, которые стали
отрицать у Чехова какой бы то не было талант…
Однако’этот провал означал лишь то, что рождается
новая, необычная драматургия.

Чехов нашел в себе достаточно мужества, чтобы
шутить над своей неудачей, но премьера “Чайки”
обощлась ему очень дорого: здоровье его резко
ухудшилось.

Сила пьесы была, однако, такова, что в том же
Александрийском театре второй спектакль был
принят по-иному, (слайд №6). “Антон Павлович,
голубчик, наша взяла! Успех полный, единодушный,
какой должен был быть и не мог не быть!” — писала
Чехову Комиссаржевская. (слайд№8
Комиссаржевская). Но все-таки в Александрийском
театре пьеса не удержалась, сборы от спектакля
были невелики, и дирекция сняла “Чайку” с
репертуара.

Второй ученик:

Через два года
В.И.Немирович-Данченко, только что создавший
вместе с К.С.Станиславским (слайд №7 Чехов в
театре на репетиции) Московский Художественный
театр уговорил Чехова разрешить новую
постановку “Чайки”, (слайд №8 афиша) Ставить
пьесу, уже однажды провалившуюся, было делом
рискованным: и потому, что театр был еще слишком
молод и не завоевал прочного положения, и потому,
что новый провал мог тяжело отразиться на
состоянии больного Чехова, находящегося тогда в
Ялте. Но руководители театра и артисты считали
пьесу по духу своей. Театр ставил перед собой ту
же задачу, что и драматург: показать жизнь во всей
её истине, отказавшись от надуманных ситуаций, от
декламаций, от театральных штампов, (слайд №9
сцены из “Чайки”). Станиславский рассказывает,
что, когда закончился первый акт, “занавес
закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо
прижались друг к другу и прислушивались к
публике. Гробовая тишина… Кто-то заплакал. Мы
молча двинулись за кулисы. В этот момент публика
разразилась стоном и аплодисментами”. Успех был
поистине колоссальный, небывалый. “Мы
сумасшедшие от счастья”,- телеграфировал
Немирович-Данченко Чехову, (слайд №10)

Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с
надписью: “Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!”
Но и “Чайка” дала жизнь новому театру. Потому-то
с тех пор на занавесе и программах этого
прославленного театра зрители видят его эмблему:
широко раскинутые крылья летящей чайки, (слайд
№11 Чайка).



З. Учитель;

- Что было близко в драматургии Чехова
руководителям Московского Художественного
театра?

  • Как объяснить провал и триумф чеховской
    “Чайки”?
  • За “Чайкой” последовали “Дядя Ваня” (1897г.),
    “Три сестры” (1901г.), “Вишневый сад” (1903г.),
    поставленные Художественным театром и многими
    другими театрами страны. Широким Философским
    смыслом наполнена пьеса “Три сестры”.

4. Сообщение ученика:

“Создание и постановка
пьесы “Три сестры”.

Это было предгрозовое время. Чехов остро
чувствовал обстановку в стране. По воспоминаниям
многих его друзей, он говорил о переменах,
“которые неизбежно и скоро будут в России”.
Ощущением грядущих перемен, мечтой о будущем,
которое представляется радостным праздником
труда, проникнуты последние пьесы Чехова. Один из
героев пьесы “Три сестры”, Тузенбах, говорит:
“Пришло время, надвигается на всех нас громада,
готовится здоровая, сильная буря, которая идет,
уже близка и скоро сдует с нашего общества лень,
равнодушие, предубеждение к труду, гнилую
скуку”, (слайд №12).

Премьера “Трех сестер” состоялась на сцене
Художественного театра 31января 1901 года. Роль
Ольги исполняла М.Г.Савицкая, Маши -О.Л.Книппер,
Ирины — М.Ф.Андреева, (слайд “13). Чехов вносил
коррективы после первого чтения пьесы на
собрании труппы. Над спектаклем много работал
Станиславский. Он глубоко понимал Чехова, его
особенное ощущение правды жизни. Но не сразу был
найден общий тон, и это чувствовалось на
репетициях. Работа закипела, когда было понятно,
что надо показывать главное: как люди ищут
веселья, бодрости, смысла жизни; что Ольга, Маша,
Ирина, Тузенбах хотят жить , а не прозябать.

Потом хозяином постановки сделался
Немирович-Данченко, и он довел дело до конца.

Главная работа проходила уже в отсутствие
Чехова, но он в письмах давал актерам советы,
разъяснения. Ольге Леонардовне Книппер он писал,
что не надо делать сердитого лица, а только
печальное: “Люди, которые давно носят в себе горе
и привыкли к нему, только посвистывают и
задумываются часто”.

Спектакль имел успех в Москве, Петербурге. О
впечатлениях от “Трех сестер” писал М.Горький.
Успех объяснялся не только великими
достоинствами пьесы и её исполнением, но и тем,
что публика, молодая зрительская аудитория, с
особенной живостью воспринимала слова о
надвигающейся здоровой, сильной буре. А в 1901 году
уже чувствовалось дыхание общественных перемен.

5. Учитель:

- Драматургию Чехова, начиная с “Трех сестер”,
стали принимать театры других систем, давно
сложившихся традиций. М.Н.Ермолова, посмотрев
“Трех сестер” в сезон 1902-1903 годов, восторгалась
игрой, “ужасно плакала” и долго стоя
аплодировала. Просили у Чехова для своих
бенефисов эту пьесу В.Ф.Комиссаржевская,
В.К.Лешковская. Новая волна успехов ожидала
Чехова с последней его пьесой “Вишневый сад”
(1903год).

6. Сообщение учеников: “История создания пьесы
“Вишневый сад”.

(Слайд №13 сад вся Россия -наш
сад

Третий ученик;

С весны 1901 года в письмах А.П.Чехова встречаются
мысли о новой пьесе. Она задумывалась как
комедия, “как смешная пьеса, где бы черт ходил
коромыслом”. В пору работы над “Вишневым садом”
в 1903 году А.П.Чехов писал друзьям: “Вся пьеса
веселая, легкомысленная”. Тема её — “имение идет
с молотка” — была не нова для Чехова. Впервые она
прозвучала в его ранней драме “Безотцовщина”
(1878-1881 годы). Сюжетная ситуация продажи имения,
утраты дома интересовала и волновала писателя на
протяжении всего творческого пути, (слайд №15 по
2му действию).

В последней пьесе Чехова отразились многие
жизненные впечатления. Это и память о продаже
родного дома в Таганроге (слайд №16), и наблюдения
над судьбой А.С.и М.В. Киселевых — владельцев
имения Бабкино под Москвой; где Чеховы жили на
даче (1884-1886г). Так, А.С.Киселев, который после
продажи Бабкино стал банковским служащим в
Калуге, во многом оказался жизненным прототипом
Гаева. Летние месяцы 1888и 1889 годов Чехов отдыхал в
имении Линтаревых близ Сум, где вдыхал аромат
запущенных и умирающих дворянских усадеб
Харьковской губернии. Лето 1902 года Чехов вместе с
Ольгой Книппер-Чеховой в имении
К.С.Станиславского Любимовка. В это время в
сознании писателя шел творческий процесс
внутреннего вызревания замысла, и многие
подробности жизни подмосковной Любимовки и
особенности её обитателей отразились в
“Вишневом саде”, (слайд №17)

Работа над последней пьесой требовала от
Чехова больших усилий: “Пишу по четыре строчки в
день, и те с нестерпимыми мучениями”,-жаловался
он друзьям. Однако, превозмогая недомогание и
болезнь, Чехов писал “бодрую пьесу”.

Четвертый ученик:

Неоценимо значение
писем Чехова режиссерам и актерам, в которых он
комментирует отдельные сцены “Вишневого сада”,
дает характеристики её персонажам,
высказывается о жанре своего творения.

В этом вопросе А.П.Чехов разошелся с
К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко.
Основатели Художественного театра, высоко
оценив пьесу, восприняли её как драму. Чтение
“Вишневого сада” в труппе имело “блестящий
успех”. По словам Станиславского, она была
принята “единодушно восторженно”. После её
чтения в труппе Станиславский писал Чехову: “Я
плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться.
Слышу, как Вы говорите: “Позвольте, но ведь это же
фарс”. Нет, для простого человека это трагедия…
Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь”.

Было очевидно, что пьеса потребует нового
театрального языка, особых интонаций, и это
отчетливо понимали и её создатель, и актеры.
М.П.Липина (первая исполнительница роли Ани)
писала Чехову 2го ноября 1903 года: “…мне
представилось, что “Вишневый сад” не пьеса, а
музыкальное произведение, симфония. И играть эту
пьесу надо особенно правдиво, но без реальных
грубостей”. А Книппер-Чехова писала “Я
зарыдала..” (слайд №19)

Режиссерская интерпретация “Вишневого сада”
не во всем удовлетворяла Чехова. “Это трагедия,
какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в
последнем акте”,- писал Станиславский Чехову,
утверждая свою логику движения пьесы к
трагическому финалу, в сущности, к уничтожению
прежней жизни, к утрате дома и исчезновению сада.
В его видении спектакль лишался комедийных
интонаций, что бесконечно возмущало Чехова.
“Сгубил мне пьесу Станиславский”,- писал он на
репетициях 4го акта. По его мнению, Станиславский
(исполнитель роли Гаева) затягивал это действие.
“Как это ужасно! — высказывался Чехов жене. — Акт,
который должен идти 12минут максимум, у нас идет 40
минут”, (слайд №20 сцена из “Вишневого сада”).

Станиславский в свою очередь жаловался в
декабре 1903 года: “Он (“Вишневый сад”)пока не
цветет. Только что появились было первые цветы,
приехал автор, спутал всех нас. Цветы опали, а
теперь появляются только первые почки”.

И все же, несмотря на неизбежные сложности
репетиционной работы, спектакль был подготовлен
к выпуску. Его премьера состоялась в день
рождения А.П.Чехова — 17 января 1904 года. МХАТ
чествовал в первый и последний раз своего
любимого писателя и автора в связи с 25-летнем его
литературной деятельности, (слайд №19 сцена из
“Вишневого сада”).

Появление Чехова в зале в антракте после
третьего действия вызвало гром аплодисментов.
Среди зрителей находились Андрей Белый, Валерий
Брюсов, Максим Горький, Сергей Рахманинов, Федор
Шаляпин, (слайд №21). “ Мы сумасшедшие от
счастья”, — телеграфировал

Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о
родине, о любви, об утрате, о безжалостно
ускользающем времени, (слайд №22).
Пронзительно-печальная комедия “Вишневый сад”
стала завещанием читателям, театру, 21 веку, (слайд
№23)

Учитель:

И вновь обратимся к вопросам,
поставленным в начале урока: “В чем заслуга
Чехова — драматурга? Какой театр создал Чехов? Что
завещал Чехов читателям, театру, будущему веку?”

Итогом нашего урока будет тест (приложение
№1)

Оценивание по результатам теста.

Домашнее задание:

  1. Перечитать пьесу “Вишневый сад”.
  2. Подготовить рассказ о героях пьесы ( по выбору):
    старые хозяева сада,
    новый хозяин, их речевые характеристики.



Следующий: