Час поэзии. Конкурс чтецов Камчатка – край родной

Цели:

  • расширение и углубление знаний детей о малой Родине;
  • знакомство с произведениями камчатских поэтов о родном крае, его красоте
    и величии;
  • воспитание чувства патриотизма, любви и бережного отношения к родному
    краю, Родине, к людям;
  • развитие познавательного интереса, умение наблюдать, анализировать;
  • отработка навыка выразительного чтения наизусть поэтического текста.

Задачи:

  1. Развивать у учащихся мотивацию к чтению на основе непосредственного
    восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших
    товарищей;
  2. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и
    переживании мира;
  3. Расширять кругозор.

Применяемые методики, технологии: Технология коллективно-творческих
дел, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное
направление в обучении и воспитании, активизация познавательных и творческих
способностей детей, организация поисковой самостоятельности.

Подготовительный этап:

Разработка сценария и подготовка программы.

Поиск и заучивание наизусть стихов детьми.

Подготовка выставки детских рисунков.

Создание презентации “Камчатка – край родной”

Праздничное оформление зала.

Оформление:

1. Карта Камчатки.

2. Выставка книг:

  • Лекарственный мир Камчатки.
  • Н. Козьмин “Большерецкая земля”.
  • М. Ф. Катаев “От Алтая до Камчатки”.
  • В.М. Кирпищиков “Большерецкая мозаика”, “Большерецкий острог”
  • Книги о природе Камчатки
  • Сборники стихов и рассказов камчатских авторов

3. Выставка рисунков учащихся под руководством Рязанцевой С.П., Тимошенко
Е.И. (Приложение 2,
Приложение 3
,
Приложение 4
, Приложение 5,
Приложение 6,
Приложение 7
, Приложение 8,
Приложение 9
).

Технические средства:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Презентация “Камчатка – край родной” (Приложение 1).

Ведущий: Наша сегодняшняя встреча посвящена родному краю – Камчатке.
(Слайд 1–2).

“Камчатка – страна печальная, гористая и влажная. Ветры почти беспрестанно
обвевают ее. Снега не тают на высоких горах. Снега выпадают на 3 сажени глубины
– и лежат на ней почти 8 месяцев. Ветры и морозы убивают снега; весеннее солнце
отражает на их гладкой поверхности и причиняет несносную боль глазам. Настает
лето. Камчатка, от наводнения освобожденная, являет скоро великую силу
растительности; но в начале августа уже показывается иней и начинаются морозы” –
такое описание нашего удивительного края дал великий русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин.

Многие “заболевают” Камчаткой на всю жизнь. Разве можно представить себя без
вулканов, величественных и мудрых, без Долины гейзеров, уникальной жемчужины
нашей планеты, куда стремятся попасть тысячи туристов.
(Слайд 3–7).

Чтец 1.

Чтение наизусть стих. Л.Юдиной “Говорят, что солнца мало…” (Слайд 8).

Говорят, что солнца мало
На заснеженной Камчатке,
Что всегда оно играло
С ней в невидимые прятки.
Говорят, что солнца мало,
Только испокон веков
Солнце здесь всегда вставало,
Прячась в шапке облаков,
Нахлобучив в сизой дымке
Облаков крутой парик,
Ускользало невидимкой
На далекий материк.
Только все у нас в порядке,
И уютно, и светло.
На заснеженной Камчатке
Сердцу вольному легко…

Ведущий: Наш сегодняшний разговор – об уникальности и красоте природы
родного края. Никого она не оставляет равнодушным, а тем более людей творческих.
Поэтому так много стихов посвящено этой теме.
(Слайд 9).

Земля, холодная снаружи,
Под плотным ледяным пластом
Ты согреваешь наши души
Своим невидимым теплом…

Каждый из вас к занятию выучил стихотворение. Сегодня мы проведем конкурс на
лучшего чтеца и посмотрим, как вы научились правильно читать наизусть. А наши
гости будут членами жюри. Именно они решат, кто же из вас сегодня будет лучшим
чтецом и получит главный приз.

Чтец 2. Чтение наизусть стих. Н. Коровина “В краю глухих камчатских
сопок…”

В краю глухих камчатских сопок
Где лишь медведь ревет в ночи,
Как старики, на склонах сопок,
Стоят, согнувшись, кедрачи.
А рядом – белые березы
Стоят под ветром в полный рост.
В метель, в жестокие морозы
Вершиной достают до звезд!
Вот так и в жизни – сильным, смелым
Любая нипочем беда.
Живут под стать березам белым,
И побеждает Красота!

Ведущий: Большую часть года Камчатка покрыта снегами. Зима – самый
продолжительный сезон года, поэтому и стихов об этой поре больше всего.
(Слайд 10).

Природа замирает в ожидании долгой грядущей зимы. С высоты птичьего полета
камчатский пейзаж выглядит безжизненной снежной пустыней. На многие сотни
километров простирается дикая, безлюдная страна.

Чтец 3. Чтение наизусть стих. Л.Юдиной “Опустился вечер, затуманив
взор…” (Слайд 11).

Опустился вечер,
Затуманив взор,
Дымкою на плечи
Седоватых гор.
Вышел на зарядку
Первый снегопад
И одел Камчатку в свадебный наряд…

Чтец 4. Чтение наизусть стих. В. Павлюткина “У нас зима. В крутых
распадках…” (Слайд 12).

У нас зима.
В крутых распадках
Гуляет снежной пыли сноп,
Лишь снег да ветер,
Вся Камчатка
Похожа на большой сугроб.
Пурга за окнами смеется,
Вздыхает в трубах домовым.
Дорога лентой белой вьется
И тает в небе, словно дым.
Все стихнет в ночь,
А спозаранку,
Едва проснувшись,
Ветер зло
Поземок стружки,
Как рубанком,
Снимает с наста тяжело.

Чтец 5. Чтение наизусть стих. В. Спиридонова “Зима, как лебедь
белая,// Раскинула крыла…” (Слайд 13).

Зима, как лебедь белая,
Раскинула крыла
И землю онемелую
Всю снегом занесла.
Укрыла, запорошила,
Метелями шаля,
Луга с травою скошенной
И с оземью поля.
Земля моя безбрежная
Притихла в крепком сне,
А лебедь белоснежная
Над полем в тишине,
Сложив крыла метельные,
Все ночи напролет
Ей песни колыбельные
По-своему поет.

Чтец 6. Чтение наизусть стих. Л.Юдиной “Снег ложится на крыши”.

Снег ложится на крыши,
На сутулые плечи.
И простуженно дышит
Замороженный вечер.
Где-то трактор грохочет,
Очищая дорогу,
Зажигаются к ночи
И огни понемногу.
А под крышами дремлют
Голубиные стаи
Снег ложится на землю
И не тает, не тает

Чтец 7. Чтение наизусть стих. Л.Юдиной “Последняя оборона”.
(Слайд 14).

Легли снега на землю,
На веточки сосны,
Деревья тихо дремлют
До будущей весны.
По небу ветер гонит
Седые облака,
Но не надела брони
Зеленая река:
Тревожно бьет о скалы,
Беснуясь на нуле,
И шепчет, точно Гамлет,
Застыну или нет?
А ветер озверевший
Вдруг вырвет из-под ног
Намокший, пожелтевший,
Израненный листок.
И сок последний выпьет,
И, выгнувшись дугой,
Он из-под снега выбьет
Какой-нибудь другой…
Не плачут и не стонут
Листочки в том бою,
А держат оборону
Последнюю свою.

Ведущий: Весна на Камчатке поздняя, погода часто неустойчива и
дождлива, а снег сходит в мае – июне. Но от этого она еще более долгожданная.

Чтец 8. Чтение наизусть стих. В. Кирпищикова “Апрель, а весною не
пахнет…”(Слайд 15).

Апрель, а весною не пахнет…
Метель, и такая тоска!
Но вдруг зашуршит, да как ахнет
У самого аж виска,
Что вздрогнешь невольно:
То с крыши
Сползает он все-таки,
Снег!
Невидимо, вроде, а дышит,
Берет – набирает разбег,
Свое нагоняет природа –
И тихо светлеет душа.
Какие ни ждали невзгоды,
А жизнь –
Черт возьми! –
Хороша.

Ведущий: Нежаркое короткое лето поражает буйством цветения, обилием
зелени. Земля, отдохнувшая за зиму пытается наверстать упущенное, порадовать
людей. (Слайд 16).

Недолгое лето завершается красивой золотой осенью, напоминающей лучшую пору
осени в средней полосе России. Если камчатская весна приходит робко и незаметно,
то осень всего за одну ночь изменяет окружающий ландшафт.

Чтец 9. Чтение наизусть стих. Л.Юдиной “Осень”. (Слайд 17).

Золотистые травы
Тонкий выгнули стан.
И не ради забавы
Серебрится вулкан,
Раскрываются руки
Утомленных берез,
И вплетаются реки
В волны каменных кос.
Неба чистая просинь,
Голубой водоем,
И красавица осень
На пороге моем.

Чтец 10. Чтение наизусть стих. В. Спиридонова “Из-под ресниц
зеленых сосен…”

Из-под ресниц зеленых сосен
Глазами чистыми озер
Глядит задумчивая осень
На голубеющий простор.

Там стаи птиц в порядке строгом
Летят в невидимую даль.
И стало грустно вдруг немного,
И стало вдруг чего-то жаль.

А по долинам в ярком блеске,
Где день и чище, и светлей,
Багрянец пестрых перелесков
Смешался с золотом полей.

И в шапках сизого тумана
Шальным ветрам наперекор
Уходят сопки к океану,
Как будто витязи в дозор.

Ведущий: Спасибо всем ребятам за чтение стихов. А сейчас посмотрим
работы наших учеников. (Приложение 2,
Приложение 3,
Приложение 4
, Приложение 5,
Приложение 6,
Приложение 7
, Приложение 8,
Приложение 9
).

Сегодня мы услышали много стихов о природе, временах года. Вы увидели
изображения камчатских пейзажей. Что их всех объединяет?

Какие выводы вы могли бы сделать в конце нашего занятия перед тем, как жюри
объявит результаты нашего конкурса?

(Ответы детей)

(Слайд 19). Ведущий: Камчатка!
Красивая горная страна с печальной и суровой, полной чудес природой…

Самый избалованный путешественник, очутившись на Камчатке, будет очарован
красочным многообразием ее ландшафтов.

В мире осталось мало нетронутых уголков природы, где можно слышать журчание
ручья, увидеть нерестящуюся рыбу, белых лебедей, где можно взобраться на вулкан
и посмотреть на мир таким, каким он был многие века назад.

А наша с вами задача – сохранить уникальность родного камчатского края.

Камчатка – край нежный и чуткий. Каждый может найти здесь и счастье, и
любимое дело.

Камчатка – край суровый и своенравный. Каждый, кто прикоснется к его красоте
и славе, навсегда останется настоящим человеком.

Нас не обманет чудесный дальневосточный край, первым в нашей стране
встречающий солнце, восходящее над Тихим океаном.

Итоги конкурса

(объявляет жюри, вручает призы).

Следующий: