Человек должен быть чистым перед матерью-природой. Урок внеклассного чтения по рассказу П. Н. Краснова Шатохи, 8-й класс

Цели урока.

Обучающая:


обеспечить расширение читательского диапазона
восьмиклассников произведениями о
взаимоотношении человека и природы, о
нравственных ценностях личности.

Развивающая:


содействовать развитию умений работать с
текстом художественного произведения: выдвигать
гипотезы, анализировать, делать самостоятельные
выводы, аргументированно доказывать свою точку
зрения, строить монологические высказывания в
соответствии с нормами литературного языка.

Воспитательная:

создавать условия для формирования ценностных
установок восьмиклассников по отношению к
окружающему миру, к самим себе, к людям; пробудить
стремление осмысливать вместе с автором и вслед
за ним описываемые события; подвести к выводу,
что всё живое вокруг нуждается в защите и
бережном отношении к нему каждого из нас; что
“человек…должен быть чистым перед мать –
природой”. (П.Н. Краснов).

Тип занятия – урок-исследование.

Оборудование.

– Текст анализируемого рассказа.
– Буклет о жизненном и творческом пути П.Н.
Краснова.
– Стенд о собаках разных пород “Наши друзья”.

Эпиграф.

Не бойся врага: в крайнем случае он
может убить тебя. Не бойся
друга: в крайнем случае он может предать тебя.
Бойся равнодушных:
они не предают и не убивают, но только с их
молчаливого согласия
существуют на земле предательство и убийство.

Ричард Эберхарт



Ход урока

1. Завязка

.

Чтение учителем финального эпизода рассказа
П.Н. Краснова “Шатохи” со слов: “Он поднимает
глаза, даже слёз не стыдясь, на людей. Все они,
подавшись телами, головами, глазами, подавшись к
сараю, смотрят и ждут с каким – то язычески
тёмным и жадным интересом – ждут, слушают чью –
то песню ненависти и боли…” до конца
повествования.


2. Интрига.

Учитель.

Какое озарение о людях случилось у Гришука в
этот страшный момент расправы над Лютым?

“Они ж не знают, что делают, совсем не понимают.
Как же так?! Я знаю, а они вдруг нет, не знают…
как же так?!”

Учитель.

Что же не понимают люди? Что осознал Гришук в
эту минуту? Какую мысль хочет донести до нас,
читателей, автор?


3. Выдвижение гипотез учениками с последующим
обобщением учителя

.

- Люди всегда должны оставаться людьми. Они не
должны забывать библейскую заповедь “не убий!”
В противном случае их души черствеют и
опустошаются.

- Собаки становятся “шатохами” по вине людей.
Гришук хочет остаться один, без односельчан. И
это страшно: он тоже может превратиться в
“шатоху”.

- Многие жители села пришли посмотреть на
расправу и поучаствовать в ней из любопытства и
интереса, не испытывая ни жалости, ни
сострадания. Убивать “братьев наших меньших”
стало для них привычным делом.


4. Самостоятельная исследовательская работа
учеников в группах для

подтверждения или
опровержения выдвинутых гипотез
.

Класс разбивается на три группы, каждая из
которых исследует текст рассказа по одной из
гипотез и готовится к выступлению. Форму отчёта
выбирают сами восьмиклассники. Учитель в этот
момент оказывает помощь и поддержку группам,
осуществляет коррекцию их работы.


5. Выступления групп по результатам
проведённых исследований.



6. Рефлексия.

Продолжите предложение: “Быть чистым перед
матерью – природой – это …”


7. Информация о домашнем задании.

На выбор

.

– Сочинение-миниатюра “Мой четвероногий
друг”.
– Составить список художественных произведений,
где идёт речь о судьбе собак, для “Уголка
читателя” в кабинет литературы.
– Какую запись мог бы сделать Гришук в своём
дневнике в день расправы над собаками? Сочинение
– миниатюра.
– Напишите письмо от имени Гришука его другу, где
он описывает свои чувства по поводу кровавой
расправы над собаками.
– Напишите письмо своему другу (своей подруге) о
том, какое впечатление произвёл на вас рассказ
П.Н. Краснова “Шатохи”.

Приложение

Следующий: