Человек и природа. В. П. Астафьев Царь-рыба. 11-й класс


Цель урока:

ознакомление с автором, Человеком и Гражданином и его
произведением “Царь – рыба” .

Задача урока:

  • Приобщить учащихся к творческому миру самобытного писателя.
  • Совершенствовать умение анализировать ключевые сцены.
  • Понять позицию автора в произведении.
  • Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых
    зависит формирование человека и гражданина.

На доске:

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Писатель.
Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.

Высказывания – эпиграфы,

подобранные учащимися к произведению (задание
дано заранее)

“…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей
стране…”
К.Г.Паустовский

“Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это
части разбитого единого существа. А человек и природа – это разум великого
существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство”.
М.Пришвин

“…Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей в
полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом… умей
думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в
которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он
тебя уважит!”
М.Пришвин

Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть
душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев

Ход урока

I. Краткие сведения о творческом пути
В.Астафьева
(сообщение учащегося).

II. Вступительное слово учителя.

Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда
писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда
он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе.

Сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева
“Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978
год.

В центре повествования в рассказах “Царь – рыба” (жанр произведения) показаны
взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель
духовности.

В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в
отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль
писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу,
проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев
называет браконьерами.

К уроку учащимся заранее были даны вопросы и задания.

  • В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?
  • Природа – храм или мастерская?
  • Подумайте над главной мыслью произведения
  • Кто из героев произведения носит клички? Охарактеризуйте их.
  • Найти примеры из газет и журналов об экологических бедствиях.

III. Аналитическая беседа по повествованию в рассказах.

– В каких произведениях показаны взаимоотношения
человека и природы?

(И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И
дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”,
А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “Бобришный угор”, поэзия Н.Рубцова
и другие.)

– Как все – таки обстоит дело: природа – храм
или мастерская? Обратимся к фактам нашей действительности, доказывающим, как мы
далеко ушли по дороге от храма к мастерской,
(индивидуальные задания:
учащиеся приводят примеры из газет и журналов об экологических бедствиях, можно
использовать и местный материал.)

Комментарий учителя.

Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает
искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую,
уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе,
грозящей всему человечеству.

Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму
человека – это путь потерь не только природных богатств.



Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль,

которая проходит
красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.

IV. Анализ отдельных глав с опорой на текст.

(Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.:
Художественная литература, 1984г.)

1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр.
525].

– Сравните, как показан человек и как природа в
ситуации прямого столкновения.

(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но
сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи,
только у передней лапы прихватного пальца нету”, [стр. 544].)

– Как ведут себя люди после трагедии?

(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все
искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь
над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и
ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но
не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в
своих мелочных заботах.)

– Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”

(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее
вечными великими законами.)



2. Работа с текстом главы “Дамка” [Текст, стр. 382]

– Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого
поселка и его жителях?

(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок
захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую
жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк
оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на
могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”,
“принюхивающиеся таежные парни”.) Комментарий учителя.

Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок
его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.

– По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в
главе “Дамка”

(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет
“чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны
ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без
места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)

Зачитывается текст

от слов “Я простоял всю дорогу… до интеллигентов до
хрена, а местов не хватает!..” [стр. 385]

– Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?

(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни –
безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди
равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль,
спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности.
Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий
мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не
врождена, не привита такая потребность.)

Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего
времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)

– В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните,
кто из них носит клички?

(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)

– Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?

(Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами
морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные
преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих
людей.)

– Чтение внутреннего монолога Утробина

от слов “И из-за нее, из-за этой
гады забылся в человеке человек!…до… Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”,
стр.457–458].

– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель
Утробина?

(Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад.
Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И
человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается,
вспоминает грехи.) Автор восклицает:

“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!”
Комментарий учителя.

Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической
памяти, от следования нравственному опыту народа.

– Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что
наказан Гога Герцев?

(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни
потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего
индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)

– Можно ли считать Акима положительным героем?

(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и
воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое
лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное
слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)

– Что умеет Гога Герцев?

(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы… до… он и не нуждался”. С
детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в
благополучной семье. Он никого не любил.) [гл. “Сон в белых горах”, стр.583]

– Как относятся артельщики к старикам и детям?

(Всякий народ перебывал в Боганиде… до… утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо–
ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера
воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности,
уважение к старшим, потребность творить добро.) 3. Обращение к тексту главы
“Капля”,
[стр. 359]

– Какова авторская позиция в этой главе?

(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и
природы открыто заявлена в главе “Капля”.) Комментарий учителя.

Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:

“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так
есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.

V. Рефлексия

– Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?

Размышления учащихся.

– Обращаемся к эпиграфу. Уместны ли эпиграфы в разговоре о произведении
“Царь-рыба”?

Комментарий учителя.

Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен,
человек портит подаренный ему мир. В основе повести – глубокое чувство
грехопадения.



VI. Домашнее задание.

– В тетради закончите предложение: “В его книгах…”
– Написать эссэ “А так ли важно для нас чтение таких произведений, как “Царь–
рыба” В.Астафьева?




Следующий: