Человек и война по повести В. Некрасова В окопах Сталинграда


Тема урока: «Человек и война» (по
повести В.Некрасова «В окопах
Сталинграда»)

Цели урока:

  • Образовательные:
  • осмысление и усвоение учащимися фактических
    сведений о событиях, официально принятых оценках
    значения событий в художественной литературе.
  • Развивающие:
  • формирование умения обобщать путем сравнения и
    упражнение в применении таких умений как решение
    проблем, оперирование понятиями и рассуждение.
  • Воспитательные:
  • формирование нравственных, патриотических
    качеств личности, предполагающих свободный,
    аргументированный выбор личностной
    патриотической позиции учащимся.

Оборудование:

  • выставка книг из школьной библиотеки «Строки,
    опаленные войной»;
  • цветные репродукции памятных мест Волгограда:
    Мамаев курган, Вечный огонь, Площадь павших
    борцов;
  • слайды (Приложение 1)
  • инструктивная карта для учащихся (Приложение
    2
    )

Тип урока: комбинированный

Эпиграф

Вспомним всех поименно, горем
вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский



План урока:

1. Битва за Сталинград – ключевой момент
истории России.
2. Своеобразие повествования книги В.Некрасова.
3. Война глазами интеллигентного лейтенанта Юрия
Керженцева.
4. Валега – носитель морали русской деревни.
5. Любовь к России – сила народа-победителя.

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный этап
(целеполагание)

Слово учителя: Великая Отечественная
война… Все дальше и дальше она от нас. Мы стали
меньше интересоваться историей той войны, а при
освещении событий и фактов гонимся за сенсацией,
заменяя научность и доказательность вымыслами.
Чем дальше мы от этих событий, тем
противоречивее мнение о причинах победы
советского народа в этой великой войне.
Некоторые западные историки и военачальники
заявляют, что причинами поражения гитлеровской
армии являются ужасные холода, грязь, снег,
неубранные поля кукурузы и подсолнечника.
Можем ли мы с этим согласиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны факты и
доказательства. А самым ярким доказательством
могут быть документы и литература, которая, по
словам Л.Н.Толстого,
«… в дни войны становится истинно народным
искусством». Она несет в себе правду чувств и
мыслей, нравственного состояния народа в период
тяжелейших испытаний.
Сегодня в роли факта выступит битва,
грандиозность, масштабность которой не вызывают
сомнений. Вот уже 64 года, 2 февраля, в день
разгрома Красной Армией немецко-фашистских
войск под Сталинградом, мы вспоминаем о героях
Сталинградской битвы. Целых полгода внимание
всего мира было приковано к городу на Волге.
Какое значение придавал Гитлер захвату
Сталинграда, в чем значимость победы
советских войск в этой битве?! Об этом нам
расскажет Руслан, который поработал с
историческими документами, а самое главное,
побывал в местах боевой славы, так как проходил
службу в рядах Российской армии именно в этом
городе.

2. Уточнение образовательного объекта

Выступление учащегося с сообщением «Сталинградская
битва» по алгоритму (в ходе выступления на
проекторе транслируются слайды «Сталинградская
битва»):

  • задача немецких войск;
  • героизм и мужество советских солдат;
  • результаты операции «Уран», значение
    Сталинградской битвы.

(Фахрутдинов Руслан, который служил в
Волгограде и побывал на Мамаевом кургане, где в
1967 г. был открыт памятник-ансамбль героям
Сталинградской битвы).

Учащийся. В середине июля 1942 г. немецкие
войска устремились на Сталинград. Перед ними
стояла задача перерезать пути, связывающие
Кавказ с центром России по Волге, разгромить силы
Красной Армии, угрожавшей левому флангу главной
группировки немецких войск, наступавшей на
Кавказ. Задача овладения городом была поставлена
перед 6-й армией фельдмаршала Паулюса. Немцы
упустили возможность овладеть городом с ходу.
Лишь 13 сентября им удалось овладеть вокзалом
и господствующим над городом Мамаевым курганом.
Две недели шла яростная борьба за вокзал, который
13 раз переходил из рук в руки. Бои за город
продолжались более двух месяцев. Истощив силы
противника упорным сопротивлением, советские
войска начали в ноябре
1942 г.операцию «Уран», тогда же общее соотношение
сил на советско-германском фронте изменилось в
пользу Красной Армии.
Потеряв в результате боев, голода и наступивших
морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля
1943 г. группировка немецких войск капитулировала.
Впервые с начала Второй мировой войны германская
армия потерпела столь серьезное
поражение. Сталинградская победа ознаменовала
начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной и Второй мировой войн.

3. Конкретизация задания

Учитель.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

Понимание этой простой истины стало
побудительным мотивом для поколения писателей,
прошедших ВОВ, вновь и вновь возвращаться к
событиям недалекого прошлого. Около трети
Союза писателей ушло тогда на фронт (военными
корреспондентами, солдатами, офицерами,
политработниками). Были и такие, которые ни в
каких писательских организациях не состояли и
прямо из окопов пришли в литературу.
Во время войны и в первые послевоенные годы
писатели стремились сразу же донести до
читателей увиденное и пережитое.
Настоящим открытием в литературе о войне стала
повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова
«В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 г.
Она поразила миллионы читателей своей
искренностью и прямотой и принесла писателю
подлинную славу.

Информационная справка (слайд на
проекторе)

Виктор Платонович Некрасов родился 17 июня 1911 г.
В Киеве. Отец будущего писателя был врачом.
Виктор поступил на архитектурный факультет
Киевского строительного института, занимался
также в театральной студии. С 1941 по
1944 год он был на фронте полковым инженером и
заместителем командира саперного батальона,
участвовал в Сталинградской битве. После ранения
в начале 1945 г. был демобилизован. За первое свое
произведение – повесть «В окопах Сталинграда»
(1946г.) писатель был награжден Сталинской премией
2-й степени. Однако в дальнейшем далеко не все в
жизни писателя было благополучным.
В 1973 г. из-за неосторожных высказываний
либерального характера Виктора Платоновича
Некрасова исключили из партии. Через год у него в
квартире был произведен обыск, в результате чего
были изъяты все рукописи. В этом же 1974г.
писатель покинул Советский Союз, поселился в
Париже. С 1975 по 1982 гг. он был главным
редактором журнала «Континент».
Умер В.Некрасов 3 сентября 1987 г.

На прошлом уроке мы с вами
знакомились с особенностями развития литературы
периода Великой Отечественной войны и
послевоенного десятилетия и выделили три потока
военной прозы.

Информационная справка (слайд на
проекторе)

Повесть В.Некрасова стоит у истоков
«лейтенантской прозы».
Настоящая правда о войне писалась в 1950–1980-е гг.,
когда в литературу пришли те, кто сам воевал,
сидел в окопах, командовал батареей, бился за
каждую «пядь земли». Истинное лицо войны, суть
трудной работы солдата, цена потерь и самой
привычки к утратам – вот что оказалось предметом
раздумий героев и их авторов. Поэтому, именно на
страницах этой повести, мы с вами попробуем найти
ответ на поставленный вопрос. В чем же
все-таки сила народа-победителя?

Сейчас в течение 6 мин. вы будете работать в
группах. Вам предстоит составить словесные
портреты героев, выделив их положительные и
отрицательные качества; проанализировать их
поступки, обратить внимание на жизненные
ценности каждого из них. Представители групп
прокомментируют полученные результаты,
обосновывая свой выбор (желательно с
привлечением текста повести).

4. Решение ситуации. Письменная работа в
группах

Группа №1

Повествователь – лейтенант Юрий Керженцев.
Довоенная профессия героя противоречит его
нынешней квалификации сапера – он по
образованию архитектор, учившийся не разрушать,
а строить. Герой – это сам автор, который
участвовал в боях за Сталинград. Повесть стала
своего рода дневником писателя, в котором он
описывал все, с чем пришлось столкнуться на
фронте.

1. Используя текст повести, приложение №1,
составьте синквейн «Юрий Керженцев»
2. Попробуйте объяснить, почему война дана
глазами героя-интеллигента?

Группа №2

В повести В.Некрасова нет широких панорамных
описаний разворачивающихся событий.
Произведение основано на другой правде –
«окопной», открывающейся лишь через
непосредственный опыт участия в боевых
действиях. На передовой гораздо больше ценится
надежность и сила товарищей, воюющих рядом с
тобой, и потому люди делятся не по чину, а по их
человеческим качествам. Трогательная
преданность Керженцеву его 18-летнего ординарца
Валеги основывается не столько на приказе,
сколько на сложившемся взаимопонимании
интеллигентного лейтенанта и малограмотного
парнишки.
Используя текст повести В. Некрасова «В окопах
Сталинграда», составить по ключевым словам
словесный портрет, «паспорт» героя
(денотатный граф) «Валега».

5. Демонстрация и обсуждение полученных
результатов



Представители группы демонстрируют полученные
результаты, аргументируя свой выбор.

Группа №1

Синквейн «Юрий Керженцев»

Юрий Керженцев
Интеллигентный, искренний, ответственный
Размышляет, минирует, анализирует, оценивает,
вспоминает
«Как все»

В.П.Некрасов

Свое довоенное прошлое Виктор Некрасов
«уступил» главному герою Юрию Керженцеву,
предоставив ему право свободно и доверительно
говорить от первого лица. Глазами лейтенанта
увидены дороги отступления, окопный быт,
столкновения на склонах Мамаева кургана.
В.Некрасову необходимо, чтобы Керженцев был «как
все». В годы войны это означало готовность
разделить с народом любые невзгоды и опасности.

2. Признак интеллигентности для
В.Некрасова – не диплом о высшем образовании,
не причастность к «умственной» профессии, но
категория, прежде всего, нравственная.

Пример. Командир батальона Ширяев и
сам Керженцев делают все возможное, чтобы
сберечь как можно больше человеческих жизней, но
выполнить свой долг. И в противоположность им
даны образы Калужского, который думает только о
том, как самому уцелеть в жестокой мясорубке, как
устроиться в тылу, чтобы не попасть на
передовую; Абросимова, который считает,
что, если поставлена задача, то ее надо
выполнить, несмотря на потери, подставляя людей
под губительный огонь пулеметов.
В разговоре с другим интеллигентом, командиром
роты Фарбером, Керженцев настаивает
«Анализировать прошлое, вернее – дурное в
прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на
основании этого анализа можно исправить
настоящее или подготовить будущее». По-моему,
трудно жить, если все время думать о своих
ошибках и ругать себя за это.
Керженцев еще не догадывается, насколько трудно,
невыносимо жить, думая о собственных ошибках. Но
иного способа избежать их впредь – нет. Люди
должны анализировать прошлое, прежде всего –
дурное в нем.
Лейтенант Фарбер самоедствует, виня себя в
нехватке армейских навыков, в недавнем
пренебрежении военными занятиями, физической
тренировкой. Это недовольство сделало из него
боевого командира.
В повести описания и пейзажные
зарисовки отличаются особой сдержанностью:
чувствуется, что мир дан в восприятии человека
глубоко образованного, однако несколько
очерствевшего под грузом испытаний, выпавших на
его долю. Керженцев не раз ловит себя на мысли,
что здесь, на войне, некоторые прежние,
принесенные из мирной жизни ценности, утрачивают
свою абсолютность, оказываются далекими,
непонятными (гл.11 стр.64).
«Все это когда-то интересовало и волновало
меня, а сейчас отошло далеко,
далеко…Архитектура, живопись, литература…Я за
время войны ни одной книжки не прочел. И не
хочется. Не тянет…Все это потом, потом».
Эти
воспоминания не изгоняются из памяти, они только
откладываются на самую сокровенную ее полочку –
на будущее.
В мыслях героя постоянно звучит живая речь
других людей: женщин, которые провожают солдат,
однополчан. Герой вбирает в себя ощущения и
чувства многих тысяч русских людей,
переживающих трагедию отступления (гл.9,
стр.50).
У героев повести возникает вечный вопрос русской
интеллигенции: кто виноват в
неподготовленности наших войск к войне, в
отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел
уже до Волги? Герои повести чувствуют и тяжесть
положения своего полка, и общее фронтовое
неблагополучие. Однако не дают воли чувствам. В
их разговорах ощутима лишь едва уловимая
недосказанность, эмоциональные вспышки
приглушаются. Смутно сознавая неполноту своего
понимания сущего, они не спешат с
умозаключениями. «На войне никогда ничего не
знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом
творится», словно бы оправдывается Керженцев.
Но и того, что творится под носом, хватает с
лихвой (гл.10, стр.59).

Группа №2.



Денотатный граф «Валега»


Положительное

Отрицательное

18 лет
На войну пошел добровольцем
Труженик (мечтает о мире, о хижине в лесу у себя на
Алтае)
За родину будет драться до последнего патрона
А кончатся патроны – кулаками, зубами
Самоотверженный
(«… умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить
костер…)
Умеет обживаться, приспосабливаться к любым
условиям
Преданный
«Характер диктатора, и спорить с ним
немыслимо»
Молчалив и замкнут
«За что-то он судился, за что – не говорит»
(сирота, есть сестра, которую он не знает)
Читает по складам, в делении путается

Ничего особенного. Но истинный героизм –
это не показной, красивый подвиг, а обычная
черная работа, незаметная, не оцененная может
быть никем.

6. Систематизация полученной продукции.
Обмен впечатлениями

Это они, такие, как Валега, проводят в окопах
часы, дни, недели… Это они без громких слов
сражаются за каждую пядь земли.
Писатель вновь и вновь обращается к вопросу: как
удалось тогда, в 1942–1943 гг. выдержать все и
отстоять город? Перечитаем 16 главу повести
(стр. 96–97). О чем говорят солдаты в
затишье между боями? О своей земле, об
урожае хлеба, они поют песню о Днепре и журавлях.
Каждый боец живет надеждой на будущее, на
восстановление мирной жизни. Они думают не о
подвигах и славе, а о простых, но главных для
каждого вещах. Связь с миром, с родной землей
особенно остро осознается в трагические моменты
войны.
И не случайно вспоминает Керженцев слова Л.
Толстого о «скрытой теплоте патриотизма». Герой
соединяет в своем сознании эту войну и войну
1812 г., думает о том «чуде», которое спасет Россию и
которое называется патриотизмом.
Надеюсь, что сегодняшний урок приблизил к нам те
«окопные» дни, и мы поняли, в чем заключается сила
народа-победителя. Эта сила – в великой любви к
России, в патриотизме, в осознании каждым своего
личного вклада в общее дело победы.
Тема Великой Отечественной войны остается одной
из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература возвращается к событиям войны не
только для того, чтобы вновь и вновь показывать
трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы
опыт прошлого предостерег от катастрофических
ошибок в будущем.

И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

В.Фирсов

7. Домашнее задание

Учащимся дается план предстоящего урока.

8. Рефлексия

Учащиеся пишут синквейн «Урок».




Следующий: