Человек дела и деловой человек в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание


Цели: помочь учащимся понять
античеловеческую сущность теории Раскольникова,
дать возможность увидеть, что Лужин – один из
целого ряда героев русской литературы, раскрыть
его принципиальное отличие от “человека дела”;
развивать умение видеть в тексте художественные
детали и интерпретировать их, вовлечь учащихся в
разговор о нравственной ответственности
человека за свой выбор.

Ход урока

I. Творческая “разминка”.

У И. С. Тургенева есть стихотворение в прозе
“Порог”. Перечитаем и подумаем, о каком пороге
идет речь.

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь;
за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом
стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с
леденящей струей выносится из глубины здания
медлительный, глухой голос.

— О, ты, что желаешь переступить этот порог,
знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю,— отвечает девушка.

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение,
обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Знаю.

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю… Я готова. Я перенесу все страдания, все
удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от
друзей?

— Да… и от них.

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— Да.

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и
никто… никто не будет даже знать, чью память
почтить!..

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления.
Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление?



Девушка потупила голову…

— И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

— Знаешь ли ты,— заговорил он, наконец,— что ты
можешь разувериться в том, чему веришь теперь,
можешь понять, что обманулась и даром погубила
свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

— Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса
упала за нею.

— Дура!— проскрежетал кто-то сзади.

— Святая!— принеслось откуда-то в ответ.

Май 1878

II. Установление связи с изученным.

Можно, пожалуй, сказать, что в любом
произведении русской классики герои оказываются
“на пороге”, то есть перед нравственным выбором.
Не случайно русская литература любит молодых
героев: юность – пора выбора. Не является
исключением и роман “Преступление и наказание”.

1. Обратимся к тексту. Откройте конец 6 главы 1
части романа. В каком смысле можно сказать, что
Раскольников находится на пороге?

2. Что привело его к этому порогу?

3. Как же связана теория Раскольникова с
убийством старухи-процентщицы?

Обобщение учителя.

Раскольников в своей теории не сомневается,
проверять он идет не идею, а себя: “Тварь я
дрожащая или право имею?” Достоевский видит
преступную сущность этой теории и понимает, что
ее надо разоблачить. Как? Теория стала частью
самого Раскольникова, он ее со стороны не видит.
Значит, надо дать ему “зеркало”, в котором
отразится истинная сущность его идеи. Функцию
такого “зеркала” выполняет в романе деловой
человек Лужин. Сам Раскольников содеянное
называет делом. Если доказать связь его дела
с воззрениями и деяниями делового человека,
это скомпрометирует теорию Раскольникова.

III. Сообщение темы, цели урока. Запись темы и
плана.

План обсуждения проблемы.

1. “Деловые люди” на страницах русской
классики.

2. Поиск “человека дела” в русской литературе.
Какой аспект этой проблемы волнует Достоевского?

3. Петр Петрович Лужин в системе образов романа
“Преступление и наказание”.

Синонимичны ли эти выражения: “человек дела” и
“деловой человек”?



4. Роль “делового человека” в разоблачении
преступной сущности теории Раскольникова

IV. Словарная работа

.

Речь пойдет о сложных философских, этических
проблемах. Постарайтесь в ходе обсуждения
использовать соответствующую лексику:
общественное благо, гуманизм, антигуманная
сущность, эгоцентризм, индивидуализм, эгоизм,
рационализм, “нравственный компас”…

V. Обсуждение домашнего задания – миниатюры
“Мое представление о деловом человеке”.

Комментарий учителя.

Слово “деловой” нынче в ходу: деловые
отношения, деловая встреча, деловой костюм… По
отношению к человеку это слово часто
употребляется в одобрительном смысле: деловой, с
ним можно иметь дело. И все же… Вот типичная
сценка из жизни шестиклассников: на перемене
мальчишка воспользовался отсутствием соседки и
поспешно списывает из ее тетрадки. Возмущенная
хозяйка тетрадки с криком “Вот деловой!”
выхватывает свое имущество из-под носа
злоумышленника. Негативная окраска слова
“деловой” в данной ситуации несомненна. Откуда
она? Язык сохранил в одном из значений
отрицательное отношение к “деловому человеку”,
сложившееся в русской литературе XIX века, которая
четко различала два понятия: человек дела и деловой
человек
.

VI. Работа по записанному плану.

1. Кого из перечисленных героев вы отнесете к
“деловым людям”? (Обломов, Чичиков, Чацкий,
Паратов, Рудин, Молчалин, Судьбинский)

2. Разные герои разных произведений. Что их
объединяет?

Сравним подробнее двух героев – Молчалина из
комедии “Горе от ума” и Судьбинского из романа
“Обломов”. Сделайте выводы на основе
предложенных цитат.

Фамусов:


Один Молчалин мне не свой.
И то затем, что деловой.

Чацкий:


Он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных

Молчалин:


Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Судьбинский (рассказывает Обломову):

…Целый чемодан везу к докладу…Сколько дела –
ужас! С восьми до двенадцати часов дома, с
двенадцати до пяти в канцелярии, да вечером
занимаюсь. К четвергу надо подготовить доклад –
адская работа!

…С таким человеком, как Фома Фомич приятно
служить… Обещал выдумать командировку нарочно
для меня…получу прогоны на пять лошадей,
суточных рубля три в сутки, а потом награду…

3. Что же отличает “человека дела” от
“делового человека”?

Обобщение учителя.

Русская литература искала героя, для которого
на первом месте стояло бы общественное благо, а
не личный интерес. Появляются тургеневские
герои: Рудин – достойного дела он не нашел, но
способен погибнуть на чужих баррикадах,
Инсаров – он нашел смысл жизни в
национально-освободительной борьбе; появляются
“разумные эгоисты” Чернышевского, предлагающие
конкретные ответы на вопрос “что делать?”… Но
Достоевский вовремя заметил опасность: да,
“человек дела” думает о благе общества. Но каков
путь к этому благу? Все ли средства хороши?
Раскольников своей теорией отвечает
утвердительно, допуская в качестве платы за
достижение великой цели даже человеческую жизнь.
“Человек дела” вступил на опасный путь. Его
теорию надо разоблачить, пока она не овладела
умами многих.

4. В романе “Преступление и наказание” деловым
человеком прямо назван Лужин.

Составим программу исследования этого образа,
опираясь на собственный опыт. Вспомним, как
раскрывается характер Печорина в романе “Герой
нашего времени”, и используем тот же план.

Ключевые эпизоды для анализа:

а) письмо матери Раскольникова – Лужин показан
глазами другого героя (3 глава 1 части).

В ходе анализа интерпретируем художественные
детали. Как много уже достиг Лужин: “Он уже
надворный советник (чин 7 класса)… Служит в двух
местах и уже имеет свой капитал…”. Похоже,
как и Молчалин, “дойдет до степеней известных”.
А нравственные качества? “Он умный и, кажется,
добрый…”. О видимости доброты свидетельствует
его признание, почему он хочет жениться на
бесприданнице: чтобы жена видела в нем
благодетеля! Очень добрый поступок – взял на
себя заботу о сундуке, а невеста и ее мать пусть
добираются в Петербург третьим классом! В
Петербурге его ждут “большие дела”. Какие?
Хочет открыть адвокатскую контору. Как видим, его
дела очень далеки от общественного блага.

б) Авторский психологический портрет героя (5
глава 2 части).

Обратим внимание на детали. “Это был господин
немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с
осторожною и брюзгливою физиономией…” А в
описании внешнего вида героя вдруг появляются
уменьшительно-ласкательные суффиксы: хорошенький
летний пиджак, жилетка, галстучек
Впечатление маскарада усиливается другими
деталями: прелестные сиреневые перчатки он не
надевает, а только носит в руках для парада.
Щегольскую шляпу он осторожно держит в руках. Эти
и другие детали подведут к выводу, что маскарад
призван скрыть истинную сущность героя. Какую? Он
выдаст ее сам.

в) Монолог Лужина о “кафтане” (там же).

Достоевский, несомненно, пародирует теорию
разумного эгоизма Чернышевского и видит в ней
связь с теорией Раскольникова. Сам Раскольников
заявляет: “А доведите до последствий, что вы
давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно
резать…”.

Понятно, почему Лужин так не нравится
Раскольникову. Он компрометирует взлелеянную им
идею.

г) Поступки Лужина. Особое внимание обратим на
попытку обвинить Соню в воровстве, чтобы
скомпрометировать Раскольникова. К Соне никаких
личных чувств у Лужина нет: она для него только
средство достижения цели. Это теория Лужина в
действии.

5. Удалось ли разоблачить в глазах
Раскольникова преступную сущность его теории?



Не удалось. Путь героя к прозрению еще очень
долог. Но Достоевский решил очень важную задачу
– разоблачил теорию Раскольникова в глазах
читателей.

6. Лужин лишен каких-либо человеческих
достоинств, поскольку у него особая роль в
романе: он “зеркало”, в котором в полной мере
должна отразиться преступная теория
Раскольникова. Но Достоевский не забывает о
слове “человек” в словосочетании “деловой
человек”. Посмотрим на другую ипостась этого
героя.

Введение нового понятия.

Ипостась (греч.) – сущность, основание.

Это философский термин, связанный с
христианскими понятиями: Бог-отец, Бог-сын,
Бог-святой дух – три ипостаси Бога единого. Но он
употребляется и в более широком смысле. Так,
портреты Достоевского раскрывают разные
ипостаси его личности. Их создали художники
Перов, Глазунов, скульптор Коненков.

7. Вот и у “делового человека” есть другая,
человеческая ипостась.

Можно ли старуху-процентщицу причислить к
деловым людям?

Старуха-процентщица – “деловой человек”, ее
сестру Лизавету можно отнести к “маленьким
людям”. Но вспомним сцену убийства. После
убийства старухи все отрицательные эпитеты
исчезают. Убит человек. И у “делового человека”,
и у “маленького человека” одна кровь –
человеческая. Для Достоевского слово “человек”
всегда было главным.

Обобщение учителя.

Раскольников, пролив кровь, переступил через
человека в самом себе. Пять частей романа (из
шести) – это не только разоблачение теории
Раскольникова, но и спасение человека в нем.

VII. Домашнее задание.

Следователь Порфирий Петрович – “деловой
человек” или “человек дела”? Три его встречи с
Раскольниковым. Ваши читательские наблюдения.




Следующий: