…часы воодушевления эмоционального подъема… нравственного прозрения… Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе

…уроки литературы – это не часы
развлечения и отдыха…
эти часы должны быть часами воодушевления,
эмоционального подъема… нравственного
прозрения…
А.Т. Твардовский

Каждому из нас известно, что в школе
закладываются основы того отношения к искусству,
к литературе, плоды которого человек пожинает
всю последующую жизнь. В русской национальной
культуре и традициях гуманитарного образования
художественная литература всегда составляла
важный компонент духовного развития народа. В
российской школе литература – ведущий предмет в
системе нравственного, патриотического и
эстетического воспитания школьников. На уроках
литературы происходит общение с книгой, здесь, по
словам психолога А. Леонтьева, “мы учимся
чувствовать, хотеть, “относиться” к другим
людям – через искусство. Оно-то, на чем мы учимся
быть людьми”. Я полностью разделяю точку зрения
Ю. Бондарева: “Познавая жизнь через литературу,
читатель удовлетворяет извечное любопытство к
миру, к самому себе, накапливая мироощущения,
духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь,
становясь мудрее, проживая не одну, а несколько
жизней, — и тем самым удлиняет срок собственного
существования на земле”. Универсальными
задачами литературного образования являются
приобщение учащихся к богатствам отечественной
и мировой художественной литературы; воспитание
любви и привычки к чтению; формирование у
школьников знаний и умений, обеспечивающих
самостоятельное освоение художественных
ценностей; формирование представлений о русской
литературе как о социокультурном феномене,
занимающем специфическое место в жизни нации и
человечества; развитие художественно-творческих
способностей, воображения, эстетического
чувства школьников, воспитание их эмоциональной
и интеллектуальной отзывчивости при восприятии
художественных произведений; развитие навыков
грамотного и свободного владения литературной
речью.

В системе литературного образования особая
роль принадлежит чтению художественных
произведений на уроках и дома. Ограниченность
учебного времени не позволяет изучать все
произведения многосторонне. Поэтому программа
намечает три списка произведений: для чтения и
изучения, для чтения и бесед, для
самостоятельного чтения. Я остановлюсь
подробнее на уроках самостоятельного чтения.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что современные
школьники, и мои ученики в том числе, не особенно
любят читать. Общение с книгой сегодня им
заменяет компьютер. Поэтому я уверена, чтобы
заинтересовать ученика чтением, необходимо
серьезно подходить к выбору произведений.
Современная литература неизменно занимает
первое место в кругу чтения всех категорий
читателей, и, прежде всего, – наших учеников. Это
не случайно: он, вступающий в жизнь человек, ищет
ответы на волнующие его вопросы в произведениях,
современных ему, рожденных той самой духовной
атмосферой, которой дышит сам. Идущий от самого
читателя запрос, его готовность к восприятию
текущей, близкой по времени литературы я
стремлюсь максимально использовать в целях
идейного, нравственного, эстетического
воспитания личности. Убеждена, что литературные
знания ценностны лишь как средство постижения
жизни. Книга должна звать в жизнь, общение с
книгой – общение с жизнью.

Вместе с тем стремлюсь учитывать специфические
трудности, возникающие при восприятии
современной литературы. Прежде всего, это
трудности отбора. Читатели XXI века, не имеющие
высоко развитого вкуса, буквально теряются в
потоке массовой литературы, отсюда –
беспорядочность, бессистемность чтения. Для них,
наших учеников, наличие или отсутствие в
произведении знакомых им из житейской практики
событий, действий и характеров становится
главным критерием художественной ценности. При
этом внешние, поверхностные, сиюминутные
впечатления оказываются сильнее высоких
художественных норм, выработанных тысячелетней
историей литературы и составляющих неотъемлемую
часть культурно-художественного фонда личности.
А между тем В. Сухомлинский утверждал: “Умная,
вдохновенная книга решает судьбу человека”.

Программа по литературе дает примерный список
книг для самостоятельного чтения школьников, но
не предлагает какой — нибудь конкретной системы
уроков внеклассного чтения и бесед по
современной литературе, то есть в программно -
методическом обеспечении курса литературы не
отведено должного внимания этим урокам. Поэтому
я попыталась создать свою систему уроков
внеклассного чтения и бесед по современной
литературе в школе.

На основе системного подхода я попыталась
определить специфику уроков внеклассного
чтения, исходя из того, что основная задача,
стоящая перед системой уроков внеклассного
чтения, — это обеспечение органической связи
между классным и внеклассным чтением на основе
учёта существенных черт обоих видов чтения.

Связь классного и внеклассного чтения –
основной организационный принцип, на котором
базируется данная система уроков внеклассного
чтения. Эта связь в большей степени определяет
характер и последовательность занятий, их
содержание и даже форму. Создавая свою систему
уроков внеклассного чтения в каждом классе, я
руководствовалась проблемно-тематическим
принципом связи классного и внеклассного чтения.
Он позволяет самым естественным образом
связывать изучение литературы по программе с
самостоятельным чтением, т.е. с современной
литературой.

Создавая программу уроков внеклассного чтения,
учитель должен видеть более отдаленное будущее.
Иными словами, я считаю, что уроки внеклассного
чтения должны быть своеобразным прологом к
беседам по современной литературе в старших
классах. План не догма; он обязательно будет
меняться, особенно в отношении конкретных
произведений. Но проблематика, основные разделы
такого плана могут остаться неизменными,
сохранятся и необходимые связи между разделами
плана, сохранится и перспектива.

Я определила шесть центральных тем в
современной литературе (9-11 классы):

  1. “В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)
  2. “Так это было на земле” (Отражение трагических
    конфликтов истории в судьбах героев)
  3. “Память пылающих лет” (Человек в горниле
    Великой Отечественной войны)
  4. “Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)
  5. “Что с нами происходит?” (Нравственные
    проблемы в современной литературе)
  6. “Поэзию любят красивые люди” (Современная
    поэзия)

Наметив темы, я отобрала следующие
произведения для уроков внеклассного чтения в 5-8
классах, чтобы подготовить учащихся к
полноценному освоению современной литературы, а
также лучшие из книг современности для бесед в
старших классах.



“В краю истоков” (О земле, о деревне, о
человеке)

  • 5 класс В.И. Белов “Скворцы”
  • 6 класс В.А. Солоухин “Каравай заварного хлеба”
  • 7 класс К.Д. Воробьев “Синель”
  • 8 класс В.А. Каверин “Два капитана”
  • 9 класс В.М. Шукшин Рассказы
  • 10 класс Ф.А. Абрамов “Деревянные кони”,
    “Пелагея”, “Алька”
  • 11 класс В.И. Белов “Привычное дело”

“ Так это было на земле”(Отражение трагических
конфликтов истории в судьбах героев)

  • 5 класс В.Г. Короленко “Дети подземелья”
  • 6 класс А.А. Лиханов “Последние холода”
  • 7 класс В.Ф. Тендряков “Хлеб для собаки”
  • 8 класс А.И. Приставкин “Ночевала тучка
    золотая…”
  • 9 класс С.А. Алексиевич “Цинковые мальчики”
  • 10 класс Ф.А. Абрамов “Поездка в прошлое”
  • 11 класс В.В. Быков “Облава”

“Память пылающих лет” (Человек в горниле
Великой Отечественной войны)

  • 5 класс Ю.Я. Яковлев “Зимородок”
  • 6 класс Б.Н. Полевой “Повесть о настоящем
    человеке”
  • 7 класс А.Н. Толстой “Русский характер”
  • 8 класс В.О. Богомолов “Иван ”
  • 9 класс Б.Л. Васильев “А зори здесь тихие”, “В
    списках не значился…”
  • 10 класс В.В. Быков “Сотников”
  • 11 класс К.Д. Воробьев “Это мы, Господи!”, “Убиты
    под Москвой”

“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

  • 5 класс В.П. Астафьев “Капалуха”, “Белогрудка”,
    “Зачем я убил коростеля?”
  • 6 класс К.Д. Воробьев “У кого поселяются аисты?”
  • 7 класс П.П. Краснов “Шатохи”
  • 8 класс Г.Н. Троепольский “Белый Бим Черное ухо”
  • 9 класс Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых
    лебедей”
  • 10 класс В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”
  • 11 класс В.П. Астафьев “Царь – рыба”

“Что с нами происходит?” (Нравственные
проблемы в современной литературе)

  • 5 класс Ю.Я. Яковлев “Баваклава”
  • 6 класс В.К. Железников “Чучело”
  • 7 класс В.Ф. Тендряков “Весенние перевертыши ”
  • 8 класс А.Г. Алексин “А тем временем где-то…”
  • 9 класс А.В. Вампилов “Старший сын”
  • 10 класс А.В. Вампилов “Утиная охота”
  • 11 класс В.Г. Распутин “В ту же землю”, “Пожар”

“Поэзию любят красивые люди” (Современная
поэзия)

  • 5 класс Н.Н. Матвеева
  • 6 класс А.Я. Яшин
  • 7 класс Д.Б. Кедрин
  • 8 класс С.С. Орлов
  • 9 класс В.Д. Федоров, Э.А. Асадов
  • 10 класс Н.А. Заболоцкий
  • 11 класс Н.М. Рубцов

Урок внеклассного чтения или беседа по
современной литературе представляет итог
большой самостоятельной работы учащихся, но
самостоятельность не формируется сама по себе.
“Научите управлять рулем и ветрилами, а потом
пускайте в открытое море”, — так учит опыт. Именно
поэтому я не ограничиваюсь только объявлением
темы очередного урока внеклассного чтения или
беседы по современной литературе и
рекомендацией литературы к нему. Знаю, что хорошо
подготовленный и интересно проведенный урок
внеклассного чтения – это золотой ключик к
созданию особого микроклимата в отношении
учителя и учеников: душевной близости,
взаимопонимания, уважения, горячей
заинтересованности и, наконец, любви к
литературе. Каждое художественное произведение,
включенное в школьную программу, дает
благодатный материал для нравственного развития
личности школьника, помогает ученикам обогатить
мир мыслей и чувств тем, что несут авторы в своих
произведениях. Я стараюсь из множества
нравственных проблем, поднятых в произведении,
выбрать такую, которая не оставит моих учеников
равнодушными, заставит размышлять,
сочувствовать, сопереживать.

  • К какому выводу приходит Леня, думая о бабушке?
    Что, по-вашему, значит “жить для людей”? ( Ю.
    Яковлев “Баваклава”)
  • Как вы думаете, каким кораблик вернется из
    плавания? А что, по-вашему, значит “повзрослеть”?
    (Н. Матвеева “Кораблик”)
  • Согласны ли вы с тем, что война “закаляла”
    характеры людей, в том числе и детей? (А.Лиханов
    “Последние холода”)
  • Подумайте, детская жестокость – это явление
    временное или оно накладывает отпечаток на общее
    формирование характера, и человек, став взрослым,
    может остаться жестоким? (В. Железников
    “Чучело”)
  • Володя сыт, рядом с ним умирающие от голода. Он
    хочет протянуть им свой кусок. Но они – классовые
    враги! Можно ли делиться с ними хлебом? (В.
    Тендряков “Хлеб для собаки”)
  • Егор Полушкин погибает. Значит, зло победило
    добро? (Б. Васильев “Не стреляйте в белых
    лебедей”)
  • Повесть К. Воробьева “Это мы, Господи!”
    называют криком и свидетельством памяти. Почему
    мы можем назвать это произведение криком?

Я даю задания для групп и отдельных учащихся,
учитывая их интересы и уровень читательской
культуры. Всему классу обычно предлагаются
ориентирующие вопросы для обдумывания
прочитанного.

Самостоятельное чтение учащихся позволяет мне
наметить систему работ творческого характера,
подготовку к которым я начинаю заблаговременно,
хотя проверку некоторых из них, как правило,
отношу на более позднее время (после урока
внеклассного чтения). Написать письмо герою,
сформулировать нравственные уроки, которые
преподносит писатель, составить “свой” сборник
избранных стихов поэта, написать вступительную
статью к нему, дать интерпретацию одного из
стихотворений, написать отзыв, рецензию, эссе,
придумать афишу к пьесе, подобрать 1-2 эпиграфа к
теме урока – далеко неполный перечень
творческих заданий к урокам.

Н

ачиная с 5 класса, ребята обязательно ведут
читательский дневник, где записаны заповеди
читателя и указаны разделы, соответствующие
шести темам в современной литературе. В дневнике,
на каком бы эмоциональном подъеме ни проходил
урок, должны остаться его следы в записях
ученика, к которым он будет обращаться при
подготовке к сочинениям, к урокам в старших
классах.

“Среди книг, как и среди людей, можно попасть в
хорошее и дурное общество”, — писал Гельвеций.
Поэтому, предлагая книгу для внеклассного
чтения, я всегда думаю, что она может дать
детскому чувству и уму, о чем подумает, что почувствует
ученик, когда прочитает ее. Стремлюсь к тому,
чтобы произведение соответствовало возрасту
ребят, складу их ума, их желаниям, чтобы оно была
понятно, доступно, интересно, вошло в душу и в
память. В наше очень не простое время, когда
попраны такие испокон веков присущие русским
людям качества, как доброта, милосердие,
отзывчивость, гуманность, именно мы,
учителя-словесники, должны развивать их в
ребенке. А поможет нам в этом бесценный источник
знаний, интеллектуальный наставник и спутник
человека, чудо, имя которому, — книга. Я стараюсь,
чтобы ребята хорошо запомнили и применяли в
своей жизни слова Ш.Монтескье: “Любить чтение –
это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на
восхитительные часы”.




Следующий: