Человек и природа в стихотворении Б. Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать… Урок-анализ стихотворения

Цель:

научить анализу лирического
произведения.

Задачи:

1. Углубить знания по теории литературы
(лирический герой, тема, идея, композиция, ритм,
размер, рифма, кольцевая композиция). Формировать
умение анализировать лирическое стихотворение,
выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества
поэта.

2. Развитие читательских умений по средствам
изучения особенностей поэтического текста.
Развитие ассоциативного мышления учащихся.

3. Пробудить интерес учащихся к личности и
творчеству Б.Пастернака. Воспитывать интерес к
исследовательской работе.

Тип урока

: урок-исследование.

Методы и формы:


По источнику получения знаний Словесно-иллюстративный
По уровню активности познавательной
деятельности
Исследовательская работа в группах,
репродуктивный анализ
По технике Коллективная мыследеятельность
По функциям Моделирование, преобразование
языкового материала

Наглядность и оборудование урока:

портрет
Б.Л.Пастернака, материал для рисования,
карточки-задания, информационно-справочный
материал (Мифологический словарь. – М.,1985,
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.:
Локид, 1999), репродукция картины А.Саврасова
“Грачи прилетели”. Аудиозапись лирической
музыки.

Примечание:

Готовясь к уроку, ребята заранее
распределяются по группам, назначаются
руководители групп, выбирается экспертная
группа.

Ход урока

1. Актуализация темы.

Задание-загадка. Написать пятистишье на тему
“Февраль”. (На столах у ребят лежит памятка.)

Памятка.

  1. Существительное.
  2. 2 – 3 прилагательных.
  3. 3 глагола.
  4. 1 предложение, высказывание по данной теме.
  5. Ассоциация.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, чему будет
посвящен наш сегодняшний разговор? (Произвольные
ответы учащихся).

Учитель открывает тему урока. Совместно с
учителем определяются задачи урока.

2. Работа по теме.

Стихотворение звучит в
исполнении учителя.

I. 1. Февраль. Достать чернил и плакать! III. 9. Где, как обугленные груши,
2. Писать о феврале навзрыд, 10. С деревьев тысячи грачей
3. Пока грохочущая слякоть 11. Сорвутся в лужи и обрушат
4. Весною черною горит. 12. Сухую грусть на дно очей.
II. 5. Достать пролетку. За шесть гривен. IV. 13. Под ней проталины чернеют,
6. Чрез благовест, чрез клик колес 14. И ветер криками изрыт,
7. Перенестись туда, где ливень 15. И чем случайней, тем вернее
8. Еще шумней чернил и слез. 16. Слагаются стихи навзрыд.

Беседа с классом.

Учитель

: Это стихотворение написал один из
самых “загадочных” поэтов ХХ века Б.Л.Пастернак.
“Загадочных”, потому что любил поиграть с
читателем, зашифровывая информацию придумывая
“чудаковатые” образы, наполняя слова новым
смыслом. Давайте мы с вами включимся в эту игру и
попробуем понять, о чем это стихотворение.

- Как вы поняли содержание стихотворения? О чем
оно?

- Какова тема этого стихотворения? (Это
стихотворение о рождении поэзии
).

- Есть ли в этом стихотворении лирический герой?
Выражено ли его присутствие словесно?

- Что или кто выдвигается в стихотворении на
первый план (лирический герой или действие,
состояние)?

- Каково, на ваш взгляд, настроение
стихотворения?

Учитель

: Стихотворение “Февраль…” имеет
три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Мы с
вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928
года. Литературоведы считают, что в лирике
Б.Пастернака есть стихотворения, в которых
отсутствует словесное выражение лирического
героя в виде местоимения я. Действие,
относимое к одному предмету, может быть отнесено
и к другому. Неопределенность в этом отношении
оказывается необходимой для полноты лирического
высказывания. Таким путем стираются грани между
лирическим “я” и миром.

Доктор филологических наук, профессор Сауле
Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о
рождении поэзии держится на философии
двойственности. “В стихотворении Б.Пастернака
“Февраль…” мир человека и мир природы на всех
уровнях пересекаются и словно перетекают друг в
друга”.
(Учитель открывает запись
высказывания на доске для актуализации
зрительного и слухового восприятия). Итак,
сегодня мы с вами попытаемся доказать, что
формальная организация стихотворения
осуществляется таким образом, что она уже несет в
себе идею двойственности на всех уровнях
(ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция,
образная система).

Исследовательская работа в группах.

1 группа.

1. Определите, каким размером написано
стихотворение. Воспроизведите ритмический
рисунок текста. Прокомментируйте.

2. Выпишите из стихотворения рифмопары.
Определите способ рифмовки. Подтверждают ли
рифмы тезис урока.

3. Проследите звуковую организацию
стихотворения.

В результате работы появляются следующие
наблюдения.

Стихотворение написано Я4. В ритмической
структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками
ударений – ПЯПЯ (И чем случайней, тем вернее),
отличающийся неопределенностью значения. 2, 6, 16
строки имеют общую ритмику ЯПЯЯ. Здесь
наблюдается движение от человеческого мира (Писать
о феврале навзрыд
), через зарождение идеи
двойственности в 6 стихе (Чрез благовест, чрез
клик колес
), к финалу, обретающему обобщенность
(Слагаются стихи навзрыд). Повтор в начале и в
конце стихотворения оказывается качественно
другим.

Б.Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд
– горит, изрыт – навзрыд
и др. В рифменной
организации представляет интерес то, что рифмы
между собой тоже составляют семантическую
двойственность (относятся к миру природы и к миру
человека).

Звуковая организация: через все стихотворение
отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и
шипящих (ч, з, щ, ш, ж), разные варианты
сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри,
ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри
), все они
подготавливают конечное навзрыд. Стоящие
рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи
в звуковом плане кажутся неожиданными. Их
звуковые аналогии:

Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя –
СлагаюТСя

доСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись –
груСТь – Стихи

. Так идея двойственности мира
человека и мира природы подтверждается и на
звуковом уровне.

2 группа.

1. По Словарям проследить значение слов февраль,
Водолей, благовест, благовещение.

2. Дать интерпретацию этих слов в контексте
стихотворения.

3. Создают ли данные слова единое подтекстовое
символическое поле?

Наблюдения

: Благовест – это колокольный
звон, возвещающий о начале церковной службы. В
нем тоже можно усмотреть двойственность, так как
его звон соединяет небо и землю. Также в нем
улавливается связь с Благовещением — весенним
религиозным праздником, который празднуется 25
марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле
Гаврииле, посланном Богом к деве Марии
возвестить о непорочном зачатии и рождении ею
Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с
двойственностью отцовства: наличием отца
земного – Иосифа и отца божественного.
Двойственность в рождении поэзии близка
двойственности в рождении Иисуса Христа.

Дважды в стихотворении повторяется слово
“февраль”, с которого начинается текст. Февраль
– месяц очищения. В античности был связан с
магией плодородия. К этому слову можно подобрать
следующие контекстуальные синонимы: слякоть,
весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Очень
многое связывается с весной и водой.
Зодиакальным знаком февраля является Водолей,
олицетворяющий универсальность и отношение к
искусству. Символ Водолея – вода. Две извилистые
линии — знак Водолея – означают двух змей
мудрости: интуицию и рацио. Уже в самом понятии
февраль содержится идея двойственности, а также
образ воды, которая, как и звон, является символом
поэтического творчества. То есть, февраль и
благовест
создают единое подтекстовое
символическое поле. Да и самого Б. Пастернака
можно считать человеком, воплотившимся из воды
(он родился 10 февраля по новому стилю под знаком
Водолея).

Таким образом, в стихотворении мир человека и
мир природы взаимосвязаны. Интересно заметить,
что в тексте предложения, относящиеся к миру
человека, односоставные, инфинитивные: “Достать
чернил и плакать!”, “Писать о феврале навзрыд”,
“Достать пролетку”. А предложения о природе –
двусоставные, в них присутствует и субъект
действия: “Слякоть горит”, “Тысячи грачей
сорвутся в лужи и обрушат…”, “Проталины чернеют
и ветер криками изрыт”.

3 группа.

  1. Подберите контекстуальные синонимы к слову
    февраль
    .
  2. Проследите, связана ли со словом черный
    двойственность.
  3. Проанализируйте лексический ряд слов,
    относящихся к слову навзрыд.

Наблюдения

: Контекстуальные синонимы к слову
февраль – слякоть, весна, ливень, грачи, лужи,
проталины
. Весна зарождается в недрах февраля.
Весна символизирует рождение новой жизни в
природе и пробуждение чувств в человеке, которые
могут явиться основой для рождения поэзии.

С понятием “черный” связана открытая
двойственность. Дважды повторенное слово чернила
является частью такого понятия, как “поэзия”.
Чернила относятся к миру человека. Однокоренные
с ним слова черною, чернеют, а также образы,
содержащие в себе черный цвет, (слякоть,
обугленные груши, тысячи грачей
) – к миру
природы.

“Главное значение черного – это тьма и
зарождение во тьме. Символический ряд включает в
себя комплекс идей: материнство — плодородие –
тайна – смерть. Черное отражает начальное
зародышевое состояние всех процессов” (ЭЗСЭ 1999:
532 – 533). Благодаря этой богатой символике черного
цвета можно предполагать, что рождение поэзии –
процесс, происходящий и в мире природы, и в мире
человека.

Между двумя мирами постоянны смысловые
переклички. В кольце между начальным и конечным
навзрыд, во тьме черного эти миры движутся,
действуют, полные звуков и влаги. Здесь
зарождается поэзия.

Навзрыд


(человек) (природа)
Февраль февраль
Достать грохочущие
Чернил слякоть
Плакать горит
Пролетка ливень
Благовест шумней
Клик сорвутся
Колес лужи
Шумней обрушат
Слез проталины
Криками чернеют
Изрыт ветер

Навзрыд

Само понятие навзрыд тоже двойственно.
Осуществление подобного процесса возможно
только при одновременном участии голоса (звука) и
слез из глаз (воды):

Навзрыд


Грохочущая февраль
Благовест чернил
Клик слякоть
Шумней ливень
Криками слез
Тысячи грачей лужи
очей
проталины

4 группа.

Изобразите в цвете свое впечатление от
стихотворения.

Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с
картиной А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

Наблюдения.

Любопытен анализ слова “черный”
в стихотворении. С одной стороны, в тексте очень
много черного цвета. Причем в этом понятии
присутствует некая двойственность: черный
относится и к миру человека (чернила) и к миру
природы (весною черною горит, проталины чернеют,
тысячи грачей, как обугленные груши). Но, несмотря
на обилие черного цвета в стихотворении,
произведение не выглядит мрачным. Цветовая
картина текста – светлая. Если нарисовать
стихотворение в цвете, то это будет плавный
переход от ярко-синего цвета к розовому и
зеленому.

Презентация исследований

.

Оценка экспертной группы

.

Экспертная группа дает полный анализ
стихотворения.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание

: письменный анализ
стихотворения Б.Пастернака “Февраль. Достать
чернил и плакать!”.

Следующий: