Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности по повести Д. Гранина Клавдия Вилор. 11-й класс

План урока:



п/п
Этапы урока Время Дидактические задачи, виды
деятельности
1 Организация начала занятия.
Работа с эпиграфом, прослушивание песни
«Дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.
3 мин. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Мотивация и принятие учебной цели.
Постановка проблемного вопроса.
2 Слово учителя.
Презентация о Данииле Гранине, подготовленная
учащимися.
5 мин. Включение учащихся в активную
деятельность. Составление в тетради
хронологической таблицы о жизни и творчестве
автора.
3 . Фаза вызова. Работа с текстом повести
Даниила Гранина «Клавдия Вилор».
5 мин. Актуализация знаний, мотивация, анализ
читательского восприятия, оценочные вопросы
вовлекают в работу эмоциональную сторону
мышления. Использование приема: «Мысли по кругу».
4 2. Фаза реализации. Анализ
идейно-художественного своеобразия повести,
работа над проблемой.
15 мин. Осмысление идейно-художественного
своеобразия повести.
Работа на стадии осмысления проходит в малых
группах по 4-5 человек, вся информация оформляется
в кластеры; развиваем умение сотрудничать и
работать в малой группе; развиваем речевые
навыки при построении устных и письменных
высказываний.
5 Дискуссия.
Используя материалы книги «Клавдия Вилор и
воспоминания спецпереселенцев из книги О. А.
Угрюмова «Боль памяти», — Яренск, 2009г. организуем
в классе дискуссию. Презентации «В фашистском
плену» и «ГУЛАГ».
7 мин. Мобилизация учащихся на рефлексию
степени усвоения и понимания материала, связь
нового с уже известным, критический анализ и
синтез, умение вести дискуссию. Класс делится на
две группы: первая отстаивает точку зрения –
«да»; вторая – «нет».
6 3. Фаза рефлексии.
Сочинение-миниатюра (по выбору учащегося).
8 мин. Выведение знаний на уровень понимания и
применения. Развиваем навыки связных
высказываний. Коррекция.
7 Подведение итогов, организация
окончания занятий.
2 мин. Дать оценку успешности достижения цели.
Подготовка учащихся к концу занятия.

Тема: «Проза 50-70-х годов о Великой
Отечественной войне».

Тема урока: «Человек на войне.
Проблема свободы и несвободы личности» (по
повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор» и
краеведческому материалу).

Цель: формирование представления о
проблеме «человек на войне» в литературе 50-70-х
годов в художественно-документальной повести
Даниила Гранина «Клавдия Вилор», формировать
через осмысление отечественной истории на
примере повести и документального материала –
книги «Боль памяти», изданной в Ленском районе
Архангельской области, у школьников чувство
патриотизма и гражданской ответственности.

Задачи: развивать умения критически
мыслить; развивать умение сотрудничать и
работать в малой группе; развивать речевые
навыки при построении устных и письменных
высказываний, умение вести дискуссию.

Постановка проблемы

Выдающийся русский революционер и мыслитель
Александр Герцен однажды сказал, что книга – это
духовное завещание одного поколения другому.
Совет… юноше, начинающему жить; приказ,
передаваемый часовым, отправляющимся на отдых,
часовому, заступающему на его место.
И разве не достойным продолжателем
патриотической темы выступает проза о Великой
Отечественной войне? В лучших произведениях о
войне, раскрывающих конфликты и проблемы того
времени, мы находим ключ к решению проблем
сегодняшнего дня и, прежде всего, проблем
нравственных.

Разные герои, разные имена. И эта «невероятная
явь войны». И каждый делал свой нравственный
выбор.

Чтение эпиграфа:

Война прошла по жизни страшным крошевом,
Привычки и желания смешав, –
и пролегла меж будущим и прошлым
истории кровавая межа.

Юрий Белаш

Проблемный вопрос: Как ведут себя
герои на войне, поставленные жизнью в
критическую ситуацию?

Звучит песня «Дороги», музыка А. Новикова,
слова Л. Ошанина.

Слово учителя. Велики и неизбывны
последствия Великой Отечественной войны 1941-1945
годов в судьбах современного мира, в сознании и
душах людей. 1418 дней и ночей длился беспримерный
подвиг нашего народа в этой войне – войне,
развязанной фашистской Германией. По выражению
Л. М. Леонова, «немецкий фашизм хотел омертвить не
только настоящее наше, но и будущее. Он и славное
прошлое наше намеревался истребить, обратить
даже не в пепел, а в ничто, сделать так, будто
никогда и ничего после палеозоя и не было на
громадной русской равнине ». Без живой памяти
люди могли бы заблудиться на протяжении одного
текущего века и озвереть.
Время, переживаемое ныне, мобилизует и держит в
напряжении народную память. Появляются писатели,
в произведениях которых легко угадываются
жизненный источник – биография автора, строгое
следование лично пережитому, прочувствованному
и передуманному, точность в передаче
подробностей, примет и мелочей фронтового быта,
внимание к перепадам и изменениям в человеческой
душе, обстоятельность в исследовании
пограничных состояний в людской психологии.
Точность в деталях, во всем, что окружало
человека на войне, приобретает сегодня особенную
историческую ценность и интерес – не дать, пока
не поздно, ничему просыпаться из памяти, собрать
всю правду, представить человечеству все
аргументы в защиту жизни. « Пристрастие
современных писателей к «молекулярному»
движению на войне, как бы замер ада на глубину с
целью определения предела, где еще может
держаться жизнь в ее мирных проявлениях, с ее
обыкновенными радостями, интересами и желаниями,
имеет, кажется, и другую сторону – война
становится священной книгой народов, заветом
предков к потомству…

Презентация о Данииле Гранине,
подготовленная учащимися.

Слайды 1-3. Даниил Александрович Гранин родился
в 1919 году в г. Волынь (ныне Курской области) в
семье лесника. Школу окончил в Ленинграде и там
же поступил в Политехнический институт. Накануне
войны защитил диплом, получил специальность
инженера-электрика и был направлен на работу на
Кировский завод.

Слайд 4. В 1941 году, когда началась война, Даниил
Гранин пошел добровольцем в народное ополчение.
Воевал на Северо-Западном и Ленинградском
фронтах в пехотных частях. После учебы в танковом
училище был командиром танковой роты на
Прибалтийском фронте. Закончил войну в звании
капитана.

Слайд 5. После демобилизации послан в Ленинград
на восстановление разрушенного войной
энергохозяйства города.
Первый рассказ «Вариант второй » был напечатан в
журнале «Звезда» в 1949 году. После этого была
написана историческая повесть «Ярослав
Домбровский» (1951 год).

До 1955 года Даниил Гранин продолжал совмещать
работу в научно-исследовательском институте
Ленэнерго с литературным делом. После
опубликования романа «Искатели» (1954) перешел на
положение профессионального литератора.

Слайд 6. В последующие годы были написаны романы
«После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962), повести
«Кто-то должен » (1966), «Прекрасная Ута» (1967), «Наш
комбат» (1968), «Эта странная жизнь» (1974),
«Однофамилец» (1975), «Обратный билет» (1976) и
другие.[3]

Слайды 7-9. За повесть «Клавдия Вилор» (1976) автор
удостоен Государственной премии СССР.
Героико–трагическая повесть написана в столь
любимом писателем жанре
документально–биографическом повествовании.
Возможно, не появилось бы такого интереса к
произведению, к героине, не будь ее судьба столь
драматична, не случись послевоенной трагедии,
который придал новый свет ее героической и
драматической судьбе.

1. Фаза вызова: актуализация знаний,
мотивация, анализ читательского восприятия,
оценочные вопросы вовлекают в работу
эмоциональную сторону мышления.

1) Какие ощущения вы пережили, читая эту повесть?
(Предполагаемые ответы учащихся: повесть
вызывает «шок», взывает к человеческой боли,
кажется, что такое человеку выдержать
невозможно, горечь от того что, пройдя ад
немецких лагерей, она репрессирована у себя на
родине сталинским режимом).

2) Какие вопросы возникли после прочтения?

Использование приема: «Мысли по кругу». (Работа
в группах). Участники группы высказывают свои
мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить
идею. Он пропускает ход. Затем слово
предоставляется представителю одной группы,
остальные группы потом дополняют, если не
прозвучало то что они считают важным.)
Предполагаемые вопросы:

– Во имя какой цели человек идет на такие
жертвы?
– За что была репрессирована Клавдия Вилор после
плена?
– Что ей помогло выстоять, не потерять свое
человеческое достоинство?
– Позиция автора по отношению к изображаемому
материалу и героине?
– Нужна ли нам такая память?

2. Фаза реализации:

Осмысление идейно-художественного своеобразия
повести.

Работа на стадии осмысления проходит
в
малых группах по 4-5 человек. Лидер
группы распределяет задания и руководит работой.
На столе каждой группы – тексты произведения,
литературоведческие справочники, кластеры на
фазе вызова. По каждой теме необходимо внести
тезисы – основные мысли и подтвердить их
примерами из текста. Затем учащиеся выступают по
своему вопросу, формулируя основные положения
темы. По мере выступления учеником группы вся
информация оформляется в кластеры. (Кластеры
(блоки идей) или гроздья – это графический способ
организации учебного материала, суть которого
заключается в том, что на середине листа
записывается или зарисовывается основное слово
(идея, тема), а по сторонам фиксируются идеи,
слова, рисунки). На фазе вызова кластер оформляет
учитель.

Вопросы на карточках для групповой работы:

1 группа: Что пришлось пережить героине в
фашистском плену?
2 группа: С какой целью, по-вашему, автор
использует в повести документальный материал?
3 группа: Что помогло выдержать Клавдии Вилор
послевоенные испытания?
4 группа: Каково отношение автора к герою?
5 группа: Как автор и его героиня решают проблему
нравственного выбора?

Пример кластера на фазе вызова

Проблема нравственного выбора героя в повести
Даниила Гранина «Клавдия Вилор».

1. Первый круг «ада» – плен.
2. Жанр повести – художественно-документальный.
3. Репрессии.
4. Позиция автора.
.5. Автор и герой.

Примерные выводы.

Патриотизм, Долг, Совесть, Любовь, Гуманизм.
Какую роль играют эти понятия в жизни человека?
Как влияют на его мысли, чувства, поведение?
И что есть жизнь человека? Чего она стоит?
Особенно на войне. И есть ли что для человека выше
и дороже этой высшей и самой дорогой для него
ценности – Жизни?
Разве это не глубочайшая философия? И разве
вопросы эти не связаны неразрывно с проблемой
выбора – нравственного, социального,
гражданского, которую остро ставит в своем
произведении Даниил Гранин. В произведении
созданы образы реальных людей, в которых
писатель обнаружил черты высочайшего служения
своему долгу, своей идее, своему предназначению,
живущих на пределе своих физических и духовных
сил.

Интерес к документальности писатель увидел в
том, чтобы запечатлеть горькие и гордые
свидетельства рядовых людей, которые в своей
массе создают величественную и потрясающую
картину народной беды, народного мужества. Не
дать былому исчезнуть из памяти, – ведь так
стремительно уходят из жизни эти израненные с
подорванным здоровьем люди. Что было для
писателя главным? Социально-нравственный
источник, желание запечатлеть. Только ли?
Возможно, и стремление исправить недостатки
недавнего прошлого, взять из кладовых прошлого
как можно больше опыта.

Таков уж вековечный закон истории: в конечном
счете, в ней непременно побеждает
оптимистическое начало, но далеко не обязательно
торжество отдельной личности. Удел и счастье
борца – сознание исполненного долга, успех дела,
а не полученная в результате награда.
Современную эпоху нужно осмысливать всесторонне
в столкновении разных взглядов, сопоставлении
разных судеб.

Рассказывая о страшных пытках в гестаповских
застенках, Даниил Гранин задает такой вопрос:
«Откуда такая жестокость, может быть, им нужно
было что–то уяснить себе? ». И тут же с горечью
рассказывает о несправедливости, произошедшей
после войны с его героиней.
Даниил Гранин: «Мысленно я примериваю эту судьбу.
Солдатская наша жизнь была пронизана затаенным,
самым мучительным страхом из всех страхов и
ужасов войны – страхом попасть в плен к фашистам.
Это была самая страшная угроза, и бесчестье и
позор… лучше смерть, чем плен».

В августе 1941 года был принят приказ Ставки
Верховного Главнокомандования СССР № 270,
согласно которому все лица, оказавшиеся в плену,
считались изменниками Родины, подлежащими
уничтожению, а члены их семей – лишению
гражданских прав. Из учебника истории для 11
класса, автор Н. В. Загладин, М., «Русское слово»,
2004 г. [6]

В школьных учебниках истории о репрессиях, о
спецпереселенцах не упоминалось даже словом. Так
и вырастали целые поколения людей, для которых
трагические страницы отечественной истории были
изъяты услужливыми историками. Заговорили о
репрессиях сравнительно недавно, лет двадцать
назад. И как заговорили! Столько довелось
наслушаться за эти годы не судей даже – гневных
прокуроров истории, что поневоле, боясь
последовать их примеру, к оценкам того времени и
тех событий подходишь с осторожностью.

Даниил Гранин в своем произведении ставил
задачу: «…углубление исторической правды». Не
появилось бы интереса к его героине, не будь
судьба ее столь драматична и не случись того
послевоенного «перевертыша», который придал
новый свет ее героической и драматической
судьбе. И это – в 1975 году?

О работе молодежного клуба «Поиск», о судьбе
репрессированных рассказал журналист, автор-
составитель книги «Боль памяти» Олег
Александрович Угрюмов. Участники историко–
туристического школьного клуба обследовали
место, где стоял крупный поселок
спецпереселенцев – Ледня. Беседовали с
репрессированными в поселках Лупья, Литвино,
Нянда, Очея, побывали на реке Уктым, в Озерном, на
Сендуге…Принимали участие члены клуба и в
сооружении памятника жертвам политических
репрессий в районном центре с. Яренск.

Дискуссия

Используя материалы книги «Клавдия Вилор» и
воспоминания спецпереселенцев из книги О. А.
Угрюмова «Боль памяти», – Яренск, 2009 г.[1]
организуем в классе дискуссию по вопросу:

Есть ли различие фашистского режима в Германии
и сталинского режима в СССР в отношении к
человеку?

Класс делится на две группы: первая отстаивает
точку зрения – «да»; вторая – «нет».

Во время дискуссии демонстрируются фото из
презентаций «В фашистском плену» (слайд с 12 по 18)
и «ГУЛАГ» (слайд с 19 по 28)

Примерные выводы в дискуссии: «Старая, как
человек, проблема перед каждым встает: поступись
– получишь при жизни славу, деньги, сохрани себя,
стой на своем – тогда терпи и хулу, и бедность, в
будущем признают тебя и воздадут…», – писал Д.
Гранин в одном из своих произведений. Какой бы ни
был режим, человек должен оставаться всегда
человеком. И, наверное, не столько страшны те
жестокие режимы, сколько их исполнители и палачи.
«Включить мозги», поступить по нравственным
законам – им было не дано: в этом и вся суть
режима: он развращает людей.

3. Фаза рефлексии

Сочинение-миниатюра (по выбору учащегося –
одну тему):

  1. Нужно ли нам «ворошить» ошибки прошлого?
  2. Нравственные уроки повести Даниила Гранина
    «Клавдия Вилор».
  3. Жизнь и смерть. Родина и чужбина. Свобода и
    рабство. Гуманизм и жестокость. Порядочность и
    подлость. Как эти противоречия в трагических
    обстоятельствах войны отразились на Клавдии
    Вилор?

Литература к уроку:

1. Боль памяти Автор-составитель Угрюмов О. А.
– Сыктывкар, 2009.
2. Гранин Д.А. Эта странная жизнь. – М.: Сов.
Россия, 1982.
3. Гранин Д.А. Роман-газета № 21 – 22 «Картина»
1981.
4. Гуляков Е.Н. Новые педагогические
технологии. – М.: Дрофа, 2006.
5. Журавлев С.И. Память пылающих лет. – М.:
Просвешение, 1985.
6. Загладин Н.В. История Отечества. Учебник
для 11 класса. – М.: «ТИД» Русское слово» – РС», 2004.
7. Имя его известно: Сборник произведений
советских писателей о войне / Сост. В. Васильев. –
М.: 1987.

Приложения

Следующий: